Главная страница

Подкова на счастье


Скачать 92.11 Kb.
Название Подкова на счастье
Калинина И. В
Дата 06.03.2016
Размер 92.11 Kb.
Тип Конспект

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №45»

Конспект

занятия по декоративной лепке

на тему:

«Подкова на счастье»

Автор:

воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с ФФНР

Калинина И. В.

Г. Заволжье, 2008 г.

Провела

воспитатель подготовительной

логопедической группы №11

МДОУ Центр развития ребёнка

детский сад №45

«Аленький цветочек» г.Заволжье

Калинина Ирина Владимировна

Цель: активизировать творческую самостоятельность и активность детей.

Задачи:

1.Расширять представления детей о значении оберегов, вызвать желание создать их.

2.Упражнять детей в самостоятельном применении различных способов и приёмов лепки.

3.Продолжать учить подбирать разнообразный материал для изготовления задуманной поделки, сочетая природный материал и изобразительный.

4.Учить передавать назначение поделки, опираясь на знание особенностей культуры и быта русского народа.

5.Побуждать придумывать декоративную композицию: разное расположение узора в соответствии с формой изделия.

6.Развивать сенсомоторные качества, творчество, эстетическое восприятие, речь (активный словарь – расплющить, разгладить, подкова; пассивный словарь – оберег, клещи, объявлен).

7.Воспитывать любовь и заботливое отношение к своей семье; аккуратность при выполнении поделки.

Предшествующая работа:

1.Беседа о профессии кузнеца. Рассматривание подковы.

2.Организация выставки рисунков на тему «Моя семья», рассматривание выставки.

3.Беседа на тему: «2008 год – год семьи».

4.Знакомство с разными видами злаковых и зерновых культур: название, особенности прорастания, использования, значение и традиционный смысл, придаваемые в легендах и поверьях русского народа.

Материал:

  1. Демонстрационный:

-обереги: домовёнок,

колокольчики (медный и глиняный),

подковы (металлическая, деревянная, берестяная, глиняная);

-образцы узоров на полосе.

2. Раздаточный:

-фартуки клеёнчатые,

-подносы,

-глина,

-стеки,

-дощечки,

-монетки (достоинством 1 копейка),

-зёрна: гречи,

пшеницы,

гороха

-бумажные цветы,

-влажные салфетки

Ход занятия.
Дети вместе с воспитателем входят в группу.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, каким годом объявлен 2008 год в нашей стране?
Дети: годом семьи.
Воспитатель: Да. Вот видите какая честь и хвала семье. Что, по-вашему, семья?
Дети: - Когда все живут вместе.

-Любят друг друга.

-Есть мама, папа, дети. И т.д.
Воспитатель: Ребята, а вы переживаете, когда с вашими родными людьми в семье случаются какие-то неприятности, несчастья?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы бы хотели как-то попытаться уберечь, оградить от неприятностей свою семью?
Дети: Да.
Воспитатель: А как, по-вашему, это можно сделать?
Дети: дают ответы.
Воспитатель: А вот в старину на Руси люди придумывали различные предметы-обереги. Их было большое множество и каждый оберег предохранял человека или его дом от разного вида неприятностей или даровал что-то этому дому.
Воспитатель демонстрирует разные виды оберегов:

-Домовой следил за хозяйством и порядком в доме, поэтому ему «дарили» веник. А почему, как вы думаете, его веник украшали разными предметами?
Дети: -гречей и пшеном – чтобы в доме всегда было сытно;

-денежка – к достатку;

-шишка – к богатому урожаю;

-цветы – чтобы дом был красивый.
Воспитатель (продолжает демонстрацию оберегов):

- колокольчики отпугивали нечистую силу;

-а подкова приносила в дом счастье. Почему?
Ребёнок: подкову делали из металла. А металл раньше дорого стоил. Металлических вещей в домах почти не было. И если человек находил металлическую подкову, он мог из неё наделать ножей, гвоздей, топор, молоток –всё, что в хозяйстве пригодится.
Воспитатель: Счастья хотелось каждой семье, но не всем удавалось найти железную подкову. Тогда придумали делать подковы не для лошадей, а в подарок на счастье. Использовали разный природный материал: бересту – кору берёзы (демонстрирует), дерево (демонстрирует), глину (демонстрирует). А в вашем доме есть подкова на счастье?
Дети: Нет (да).
Воспитатель: сегодня я вам предлагаю сделать такие подковы. Из какого материала вы бы хотели сделать?
Дети: дают ответы.
Воспитатель выслушивает ответы детей и даёт комментарии (например, из дерева и бересты плохо – дерево пострадает).
Воспитатель: Я вам предлагаю сделать подкову из глины. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Присаживайтесь за столы. Обратите внимание на то, что находится у вас на столах. Теперь подумайте и скажите, как вы будете делать заготовку для подковы?
Ребёнок: Возьму кусок глины, скатаю толстый и длинный цилиндр. Согну его дугой. Разложу на доске. Расплющу, разглажу, чтобы получилась ровная поверхность.
Воспитатель: Чтобы поверхность получилась более гладкая и ровная, её можно протереть влажными пальцами. Для этого у вас на столах есть подносы с влажными салфетками. Подровнять края с внутренней и внешней стороны вам поможет стека. Только не забудьте в «клещах» подковы проделать стекой сквозные дырочки, чтобы в них вдеть шнурок или верёвочку, после того, как подкова высохнет.
Воспитатель: (обращает внимание детей на поднос с разными видами украшений)

