|
Методические рекомендации по проведению фонетических зарядок в школе
Методические рекомендации
по проведению фонетических зарядок в школе.
Формирование у детей с нарушенным слухом устной речи – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. Это объясняется исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструментом мышления.
Сложность работы осложняется тем, что состав детей в классе является неоднородным как по состоянию слуха, так и по потенциальным возможностям усвоения произносительной стороны устной речи. Все эти особенности необходимо учитывать в работе по формированию произносительной стороны речи, в частности при проведении фонетической зарядки.
Работа над устной речью, над произношением должна вестись в ходе всего учебно- воспитательного процесса: на общеобразовательных уроках и воспитательских занятиях, на индивидуальных занятиях по РСВ и ФП, в ходе повседеневного общения в школе, вне её, дома.
Фонетические зарядки - одна из форм работы над произносительной стороной устной речи. Они должны проводиться каждый день, желательно на первом уроке ( воспитательском занятии) и продолжительность одной зарядки не превышает 3-5 минут.
Цель фонетических зарядок:
дать определенную установку на последующее учебное и внеклассное время.
закрепить вновь приобретенные произносительные навыки.
предупредить распад неустойчивых навыков.
Содержание фонетической зарядки определяется программными требованиями и зависит от состояния устной речи учащихся класса и индивидуальных особенностей каждого ученика.
В содержание зарядок входят:
-
звуки, которые надо держать под контролем;
работа над речевым дыханием;
отработка словесного и словесно- логического ударения;
работа над темпом и слитностью речи;
закрепление изученных норм орфоэпии.
Отрабатывемые звуки должны присутствовать в речи у большинства (80%) учащихся. Известно, что некоторы е произносительные навыки распадаются довольно быстро (например, такие звуки как Ц , Ч, С, Ш ). Чтобы предупредить их распад, полезно материал на такие звуки включать в ф.з. План работы целесообразно строить т.о., чтобы тема ф.з. не менялась в течение некоторого времени (например, в течение недели) и повторялась на протяжении четверти.
Например, тема звук «С»; в понедельник- С в начале слов перед гласными ( с__ ; с__ а; с__ о; с__ у, семь, сегодня, сорок, суббота и т.д.), во вторник- С между гласными (с___, ас__а, ас__у, ас__и, осень, часы, сегодня дежурная Люся), в среду С в конце слов ( с ___, ас__ , ос__ , ус__ , класс, я учусь во втором классе), в четверг –с другими С в стечении согласными ( с__ , с__ па, с__ та, с__ ка, спасибо, сколько стоит.) , в пятницу и субботу С- во всех позициях.
Таким образом, все упражнения не фонетических зарядках в течение недели объединены общей темой звук «С», но материал меняется каждый день. Зарядки должны строится по фонетическому принципу, соблюдая позиции.
изолированное произнесение звука.
в слогах.
в словах (можно с разложением на части).
словосочетания, фразы, предложения.
Преимущество при этом отдается целым словам и фразам.
Виды работ, используемые при проведении фонетических зарядок:
восприятие на слух и воспроизведение слогов, слов, записанных на доске;
-
восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки и их воспроизведение;
восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки и их воспроизведение;
чтение слов с последующим восприятием на слух;
-
чтение предложений с их наращиванием;
чтение словосочетаний с последующим составлением предложения;
подбор слов и словосочетаний по образцу;
составление предложений по образцу и их чтение;
ответы на вопросы;
-
составление предложений по опорным словам;
выполнение поручений и т.п.
Требования к речевому материалу:
Зарядки не должны носить чисто формальный характер. Весь материал подбирается с учетом программных требований к общеобразовательным урокам, уровня общего и речевого развития учащихся.
Материал должен отбираться по фонетическому принципу и совпадать с темой урока или м.б. взят из разговорно- обиходных фраз.
Все слова должны быть знакомы детям (не заниматься словотолкованием, только говорить), звуковой состав слов дети должны знать хорошо.
Подбирать речевой материал нужно осмысленно, чтобы дети могли использовать эти слова в своей речи.
На одной ф.з. должна быть обеспечена смена хотя бы двух видов речевой деятельности. Например: чтение и ответы на вопросы; называние картинок, решение примеров и т.д. Необходимо учитывать общедидактический принцип «от простого к сложному».
Методика проведения фонетической зарядки:
Осуществлять сопряженное хоровое, групповое проговаривание ( мальчик- девочка и т.д.).
Осуществлять парное проговаривание (хорошо говорящий ученик и плохоговорящий и т.д.).
Индивидуальное проговаривание.
Замечать и исправлять все произносительные ошибки.
При исправлении дефекта звука в слове, фразе не ограничиваться его изолированным воспроизведением, а обязательно ввести этот звук в слово или фразу.
При устном воспроизведении слов и фраз дирижировать.
-
Соблюдать требования к речи учителя, не утрировать, говорить голосом нормальной громкости, соблюдать нормы орфоэпии и т.д.
Если ученик допускает ошибку необходимо его исправить:
Дать соответствующую оценку и инструкцию: «Ты сказал не правильно. Повтори хорошо»
Учителю дать образец правильного проговаривания.
Если дети научились слушать друг друга, очень полезно привлекать их внимание к произносительным ошибкам товарищей.
В конце зарядки нужно обязательно подвести итог, при этом одобрить тех, кто хорошо говорил. План фонетической зарядки записывается в плане урока, на котором проводиться зарядка.
.
|
|
|