Главная страница

Методические рекомендации по проведению фонетических зарядок в школе


Скачать 40.62 Kb.
Название Методические рекомендации по проведению фонетических зарядок в школе
Дата 12.02.2016
Размер 40.62 Kb.
Тип Методические рекомендации

Методические рекомендации

по проведению фонетических зарядок в школе.

Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Это объясняется исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструментом мышления.

Сложность работы осложняется тем, что состав детей в классе является неоднородным как по состоянию слуха, так и по потенциальным возможностям усвоения произносительной стороны устной речи. Все эти особенности необходимо учитывать в работе по формированию произносительной стороны речи, в частности при проведении фонетической зарядки.

Работа над устной речью, над произношением должна вестись в ходе всего учебно- воспитательного процесса: на общеобразовательных уроках и воспитательских занятиях, на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП, в ходе повседеневного общения в школе, вне её, дома.

Фонетические зарядки - одна из форм работы над произносительной стороной устной речи. Они должны проводиться каждый день, желательно на первом уроке ( воспитательском занятии) и продолжительность одной зарядки не превышает 3-5 минут.

Цель фонетических зарядок:

  • дать определенную установку на последующее учебное и внеклассное время.

  • закрепить вновь приобретенные произносительные навыки.

  • предупредить распад неустойчивых навыков.

Содержание фонетической зарядки определяется программными требованиями и зависит от состояния устной речи учащихся класса и индивидуальных особенностей каждого ученика.

В содержание зарядок входят:

  • звуки, которые надо держать под контролем;

  • работа над речевым дыханием;

  • отработка словесного и словесно- логического ударения;

  • работа над темпом и слитностью речи;

  • закрепление изученных норм орфоэпии.

Отрабатывемые звуки должны присутствовать в речи у большинства (80%) учащихся. Известно, что некоторы е произносительные навыки распадаются довольно быстро (например, такие звуки как Ц , Ч, С, Ш ). Чтобы предупредить их распад, полезно материал на такие звуки включать в ф.з. План работы целесообразно строить т.о., чтобы тема ф.з. не менялась в течение некоторого времени (например, в течение недели) и повторялась на протяжении четверти.

Например, тема звук «С»; в понедельник- С в начале слов перед гласными ( с__ ; с__ а; с__ о; с__ у, семь, сегодня, сорок, суббота и т.д.), во вторник- С между гласными (с___, ас__а, ас__у, ас__и, осень, часы, сегодня дежурная Люся), в среду С в конце слов ( с ___, ас__ , ос__ , ус__ , класс, я учусь во втором классе), в четверг –с другими С в стечении согласными ( с__ , с__ па, с__ та, с__ ка, спасибо, сколько стоит.) , в пятницу и субботу С- во всех позициях.

Таким образом, все упражнения не фонетических зарядках в течение недели объединены общей темой звук «С», но материал меняется каждый день. Зарядки должны строится по фонетическому принципу, соблюдая позиции.

  • изолированное произнесение звука.

  • в слогах.

  • в словах (можно с разложением на части).

  • словосочетания, фразы, предложения.

Преимущество при этом отдается целым словам и фразам.

Виды работ, используемые при проведении фонетических зарядок:

  • восприятие на слух и воспроизведение слогов, слов, записанных на доске;

  • восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки и их воспроизведение;

  • восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки и их воспроизведение;

  • чтение слов с последующим восприятием на слух;

  • чтение предложений с их наращиванием;

  • чтение словосочетаний с последующим составлением предложения;

  • подбор слов и словосочетаний по образцу;

  • составление предложений по образцу и их чтение;

  • ответы на вопросы;

  • составление предложений по опорным словам;

  • выполнение поручений и т.п.

Требования к речевому материалу:

Зарядки не должны носить чисто формальный характер. Весь материал подбирается с учетом программных требований к общеобразовательным урокам, уровня общего и речевого развития учащихся.

  • Материал должен отбираться по фонетическому принципу и совпадать с темой урока или м.б. взят из разговорно- обиходных фраз.

  • Все слова должны быть знакомы детям (не заниматься словотолкованием, только говорить), звуковой состав слов дети должны знать хорошо.

  • Подбирать речевой материал нужно осмысленно, чтобы дети могли использовать эти слова в своей речи.

На одной ф.з. должна быть обеспечена смена хотя бы двух видов речевой деятельности. Например: чтение и ответы на вопросы; называние картинок, решение примеров и т.д. Необходимо учитывать общедидактический принцип «от простого к сложному».

Методика проведения фонетической зарядки:

  1. Осуществлять сопряженное хоровое, групповое проговаривание ( мальчик- девочка и т.д.).

  2. Осуществлять парное проговаривание (хорошо говорящий ученик и плохоговорящий и т.д.).

  3. Индивидуальное проговаривание.

  4. Замечать и исправлять все произносительные ошибки.

  5. При исправлении дефекта звука в слове, фразе не ограничиваться его изолированным воспроизведением, а обязательно ввести этот звук в слово или фразу.

  6. При устном воспроизведении слов и фраз дирижировать.

  7. Соблюдать требования к речи учителя, не утрировать, говорить голосом нормальной громкости, соблюдать нормы орфоэпии и т.д.

Если ученик допускает ошибку необходимо его исправить:

  1. Дать соответствующую оценку и инструкцию: «Ты сказал не правильно. Повтори хорошо»

  2. Учителю дать образец правильного проговаривания.

  3. Если дети научились слушать друг друга, очень полезно привлекать их внимание к произносительным ошибкам товарищей.

В конце зарядки нужно обязательно подвести итог, при этом одобрить тех, кто хорошо говорил. План фонетической зарядки записывается в плане урока, на котором проводиться зарядка.

.