Главная страница

«методика преподавания ручного труда»


Скачать 0.73 Mb.
Название «методика преподавания ручного труда»
страница 2/4
Дата 09.03.2016
Размер 0.73 Mb.
Тип Лекция
1   2   3   4

3. Характеристика программных требований по ручному труду (1-4 класс)

Основным нормативным документом, определяющим содержание трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VI вида, а также требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, является программа обучения ручному труду распределенная по годам обучения с учетом психофизически и возрастных особенностей учащихся.

В пояснительной записке программы определены задачи, которые необходимо решать на уроках трудового обучения в младших классах специальной школы. Это прежде всего воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда); сообщение элементарных знаний по видам труда, развитие самостоятельности, формирование интереса к труду и организационных умений (вовремя приходить на занятия, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты и т. д.). Наряду с общими задачами в программе разработаны и специальные направления, связанные с коррекцией психо-физической деятельности школьников. К ним относятся формирование умения ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу.

Программой предусмотрены следующие виды труда:

  1. работа с глиной и пластилином;

  2. работа с природными материалами;

  3. работа с бумагой и картоном;

  4. работа с текстильными материалами;

  5. работа с проволокой и металлоконструктором;

  6. работа с древесиной.


В программе представлен примерный перечень изделий, которые предлагаются для изготовления детьми на уроках. Однако и перечень изделий, и распределение учебного времени по труда — примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель может отобрать работы, наиболее доступные для выполнения.

В программе также даются методические указания по организации и проведению уроков трудового обучения в младших классах.

Например, на одном из последних занятий учебной четверти рекомендуется проводить самостоятельную работу учащихся. Учитель подбирает изделие среднего уровня сложности. При этом анализ образца или рисунка, а также планирование работы осуществляется самостоятельно.

Программа составлена с учетом возрастных категорий учащихся. В каждом классе предусматривается работа с различными видами материалов.

Например, в 1 классе ребята работают с глиной и пластилином, природными материалами, бумагой, нитками. Во 2 классе можно поработать не только с бумагой, но и с картоном. Предусматривается работа с различными видами тканей. В 3-4 классах осваиваются такие виды материалов, как проволока, древесина и металло-конструктор.

Определено количество учебного времени, отводимое на уроки труда в каждом классе. В 1—4 классах уроки трудового обучения проводятся два часа в неделю. Количество часов для работы с тем или иным видом материала в каждой четверти учитель определяет самостоятельно.

Содержание каждого раздела программы представлено тремя позициями:

  • практические работы, где перечисляются предлагаемые для изготовления изделия;

  • технические сведения, где определяются объем и содержание формируемых у детей теоретических знаний;

  • приемы работы, где указываются конкретные приемы работы с тем или иным материалом, которыми должны овладеть учащиеся.


В программном пункте «умения» перечисляются те интеллектуальные и трудовые умения и навыки, которыми должны овладеть школьники в процессе работы с различными видами материалов на уроках трудового обучения в течение четверти. Например, по окончании второй четверти 1 класса школьники по вопросам учителя должны уметь ориентироваться в задании, сравнивать образец изделия с натуральным объектом. Первое изделие каждого вида учащиеся должны выполнять, копируя действия учителя и слушая его инструкции. Остальные изделия выполняются с планированием ближайшие операции. С помощью педагога дети должны уметь контролировать правильность расположения деталей изделия, соблюдать пропорции, размеры. А потом отчитываться о проделанной работе в форме ответа на вопросы учителя. С помощью педагога учащиеся должны оценивать свое изделие, указывая на его недостатки и достоинства, правильно называть материалы, инструменты. В четвертой четверти ученикам необходимо уметь ориентироваться в задании с частичной помощью учителя, изготавливать изделия с планированием ближайшей операции по предметной карте и без нее. Школьники контролируют правильность выполнения изделия, отчитываются об этапах его изготовления по наводящим вопросам учителя. Оценивать свою поделку дети должны самостоятельно.

В содержании программы определяются также межпредметные связи. Так, во 2 классе программой устанавливается связь уроков трудового обучения с такими учебными дисциплинами, как математика (счет в пределах 20, разметка по линейке), изобразительное искусство (расчленение объекта на простые геометрические формы; понятие о декоративных узорах), развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (полные ответы на вопросы; умение дополнить ответ товарищей; использование в речи вновь усвоенных слов и предложений).

Включение в программу трудового обучения разнообразных работ с различными видами материалов позволяет школьникам с нарушением интеллекта приобрести знания об их свойствах, значении, способах обработки, а также научиться выполнять красивые, полезные вещи. Кроме того, это способствует формированию и закреплению у детей общетрудовых умений и навыков. С бумагой и картоном, природными и текстильными материалами, глиной и пластилином школьники должны работать на протяжении всего периода обучения с 1 по 3 класс. Работа с древесиной и металлоконструктором предусмотрена только в 3 классе.

