Главная страница

Методическая разработка «Система коррекционной работы с детьми с нарушением слоговой структуры слова» из опыта работы логопеда


Скачать 54.91 Kb.
Название Методическая разработка «Система коррекционной работы с детьми с нарушением слоговой структуры слова» из опыта работы логопеда
Дата 12.03.2016
Размер 54.91 Kb.
Тип Методическая разработка

Методическая разработка

«Система коррекционной работы с детьми с нарушением слоговой структуры слова»

(из опыта работы логопеда

Шустерман Марины Леонидовны)

В логопедических группах часто встречаются дети, у которых кроме дефектов звукопроизношения отмечается нарушение слоговой структуры слова. Иногда это нарушение бывает даже при чистом произношении звуков. Оно выражается в неправильном воспроизведении слогового контура слова,в неумении передать нужное количество слогов или нужной их последовательности. Например: велосипед – «весилепед», бегемот – «бемегот», птичка – «питька» и т.д.

Бывают и более сложные нарушения, когда кроме слоговой структуры не сформированно и звуковое строение слова. Тогда оно может искажаться до полной не узнаваемости. Например: ножницы – «оецы», скамейка – «аейка», цапля – «апья».

Формирование слогового контура слова начинается с работы над гласными звуками, так как умение слышать и четко артикулировать гласные звуки – это основа воспроизведения количества и последовательности слогов в слове. Они являются как бы скелетом слова. Для этого я использую сказку о веселом язычке, который поет песенки, а также картинки изображающие лицо девочки, которая утрированно произносит гласные звуки. Так как у этих детей нарушен фонематический слух, то мы опираемся на сохранный анализатор – то есть на зрение. Поэтому такие картинки всегда должны быть перед глазами.

Затем дается упражнение на развитие слухового восприятия. Ребенок слушает медленно и четко произносимый ряд гласных и старается их воспроизвести. Сначала он это делает, глядя на артикуляцию, а потом только на слух. Ряд постепенно увеличивается (АУ, АУО, АИОУ, АУОИ). Ряд гласных сначала произносится в обычном темпе, потом в ускоренном, сначала плавно, потом отрывисто. Затем идут упражнения на выделение гласного звука в начале слова (арбуз, озеро, утка, игрушка). Потом идут трехзвуковые слова, где гласный находится посередине (мак, кит, суп, дом). Артикуляция гласного всегда утрированна. Используются игры с флажками (поднять флажок, если услышишь нужный звук), «волшебный мешочек». Когда хорошо отработаны гласные звуки, начинается работа над слоговым анализом слова. Объясняю ребенку, что есть слова длинные и короткие. Например: «кот-черепаха». Произносятся эти слова по слогам с хлопками в ладоши. Затем ребенок сам отхлопывает слоги. В начале берутся слова без стечения согласных (например: ры - ба, ку – ри - ца ). Затем даются слова со стечением согласных и более длинные.

Часто дети с нарушением слоговой структуры не могут это сразу выполнить. У них, как правило, нарушено чувство ритма и они не чувствуют ритмический рисунок слова. А ведь здесь надо соотнести речь с движением руки. Когда есть такие затруднения я использую считалки. Дети, обычно, их знают и перед любой игрой с удовольствием повторяют. Для них это очень полезно, так как приходятся делать движения рукой вместе с речью в определенном ритме через слог.

Еще я использую игру «Лестница». Ступени состоят из 1, 2, 3, 4 клеток. У ребенка в руках матрешка и он стучит ею по клеточкам произнося заданное слово (по картинке), то есть определяет количество слогов в этом слове. При этом у него работают все анализаторы. Зрительный: он видит ступеньку, разделенную на клетки, где каждая клетка соответствует слогу и понимает, поместилось слово или нет. Слуховой: он слышит стук матрешки по количеству слогов. Тактильный: он держит ее в руках и перемещает ее с клетки на клетку.

Во время этой игры дети обычно хорошо учатся делить слова на слоги, считать их количество и четко произносить их. Так же использую игру в мяч. Дети произносят слова по слогам, перекидывая друг другу мяч на каждый слог. Другой вариант – это игра в мяч «Закончи слово». Кидаю ребенку мяч и говорю первый слог, а ребенок должен придумать второй слог, чтобы у нас вместе получилось слово (пла – ток). Иногда можно предложить один слог, например «та», а дети, получив мячик кидают его, добавляя разные слоги, чтобы получились разные слова. Например: Таня, тапки, тачка, тазик, танец. Все эти упражнения направлены на то, чтобы у ребенка сложилось понятие, что слово можно разбить на составные части, на кирпичики, которые потом нужно правильно собрать. И каждая часть нечто реальное. Ее можно услышать, можно обозначить цветным кружком, можно поменять местами с другой частью и получится новое слово. Ребенок должен научится манипулировать и играть со словами. Дети любят игру в «Живые слоги». Например: один ребенок – слог «ДЫ», другой ребенок – слог «РА» они взялись за руки и получилось слово «ДЫРА». Потом они поменялись местами и получилось слово «РАДЫ» («КА - БАН», «СОС - НА»)