-из разного вида круп на подкове можно выложить различный узор или цветы. (Обращает внимание детей на таблицу, где представлены разные виды узоров из природного материала). Те, кто затрудняется, может посмотреть в таблицу.

-чтобы подкова выглядела красивее и несла несколько значений, можно использовать сразу несколько видов украшений.
Руководство деятельностью детей.
Воспитатель: Ваня, с чего ты начнёшь свою работу?
Ребёнок: скатаю цилиндр.
Воспитатель: (худ.слово) Кто любит трудится, тому без дела не сидится.
Воспитатель: -Ребята, чтобы глина не прилипала к рукам, смочите их водой.

-Катя, а почему ты скатала не ровный цилиндр: на концах тонкий, а в середине – толстый?
Ребёнок: Сверху подкова шире, а на концах (где «клещи») уже.
Воспитатель: -Максим, не забывай, пожалуйста, чтобы потом подкова не переломилась, слой глины на доске не должен быть тонким, поэтому не надо с такой силой расплющивать.

-А у Даши какая ровная и гладкая поверхность заготовки! Как ты этого добилась?
Ребёнок: сырыми пальцами разгладила пласт глины.
Воспитатель: Алена, как у тебя так ровно получается ровнять края у заготовки?
Ребёнок: Я сначала сделала лёгкий набросок по краям заготовки, а потом стала вырезать.
Воспитатель: (худ.слово) Учение и труд рядом идут.
Воспитатель: Настя, а у тебя я вижу тоже лёгкий набросок на заготовке. Для чего ты это сделала?
Ребёнок: чтобы разместить узор.
Воспитатель: Валера, ты как решил украсить свою подкову?
Ребёнок: цветами из зёрнышек ржи.
Воспитатель: -Ребята, не забывайте, чтобы зёрнышки прочно держались, их слегка надо вдавить в глину.

-А вот Петя постарался дырочки в «клещах» подковы проделать насквозь. Как у тебя это получилось, Петя?
Ребёнок: Я острый конец стеки поставил в намеченное место, нажимал и проворачивал.
Воспитатель: (худ.слово) Какие труды , такие и плоды.
Воспитатель: Подкову вешали над входной дверью «клещами» вверх (т.е. раскрытой частью к небу), чтобы добрые силы, спустившись с неба, могли войти в подкову и остаться в доме. А если подкова висит «клещами» вниз, то добрые силы уйдут в землю.
Воспитатель: в конце работы не забудьте вытереть руки влажными салфетками. Их вы найдёте на своих рабочих местах.

Воспитатель предлагает детям аккуратно разместить свои работы на демонстрационном столе


Анализ детских работ
Воспитатель: посмотрите, как вы замечательно сегодня потрудились. Сколько оберегов будет в ваших семьях!

А все подковы одинаковые?
Дети: нет.
Воспитатель: А чем они отличаются друг от друга?
Дети: На некоторых есть узор, а на некоторых надпись, все по-разному использовали украшения.
Воспитатель: Глядя на эту подкову, я решила, что человек хочет, чтобы в его доме всегда было сытно. Как он это смог показать?
Дети: украсил подкову зернами ржи и гречи.
Воспитатель: А на этой подкове очень много цветов и они составляют композицию. Как вы думаете, что человек хотел этим передать?
Дети: Наверно, ему очень хочется, чтобы в его доме всегда был уют и порядок, дом был красивым.
Воспитатель: Смотрите, как светится эта подкова! Что же это блестит?
Дети: Это блестят монеты.
Воспитатель: А зачем их так много?
Дети: Наверно человек желает несметного богатства своей семье.
Воспитатель: А есть здесь совсем неукрашенная подкова?
Дети: нет
Воспитатель: конечно все мы с вами хотим, чтобы наши семьи были счастливы: жили в достатке, в красивом и уютном доме, где всегда пахнет пирогами и блинами. Я думаю, что эти обереги помогут сохранить и преумножить счастье и благополучие в ваших домах.

А весёлая песня поднимет настроение вам, вашим родным и близким.

Воспитатель предлагает исполнить песню «Моя семья»