При работе с глиной и пластилином программа предлагает лепку предметов различных геометрических форм по образцу (мячей, овощей и фруктов, кубиков, брусков, автобуса, грузовика, посуды), стилизованных фигур птиц и животных (утенка, цыпленка, кошки, белки), деталей макетов и свободных композиций по сюжетам сказок («Репка», «Колобок», «Маша и медведь» и др.). В процессе занятий лепкой ученики должны овладеть знаниями о пластических свойствах глины и пластилина, об их применении, способах подготовки пластического материала к работе и др. Программой предусмотрено формирование у детей таких приемов работы с глиной и пластилином, как раскатывание, скатывание пластического материала, вдавливание на поверхности шара, лепка из целого куска, соединение деталей промазыванием и др.

При работе с природными материалами предусматриваются экскурсии на природу с целью сбора природного материала (цветов, листьев, семян, сучков и т. д.). Предлагаются следующие виды работ: изготовление (по образцам) птички из шишки ели, пластилина и веточек; кораблика из скорлупы грецкого ореха и сосновой коры, самостоятельное изготовление зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки; а также по образцу и представлению составление композиций к прочитанным сказкам и рассказам из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, перьев и т. д.; изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов. Учащиеся должны овладеть техническими сведениями о свойствах природных материалов, правилах сбора и хранения природного материала, об инструментах, применяемых при работе, и др. Работая с природными материалами, ребята должны научиться приемам соединения отдельных деталей с помощью пластилина, клея, палочек и т. д., соблюдения пропорций изделия и др.

При работе с бумагой и картоном школьники учатся (по образцу) создавать такие изделия, как шапочки-пилотки, стаканчики для семян; составлять композиции из геометрических фигур (снеговик, домик), орнамент в полосе, квадрате из геометрических фигур и растительных форм, делать закладки, плоские елочные игрушки и гирлянды и форме грибов, птиц, животных и т. д. Из картона, бархатной бумаги и ткани ребята изготовляют игольницы, учатся оклеивать картон цветной бумагой с одной и с двух сторон, делать его окантовку, а также карнавальные маски и головные уборы (кокошники, шапочки с козырьком), обложки для проездного билета, складные доски для игры в шашки, коробки из тонкого картона.

Школьники должны усвоить технические сведения о свойствах бумаги и картона, об их назначении, о клеящих составах, правилах составления аппликации и правилах безопасной работы с клеем, режущими инструментами и др. Ученики овладевают такими приемами работы, как складывание бумаги, разглаживание ее «гладилкой», умение держать инструменты, пользоваться ножницами (резать бумагу по прямым и кривым линиям), смазывать поверхность бумаги кистью, размечать изделие по шаблону, трафарету, линейке и др.

При работе с текстильными материалами на уроках трудового обучения школьники изготавливают такие поделки, как цветок, кисточки из цветных ниток к шапочке, а также занимаются вышиванием по проколам геометрических фигур, контуров овощей и фруктов, вышиванием по рисунку, изготовлением стилизованных фигур (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей. Ребята пришивают пуговицы, вышивают закладки и салфетки из ткани по самостоятельно составленной выкройке, делают игольницы по вычерченной выкройке в форме квадрата и прихватки. При работе с текстильными материалами школьники усваивают технические сведения о свойствах ниток и тканей, об их применении, о видах пуговиц, инструментов, применяемых при работе с тканями; изучают виды ручных стежков (сметочный, «шнурок», обметочный) и др. Учащиеся должны овладеть следующими приемами работы: связывание ниток, изготовление кисточки, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка на конце нити, пришивание пуговиц, составление выкройки по заданным размерам, раскрой материала по выкройке, выполнение ручных швов и др.

При работе с древесиной предусматривается экскурсия в столярную мастерскую. На уроках школьники выполняют по образцу флажки, цветы из бумаги и палочек, плечики для одежды, изготавливают из готовых полуфабрикатов кукольную мебель, несложные игрушки-лопатки, носилки, кораблики. При работе с древесиной программа предусматривает подготовительные упражнения, например, вбить гвоздь древесину, извлечь гвоздь и распрямить, ввернуть шуруп и др. Школьники усваивают технические сведения о назначении и применении древесины, об ее свойствах, знакомятся с инструментами для работы с деревом, правилами безопасности и др. Ученики должны овладеть умением держать инструменты, научиться строгать и зачищать древесину напильником, готовить полуфабрикаты из дерева к работе, подбирать гвозди и шурупы в соответствии с размером деталей.