При особо грубом нарушении, когда ребенок почти не использует согласных в словах (хотя может их произнести изолированно) очень важно, чтобы каждый слог стал для него значимым. Например: я беру слово «МУХА». Для обозначения первого слога показываю картинку «корова»-«МУ», для обозначения второго слога картинку «смеющийся ребенок»-«ХА», и тогда ребенок воспроизводит правильно слово.

Есть и другие упражнения. Из разложенных на столе картинок отобрать те, на которых слова состоят из 1.2,3,4 слогов. Как правило труднее всего отобрать слова, где 1 слог, так как тут не может помочь чувство ритма – ведь гласный один и с другими его не сопоставить.

Можно придумать слова, в которых столько слогов, сколько раз я хлопну в ладоши. Можно играть в «Цепочку». Эту игру я начинаю с имен. Дети по очереди называют все слоги своего имени. Это, обычно двух-трехсложные слова без стечения согласных. Затем переходим к фамилиями более сложным словам.

Игра «Поезд». Нужно распределить картинки по вагонам по количеству слогов. Слова для этих игр постепенно усложняются. Вначале берутся слова двухсложные без закрытых слогов и стечения согласных (шуба, рука) и односложные (шар, дом). Затем трехсложные из открытых слогов (машина) и двухсложные с закрытым слогом (буфет, каток). Затем слова с стечением согласных (утка, туфли). Затем трехсложные и четырехсложные (машина, черепаха). Затем слова со стечением согласных (петрушка, картошка).

Очень важно давать упражнения на выделение ударного слога. Из трех одинаковых слогов один произносим громче остальных и ребенок должен воспроизвести это сочетание.

Следующим этапом работы являются упражнения, направленные на различение слов по их звуковому составу. Этот этап более сложен для ребенка с нарушением слоговой структуры. Некоторым детям гораздо труднее выделить из слова звук, чем слог. Эта работа начинается с выделения звуков в трехзвуковых словах. Уже умея слышать, выделять и воспроизводить гласные звуки дети теперь учатся делать то же самое с согласными звуками. Начинаем мы с тех звуков, которые ребенку легче услышать, так как у них более отчетливая артикуляция. Это звуки «С, Ш, Р, Л, Ч» Конечно, работать с этими звуками можно, когда у ребенка они уже поставлены и он их автоматизирует. Здесь тоже можно отбирать картинки на нужный звук в начале, в середине и конце слова. Можно использовать звуковые линейки, если ребенок затрудняется. На звуковой линейке наглядно видно, где место нужного звука. Можно играть в «Живые звуки». Один ребенок звук «С», другой звук «О», третий звук «М». Дети берутся за руки и у них получается слово «СОМ». Затем спросить: «Что надо сделать, чтобы из слова «СОМ» получилось слово «ДОМ»? («ШАР» - «ПАР»). Стараюсь обратить внимание детей, как меняется смысл слова, при изменении одного звука.

Большие затруднения у детей с нарушением слоговой структуры вызывают слова со стечением согласных. Сначала нужно выяснить, какие именно стечения согласных вызывают у ребенка затруднения. Потом надо дать эти слоги изолированно с разными гласными. Например: АСТ-ОСТ-УСТ; СТА-СТО-СТУ-СТЫ и провести звуковой анализ.

Затем ребенок выделяет на слух слова с этими сочетаниями. Потом он составляет с этими словами предложения. Если все-таки ребенку не сказать это сочетание, я разбиваю его гласными и он произносит его в постепенно убыстряющемся темпе (па-та, па-та, па-та, па-та, пта). Слова с этими трудными сочетаниями разбиваются на слоги, каждый слог произносится по подражанию, а потом все слово слитно. И у ребенка постепенно вырабатывается стереотип произношения этого сочетания.

Такая работа требует особого контакта логопеда и ребенка. Контакт этот возникает только при индивидуальном общении. Но некоторые виды работы, например, игры требуют, чтобы детей было несколько для создания игровой ситуации. Также здесь очень важен положительный эмоциональный фон. Даже самый крошечный успех должен сопровождаться похвалой, ведь ребенку было очень трудно достичь его.