Предметно-развивающая среда логопедического кабинета.
Центр по подготовке детей к обучению грамоте «АБВГДейка».
Казакевич Юлия Владимировна,
учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №47 «Морошка» комбинированного вида г. Кола
МО Кольский район Мурманской области (МДОУ № 47 г.Кола).
Основным направлением коррекционного обучения детей с нарушениями речи является работа по развитию фонематического восприятия, формированию звуко-буквенного анализа, обучению элементам грамоты. Пространство образовательного центра по подготовке к освоению грамоты представлено демонстрационными пособиями и материалами: «Звуковые замки», волшебные дома, «Чудо-поезд», картинки «Звуковичков», изображающих артикуляционные уклады гласных звуков, гласные и согласные буквы, магнитная азбука, пособие «Читай-ка», содержащее слоги, слова, предложения для чтения и множество других разнообразных средств обучения. Все эти пособия помогают нам познакомить дошкольников с большим количеством абстрактных понятий, таких как звук, слог, твёрдый звук и др. Каждому дошкольнику для занятий в центре «АБВГДейка» необходимы зеркала, звуковые фонарики, ручки, счётные палочки, звуковые пеналы, касса, звуковые линейки.
Занятие по обучению грамоте призвано решать большое количество задач и, соответственно, для реализации каждой задачи нами изготовлены, подобраны и приобретены большое количество наглядного материала, игр, демонстрационных пособий, которые мы стараемся рационально разместить в данном центре.
Хозяйками центра «АБВГДейка» являются куклы-девочки, которые присутствуют на занятиях по обучению грамоте и помогают детям выполнять задания и упражнения.
Каждая кукла характеризует тот или иной звук, например, кукла в синем платье со шляпкой-согласный твёрдый глухой, кукла в зелёном платье со звоночком-согласный мягкий звонкий. Куклы, которые обозначают звонкость звука, звенят, что делает их по-настоящему живыми. В зависимости от того, какой звук изучается, дети приглашают подходящих кукол на занятие, придумывают им имена. Например, при изучении звука [М] - это могут быть кукла Маша и кукла Мила.
При изучении гласных звуков дошкольники знакомятся ещё с одними сказочными персонажами - Звуковичками. Это картинки-символы, изображающие артикуляцию звука. Для формирования звуко-буквенного анализа мы используем «Волшебный телевизор», «Чудо-домики».
Опираясь на звуковые схемы, изображенные в каждом домике, дети определяют, какие животные в них живут; узнают, о ком или о чем идет репортаж в телевизоре.
Многофункциональные пособия «Чудо-паровоз» и «Умный квадрат» помогают дошкольникам выделять звуки в словах, определять позицию звуков в слове, количество слогов в словах, слов в предложении, учат ориентироваться в пространстве.
Знакомство со зрительным образом буквы и обучение дошкольников чтению осуществляем с помощью дидактических игр и упражнений: складывание букв из пазлов, «Волшебные резиночки», сказочные образы букв, мягкие вкладыши с буквами, изографы, ребусы.
Использование данных занимательных наглядных пособий помогает в усвоении сложного материала по обучению грамоте и способствует сокращению сроков коррекционно-логопедической работы.
Литература.
Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно- методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
Ванюхина Г.А. Речецветик.- г. Екатеринбург: Старсо, 1993
Краузе Е. Логопедия. – 3-е изд. – Спб.: КОРОНА принт, 2006.
Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.,Владос, 1994.
Тумакова Г.А. Ознакомление со звучащим словом. – М., 1991.
|