При работе с проволокой и металлоконструктором программой предусмотрена экскурсия в слесарную мастерскую. Дети учатся выполнять такие виды работ, как сгибание проволоки под прямым углом, отрезание ее кусочками по заданному размеру, изготавливают по образцу и контурному рисунку фигурки рыб, птиц, животных, выполняют сборку из деталей конструктора по образцу и техническому рисунку стола, дорожных знаков, различных видов тележек.

Школьники усваивают технические сведения о назначении применении проволоки, ее видах, свойствах, знакомятся с инструментами для работы с проволокой, металлоконструктором и др. Учащиеся овладевают следующими умениями: сгибание проволоки плоскогубцами и молотком, резание проволоки кусочками.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности, развиваются наблюдательность, воображение и речь, пространственная ориентировка, корректируются недостатки физического развития и мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, готовить их к общественно полезному труду, основы которого дети получают на базе школьных мастерских.

Однако для более эффективной организации трудового обучения необходимо сочетать учебную и внеклассную работу.

Внеклассная работа в структуре педагогического процесса вообще занимает особое место и имеет большое образовательно-воспитательное значение. Она способствует развитию познавательных интересов, удовлетворению и развитию духовных потребностей школьников, открывает дополнительные возможности для формирования ценных, социально значимых качеств, как общественная активность, инициативность, помогает выявлению и развитию творчески способностей детей. В рамках трудового обучения внеклассные занятия содействуют развитию положительных устойчивых мотивов трудовой деятельности, воспитанию культуры труда, более глубокому и прочному формированию трудовых навыков и умений. Внеклассные занятия наиболее тесно связаны с практической общественно полезной деятельностью, что дает широкую возможность воспитания нравственных качеств умственно отсталых детей.

На внеклассных занятиях в первую очередь решается задача формирования правильного отношения к труду. У школьников с психо-физическими нарушениями преобладают узколичностные мотивы трудовой деятельности (желание иметь у себя понравившуюся вещь), тогда как социальные мотивы развиты очень слабо. Кроме того, многие ученики отличаются индифферентным (безразличным) отношением к труду, а некоторым свойственно отрицательное отношение. Однако, как показывает практика, даже у школьников с наиболее грубыми нарушениями психики можно сформировать должное отношение к трудовой деятельности. Именно трудовая деятельность находит отклик в структуре личности восптанника, она наиболее понятна ему, поэтому ученик относится к ней с интересом и адекватно реагирует на успехи и неудачи. Поэтому, чем больше ребенок осознает социальную значимость своего труда, тем активнее и целенаправленнее он действует. Правильное отношение к труду у школьников можно воспитать, лишь систематически организуя их собственную трудовую деятельность. Во время внеклассных занятий необходимо систематически осуществлять работу, связанную с практическим применением общеобразовательных знаний в конкретных видах общественно полезного труда. У малышей необходимо формировать стремление приложить свои силы и знания там, где они, уже имея определенные навыки, могут самостоятельно делать что-то своими руками.

Общественно полезный производительный труд в младших классах специальной школы может проводиться по таким направлениям, как поддержание в порядке школьных зданий и территории школы, воспитание бережного отношения к школьному имуществу, работа по обеспечению сохранности книг и учебников.

В рамках благоустройства территории школы учащиеся младших классов могут ухаживать за деревьями, кустарниками, цветами. В некоторых школах, особенно располагающихся в сельской местности, имеются приусадебные участки для выращивания садовых и овощных культур, животноводческие фермы, работа на которых вполне посильна для учащихся младших классов.

Уже с первого класса можно проводить специальные занятия, на которых детей учат обращаться с книгой, правильно ее держать, хранить и т. д. Школьников следует учить приемам подклейки и переплета книг, проводить уборку книжных шкафов и стеллажей в классах и школьных библиотеках. Параллельно с этим воспитывается уважительное отношение к труду людей, создающих книги. Педагоги проводят беседы о том, как делается книга, организуются встречи с библиотекарем, полиграфистами и экскурсии в библиотеку, типографию, книжный магазин.

Одной из основных внеклассных форм трудового обучения младших школьников являются разнообразные кружки. При организации кружков исходят из возможностей учащихся и школы, а также желаний и склонностей учащихся. Это могут быть такие кружки, как «Мягкая игрушка», «Мастерская самоделок», «Юный цветовод», «Художественная вышивка» и др.

В кружках дети объединяются по интересам и желанию заниматься данным видом практической деятельности. Однако в силу слабой и неустойчивой мотивации учащихся, недостаточной целенаправленности их деятельности необходимо постоянно поддерживать интерес детей на занятии.

Руководитель кружка совместно с учащимися составляет план работы на определенный период. Причем дети могут сами выбрать для изготовления те изделия, которые им понравились. Необходимо, чтобы обстановка на занятиях кружка была спокойной и доброжелательной, способствующей достижению успеха. Показателями эффективности работы кружка являются стабильные заметные коллективные достижения, признаваемые окружающими

4. Организация уроков ручного труда и методика проведения в специальной (коррекционной) школе VI вида
В младших классах основной формой трудового обучения являются уроки ручного труда. Они проводятся два учебных часа в неделю, причем возможна спаренная организация уроков. Для любого урока характерны следующие особенности, отличающие его от других организационных форм обучения. Это наличие постоянной группы учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Преимущества урока как формы организации трудового обучения состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, контролировать процесс формирования общетрудовых умений учащихся, двигательных приемов труда, стимулирует другие виды деятельности, в том числе внеклассную. Кроме того, урок трудового обучения позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

К урокам ручного труда в специальной школе предъявляются следующие требования.

  1. Целенаправленность занятий.

Каждый урок должен быть направлен на реализацию определенных целей. На уроках трудового обучения ставятся как конкретные (учебные), так и общие цели. При постановке конкретных целей предполагается их реальное достижение на одном конкретном занятии (например, научить детей приемам раскатывания пластилина или выполнять шов «вперед иголку»). Общие цели (воспитательные и коррек-ционные) реализуются в течение ряда уроков и предполагают длительную работу с учащимися (например, формировать умение планировать ближайшую операцию с опорой на предметно-операционную карту или умение анализировать образец по вопросам учителя). Конкретные цели меняются н зависимости от темы урока труда, общие цели остаются постоянными на протяжении длительного времени. Они меняются по мере усвоения учащимися определенных общетрудовых умений, двигательной программы действий и формирования определенных личностных качеств.

В цели урока отражаются этапы процесса усвоения знаний и навыков школьниками: первоначальное ознакомление, углубление и закрепление знаний и навыков, совершенствование навыков и выработка устойчивых привычек.


  1. Оптимальность объема учебного материала.

На уроках ручного труда чрезвычайно важна строгая дозировка учебного материала в зависимости от индивидуальных и трудовых возможностей учащихся. Для каждого занятия нужно подбирать такой объем учебного материала, который может быть успешно ими усвоен, но в тоже время требующий преодоления определенных трудностей, справившись с которыми учащиеся могут продвинуться в своем развитии.

  1. Соблюдение дидактических этапов занятия.


Каждый урок трудового обучения должен иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы (организационный момент, вводная беседа, ориентировка в задании, планирование предстоящей деятельности, практическая работа учащихся, отчет о проделанной работе, оценка деятельности учащихся, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий. Она может включать в себя также физминутку, подготовку рабочего места, сообщение или повторение технических сведений, актуализацию знаний и умений учащихся.


  1. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

Очень важно из большого разнообразия методов обучения выбрать такие, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знаний и овладении умениями и навыками. Один и тот же учебный материал можно изучать разными методами. Поэтому учителю нужно знать, какие из них в данном случае будут наиболее эффективными.


  1. Рациональное использование учебного времени.

На уроках труда учащиеся приобщаются к практической деятельности, которая имеет решающее значение для их будущей жизни. Поэтому каждая минута занятия должна быть насыщена учебной работой. Большая часть учебного времени, несомненно, должна отводиться практике по изготовлению того или иного изделия. Однако ориентировочным этапом урока также нельзя пренебрегать, так как от него зависит эффективность выполняемой практической части. Темп практических занятий индивидуален для каждого урока, однако, по мере формирования у школьников трудовых и интеллектуальных умений и навыков, он должен постепенно возрастать.


  1. Индивидуальный подход в обучении.

Для обучения каждого ученика необходимо создание оптимальных условий. В одних случаях индивидуальный подход осуществляется путем упрощения или усложнения трудовых заданий, в других — путем применения специфических методических приемов учения. Осуществление индивидуального подхода предполагает постоянное изучение индивидуальных особенностей учащихся.
Типы уроков трудового обучения. Уроки трудового обучения различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала. Занятия, где основное время отводится изучению технических и технологических сведений, называются теоретическими. Занятия, в процессе которых основное внимание уделяется выполнению практических работ, называются практическими. Занятия, на которых изучается и теоретический, и практический материал, называют комбинированными.

В младших классах специальной (коррекционной) школы VI вида теоретические уроки не проводятся. Такие занятия организуются в процессе профессионально-трудового обучения школьников. В 1—3 классах наиболее распространены комбинированные и практические уроки.

На комбинированных занятиях теоретическая часть может быть посвящена ознакомлению учащихся с новыми техническими технологическими сведениями (изучению устройства орудий труда, знакомству со свойствами материалов) или формированию умений правильно ориентироваться в заданиях и планировать предстоящую работу. Теоретический материал в этом случае дается небольшими частями, и если он связан с последующей практической работой, то это наилучшим образом влияет на их усвоение.

На практических занятиях учащиеся усваивают новые элементы трудовых заданий, совершенствуют трудовые навыки, развивают самостоятельность в труде. Поэтому практические занятия можно подразделить на комплексные практические работы, практическое повторение и самостоятельные работы.

Комплексные практические занятия. Практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду, называются комплексными практическими работами. На таких занятиях проходит усвоение ранее известных технических и технологически знаний учащихся, формируется комплекс трудовых умений, усваиваются новые трудовые приемы. Комплексные практические работы — основной тип занятий по труду в специальной школе, на них в программе отводится больше всего учебного времени. В методике проведения комплексных практических работ важно правильно инструктировать школьников и помогать им развивать самоконтроль, соблюдать фронтальность в прохождении учебной материала, осуществлять дифференцированный подход, обеспечивать нужный темп работы. Во время занятия ученики изготавливают изделия от начала до конца. При подведении итогов урока важно проанализировать ход работы и дать оценку результатам деятельности каждого из них.

Практическое повторение. Практические занятия, на которых осуществляется систематическое повторение освоенных ранее трудовых операций, называется практическим повторением. На таких занятиях формируются и совершенствуются трудовые навыки, развиваются скоростные показатели в труде, умение работать в коллективе. Практическая работа учащихся занимает почти все учебное время, на вводный инструктаж отводится пять минут.

На занятиях практического повторения организация труда может быть индивидуальной (каждый ученик выполняет все операции по изготовлению изделия) или групповой (группа школьников выполняет практическую работу, распределив между собой операции). В конце каждого занятия обсуждаются ход работы и ее результаты.

Самостоятельные и контрольные работы. Практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания, называются самостоятельными или контрольными. При этом учащиеся самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы. Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения. В учебной программе указывается объект труда для самостоятельной работы. Для контрольных работ объекты труда предлагаются городскими, методическими объединениями учителей трудового обучения и становятся известными в школах в конце учебного года.

При выполнении самостоятельных и контрольных работ основа для ориентировки учащихся в заданиях в зависимости от уровня учащихся может быть разной: предметные карты, образцы, рисунки, чертежи и их сочетания. Учитель объявляет учащимся время, за которое они должны полностью завершить задание, и объясняет, что каждый из них может рассматривать образцы и рисунки изделия. Причем никакой помощи в ориентировке, планировании и исполнении задания учитель не оказывает. По окончании работы проводят анализ ее результатов, работа каждого ученика проверяется и сравнивается с образцом.

Иногда в младших классах специальной школы проводят уроки, на которых происходит обучение умениям ориентироваться в трудовых заданиях и планировать предстоящую работу. Их называют подготовительными. Однако и в этом случае теоретическая работа комбинируется с практической. Подготовительные уроки организуются, например, при работе с древесиной. Прежде чем приступить к изготовлению изделий из древесины, учащиеся должны научиться забивать гвозди. Этот навык может быть отработан на подготовительных занятиях.

Другой наиболее часто используемой формой организации трудового обучения в младших классах специальной школы является экскурсия.

Экскурсия — это особая форма занятий, связанная с наблюдением за окружающими предметами и явлениями. Программой по труду предусмотрено несколько экскурсий на природу и в школьные мастерские. Они, как правило, проводятся в начале изучения темы, служат для подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала.

Экскурсии в мир природы проводятся с целью накопления знания учащихся о природе, а также сбора материала для изготовления поделок. Посещение школьных мастерских помогает учителю рассказать о профессиях, которые получают ученики в старших классах.

Таким образом, урок труда и экскурсия являются двумя основными формами трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VI вида.
Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязь между собой. Она может быть простой и сложной. Степень сложности зависит от содержания учебного материала, от дидактических целей урока, возрастных особенностей учащихся и специфики коллектива класса.

Как уже было сказано выше, трудовое обучение младших школьников в основном осуществляется в форме урока или экскурсии.

Как правило, в 1-3 классах организуются уроки трудового обучения комбинированного типа, на которых решается сразу несколько дидактических задач: сообщаются некоторые технические сведения, формируются трудовые умения и навыки, закрепляются изученные ранее трудовые приемы, решаются воспитательные и коррек-ционные задачи.

Продумывая работу на уроке, учитель должен четко представлять, сколько времени займет каждый его этап. Причем большую часть занятия нужно посвятить практической работе учащихся.
Предлагаю рассмотреть возможный вариант структуры урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вводная беседа.

  3. Ориентировка в задании.

  4. Планирование работы.

  5. Практическая работа.

  6. Отчего проделанной работе.

  7. Оценка качества выполненной работы.

  8. Подведение итогов урока.



  1. Организационный момент. Это наиболее короткий по времени этап урока. На данном этапе учитель проверяет готовность учащихся и следит за правильностью расположения материалов и инструментов на партах. Учитель напоминает учащимся, что инструменты располагаются справа, так как их берут в правую руку, а материалы и приспособления кладут слева, потому что их удобнее брать левой рукой. Доска, на которой производятся рабочие операции, находится перед учеником, кисточка, коробочка для мусора — посередине верхней части стола. Порядок на рабочем месте учитель проверяет с помощью бригадиров. В ходе урока необходимо напоминать учащимся, что инструменты и материалы надо всегда класть на отведенное место.

  2. Вводная беседа. Основная цель вводной беседы состоит в том, чтобы мобилизовать внимание учащихся, заинтересовать их предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к изготовлению изделия.

Формирование положительного отношения к предстоящей работе имеет большое значение, так как заинтересованные учащиеся работают более самостоятельно, более аккуратно, они проявляют больше активности и инициативы в работе. Кроме того, интерес к занятиям снижает утомляемость, оказывает существенное влияние на формирование практических навыков, обеспечивает более эффективное проведение коррекционной работы на последующих этапах.

Заинтересованность учащихся в начале урока достигается разными средствами. Учитель сообщает тему урока, рассказывает о содержании предстоящей работы, знакомит детей с объектом работы. Педагогу необходимо показать красоту предлагаемого для изготовления изделия, его практическую ценность, полезность для детей. В соответствии с темой урока демонстрируются игрушки, картины, иллюстрации из книг, журналов и другой наглядный материал, читаются отрывки из сказок, стихотворения, загадываются загадки. В младших классах учитель вызывает интерес к работе, используя элементы игры.

В процессе вводной беседы осуществляется и повторение. Если учитель предполагает познакомить учащихся с новыми техническими сведениями, то момент сообщения познавательных сведений может быть выделен как отдельный этап урока. Учебной программой определен объем познавательного материала, который должен быть усвоен учащимися за период трех лет трудового обучения. Это информация о свойствах, применении и назначении бумаги, картона, текстильного материала, пластилина, природного материала, а также сведения об инструментах и правилах безопасной работы с ними. Познавательные сведения можно сообщить в виде короткого рассказа с обязательной демонстрацией наглядного материала (коллекции ниток, бумаги, образцов изделий и т. п.). Можно провести небольшие лабораторные работы, в ходе которых ученики узнают о свойствах материалов, или организовать дидактическую игру.

3. Ориентировка в задании. Этот этап урока предваряет практическую деятельность учащихся, так как большинство умственно отсталых детей без помощи учителя не могут самостоятельно, всесторонне изучить образец изделия. Умение детей ориентироваться в задании в значительной мере способствует успешному самостоятельному изготовлению поделки. Ориентировка в задании предполагает анализ образца, натурального предмета, игрушки, рисунки. В результате у учащихся должен сложиться четкий образ изготовляемого предмета.

При проведении коррекционной работы с учащимися младших классов специальной школы на уроках труда учителю приходится уделять большое внимание на развитие у них умения выполнять работу по образцу. Несмотря на то, что образец находится перед ними, учащиеся не соотносят с ним отдельные операции и работу в целом, допуская грубые ошибки и неточности, которых не было бы при сопоставлении выполняемых операций с особенностями строения образца. Для успешного осуществления трудовой деятельности ребенок должен понять задание представить себе результат труда. Ориентировка в задании включает в себя анализ объекта и условий, необходимых для его изготовления.

При анализе образца следует придерживаться последовательности:

  • определить объект и его назначение;

  • перечислить основные детали объекта и определить их количество;

  • рассмотреть пространственное расположение деталей;

  • определить величины, формы, цвет, материал и способ соединения деталей.

Анализ образца может осуществляться при повторении действий за учителем, по его наводящим вопросам; с частичной помощью учителя, самостоятельно. Изготовление каждого последующего объекта предполагает привлечение к работе прошлого опыта. При ориентировке в задании это выражается в установлении сходства демонстрируемого образца с ранее изготовлявшимися объектами по форме, материалу, размерам.

4. Планирование работы. Чтобы дети могли самостоятельно выполнять задания, необходимо научить их планировать свою работу. Это предполагает усвоение школьниками последовательности изготовления изделий, способа выполнения той или иной операции, определение инструментов и приспособлений, необходимы при ее выполнении.

Работа по плану - это признак осмысленного и самостоятельного выполнения задания.

Обучение детей планированию следует проводить в такой последовательности, которая способствовала бы осознанию ими необходимости придерживаться составленного пооперационного плана работы. Целесообразно в начале обучения пользоваться методикой, при которой учитель объясняет выполнение каждой операции, чередуя показ приемов со словесной инструкцией. В дальнейшем необходимо требовать от учащихся по вопросам учителя определения ближайшей операции с опорой на предметно-операционную карту. Первую операцию учитель показывает сам или спрашивает учащихся, с чего лучше начать работу. После выполнения детьми (с помощью учителя) указанного этапа им предлагается назвать следующую ступень работы («Что будете делать дальше?»). Небольшой временной промежуток между словом и действием будет способствовать закреплению сказанного в памяти детей, созданию связи между речевым и практическим компонентами трудовой деятельности.

На следующих ступенях школьники учатся по вопросам учителя составлять план работы целиком. Необходимо подчеркнуть, что наводящие вопросы должны быть направлены на уточнение операций и основных моментов деятельности. В отдельных случаях некоторые пункты плана разбираются более подробно. Например, разметка прямоугольной детали по линейке вызывает у детей затруднения. Чтобы при изготовлении очередного объекта учащиеся соблюдали последовательность выполнения этого приема, учитель просит рассказать, в каком порядке следует проводить разметку, с помощью каких инструментов. Составленный план повторяется учащимися или записывается на доске.

Постепенно ученики подводятся к самостоятельному определению порядка работы над изделиями.

Большую помощь в обучении детей планированию окажет учителю применение предметных и графических карт, которые составляются на изделие из любого материала. В данном пособии приводятся примеры предметных карт, выполненных из бумаги. Карты можно использовать уже в первом классе.

На уроках ручного труда в основном применяется предметная карта, отражающая основные операции. В определенной последовательности на ней прикреплены образцы одного изделия в разной степени готовности.

Умственно отсталые учащиеся не смогут пользоваться наглядными пособиями, если их этому не обучать. Поэтому учитель в нужный момент урока должен привлекать внимание детей к карте, добиваясь точного и полного ответа на вопрос. Например, требуя у школьника назвать ближайшую операцию, педагог просит найти на карте нужный образец, а затем ответить.

В качестве наглядного пособия при составлении плана по вопросам учителя можно использовать также карточки с записями отдельных пунктов плана. Ученик вместо ответа вывешивает нужную карточку плана. Такую методику можно применять самостоятельном составлении плана работы над изделием.

5. Практическая работа. Большая часть времени урока труду отводится на выполнение поделки. За урок учащиеся успевают изготовить одно программное изделие. Продуманная организация и проведение предыдущих этап занятия в значительной мере способствуют успешному выполнению задания.

Учащиеся 1 класса выполняют изделие по инструкции учителя, с показом приемов работы. Во 2—3 классах учитель постепенно сокращает помощь и подводит школьников к более самостоятельной работе. Он следит за тем, чтобы при выполнении задания ученики придерживались составленного плана и правильно выполняли соответствующие приемы работы, соблюдали санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности, пользуясь колющими и режущими инструментами.

Предметные карты, рекомендуемые для уроков ручного труда, полезны на каждом этапе урока. Ученику проще придерживаться составленного плана, если на доске вывешена карта, отражающая последовательность работы.

После объяснения задания и соответствующих указаний к началу работы учащиеся приступают к выполнению изделий. Однако процессом трудовой деятельности школьников руководит учитель: он постоянно привлекает внимание детей к образцу, к предметной карте и предлагает сравнить свое изделие с образцом, поощряет, активизирует и стимулирует деятельность учащихся.

Иногда в процессе трудового обучения рекомендуется пользоваться инструкциями с неполными данными, так как подробные инструкции при систематическом их применении приводят к ущемлению творческой активности учащихся.

Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наводящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за правильным выполнением последовательности изготовления изделия.

6. Отчет о проделанной работе. Словесный отчет помогает ученикам лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает и составление плана работы аналогичного изделия, способствует развитию речи детей. Порядок изготовления некоторых поделок может меняться в процессе практической деятельности.

В дальнейшем словесный отчет поможет ученику осознать выбранный им путь выполнения задания.

Обучение словесному отчету о практической работе следует начинать с первого класса. На первых этапах обучения в коррекци-онной школе работы учитель задает детям вопросы о том, что они делали уроке и из какого материала. Постепенно педагог подводит учащихся к составлению более подробного отчета, требующего упоминания каждой операции. Вопросы могут быть следующими: «Что мы делали на уроке? Из каких материалов? С чего вы начали работу? Какую операцию выполняли потом?». В дальнейшем учащиеся отчитываются частично с помощью учителя и самостоятельно. Учитель следит за тем, чтобы отчет соответствовал порядку произведенных действий. В рассказах детей должны быть правильно названы действия, материалы и порядок работы.

  1. Оценка качества выполненной работы. Умственно отсталые учащиеся весьма неадекватно оценивают результаты своего труда. Нередко оценка, выставленная учителем, вызывает у них отрицательную реакцию. В связи с этим встает весьма важная задача — воспитать правильное отношение к качеству выполненного изделия. Эту коррекцию следует начинать с первого урока. Учитель просит ответить, нравится или не нравится ученику его работа, как она сделана, не требуя объяснения, оценки. В дальнейшем следует просить детей оценить качество поделки, указать ее достоинства и недостатки, попытаться объяснить причины недостатков. Эталоном в оценке чаще всего служит образец. Учащиеся сравнивают свое изделие с образцом, учитель помогает им объективно рассматривать свои поделки.

Ребят нужно привлекать к обсуждению качества не только собственных изделий, но и работ своих товарищей. Отметку за работу выставляет учитель, учитывая правильность изготовления поделки, аккуратность выполнения, степень приложенных стараний. Необходимо помнить, что к оценке работ следует подходить индивидуально, учитывая интеллектуальные и трудовые возможности каждого конкретного ученика.

  1. Подведение итогов урока. Как правило, это заключительная часть урока, когда учитель отмечает работу всего класса, выделяет хорошо потрудившихся детей, обращает внимание на порядок на рабочем месте и чистоту в классе, вместе с учащимися отбирает лучшие изделия на выставку, определяет перспективы дальнейшей деятельности.

В качестве домашнего задания следует рекомендовать изготовить поделку на заданную тему.

Необходимо подчеркнуть, что предлагаемая структура урока не является единственно возможной. Вариантность уроков зависит от их задач, периода обучения. Отдельные этапы урока могут заменяться, переставляться в соответствии с дидактическими целями и содержанием занятия. Систему вопросов, упражнений, подбор наглядных пособий следует подчинить задачам данного урока.
Экскурсия — это важное звено в целостном педагогическом процессе, поэтому учитель должен заранее определять, при изучении каких тем, рассмотрении каких вопросов ее проведение целесообразно. Необходимо заранее разработать ее план, определить задачи, тип и методику. Экскурсия так же, как и урок, имеет определенную структуру.

  1. Подготовительный этап. Учитель должен определить содержание экскурсии, конкретизировать ее задачи, выбрать объект наблюдения, сам посетить место проведения экскурсии. В парке или в лесу он должен посмотреть, какие растения здесь растут, какой природный материал можно собрать.

Предварительное посещение поможет учителю составить план проведения экскурсии, ее маршрут, определить задания для детей. В школьной мастерской учитель заранее предупреждает педагога профессионально-трудового обучения о том, когда будет проводиться экскурсия, о чем необходимо будет рассказать детям.

  1. Вводная беседа. Каждая экскурсия начинается с вводной беседы. Учитель сообщает школьникам о теме, задачах экскурсии рассказывает о том, куда им предстоит пойти и что сделать.

Следует дать инструкцию детям о правилах сбора природного материала.

  1. Подготовка инвентаря. Необходимо подготовить нужный инвентарь (коробки, гербарные папки, бумагу и др.), распределить его среди учеников.

  2. Проведение экскурсии. Непосредственно перед выходом из школы педагог напоминает детям правила перехода через дорогу и поведения в общественном транспорте (если это необходимо).

На экскурсии надо заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к наблюдаемому. Учитель сообщает детям необходимые сведения, сопровождая свой рассказ демонстрацией разнообразны образов природных материалов. Созерцание окружающей природы и выполнение заданий учителя должно чередоваться с отдыхом и играми детей.

В конце экскурсии собранные материалы важно рассортировать, привлекая учащихся к обсуждению пригодности каждое найденного экземпляра.

  1. Заключительная беседа. После окончания экскурсии в классе организуется заключительная беседа, в ходе которой учащиеся делятся своими впечатлениями, выясняется, что поняли и запомнили дети, а учитель делает вывод о степени реализации поставленных им задач.

Экскурсия в лес или парк длится не более одного урока. В школьной мастерской она проводится за 15—20 мин. Все уроки и экскурсии тщательно планируются учителем. Для этого составляются тематические и поурочные планы.
1   2   3   4