Главная страница

Конспект занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста «звуковой анализ слова. Твердые и мягкие согласные»


Скачать 49.45 Kb.
НазваниеКонспект занятия по обучению грамоте детей дошкольного возраста «звуковой анализ слова. Твердые и мягкие согласные»
Дата12.02.2016
Размер49.45 Kb.
ТипКонспект


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»


ЦЕЛИ:

- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках,

об их соответствии друг другу;

- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;

- упражнять в составлении схемы слова с мягкими согласными;

- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза.

ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Образование новых слов путем замены начальных звуков в слове:

Замените первый звук в словах на звук [с]. Какие слова получатся? (Уточнить значение каждого слова.)

ком – сом бор – сор Клава – Слава

бок – сок мода – сода Тоня – Соня

  1. Звуковой анализ слов БАНКА и БАНЬКА, выкладывание схемы слова цветными кружками:

Составим схему слова БАНКА. Что обозначает это слово? Далее выполняется полный разбор слова с определением количества звуков и слогов, количества и позиции гласных звуков, количества и позиции согласных звуков, с определением ударного слога, называнием звонких согласных. Составьте схему слова БАНКА.

Карандаш: - А можно я составлю схему слова БАНЬКА? Она у меня уже готова, посмотрите. Дети сравнивают и замечают несоответствие.

- Стоп, Карандаш! Что-то здесь не так! Слова-то разные, а схемы получились одинаковые. Давай сравним каждый звук в этих похожих словах: Б-Б, А-А, Н-НЬ, К-К, А-А. Вот где ошибка!

- В слове БАНКА третий звук – [н], а в слове БАНЬКА – [н’]. Звук [н’] произносится мягко, его надо обозначить на схеме по-другому, чтобы было видно, что это разные слова. Давайте заменим синий кружок, который обозначает твердый звук, на зеленый.

- ЗЕЛЕНЫМ КРУЖКОМ МЫ БУДЕМ ОБОЗНАЧАТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ МЯГКО.

  1. Формирование представлений о твердых и мягких согласных.

- Послушайте, я расскажу вам о твердых и мягких согласных звуках. Все согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных звуков образуют пары: Б-БЬ, В-ВЬ, М-МЬ. Слышите, как отличаются их произношение. Когда мы произносим мягкие согласные, спинка нашего языка поднимается вверх, к небу. А еще сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, Нерезко.

- Не у всех твердых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки-одиночки. Согласные Ж, Ш, Ц всегда твердые, а согласные Ч, Щ, Й только мягкие.

  1. Различение на слух твердых и мягких согласных.

- Слушайте звуки, если услышите мягкий звук, поднимите вверх зеленый сигнал.

Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ, Й

  1. Звуковой анализ слов ЛИМОН и САНИ, выкладывание схемы слова цветными кружками.

- Как всегда, загадка поможет вам назвать слово, с которым мы сегодня будем работать.

Ярко-желтый, ароматный,

Кислый, но на вкус приятный.

Как хорош с чаем он.

Называется … (лимон).

- Скажите слово ЛИМОН так, чтобы мы услышали первый звук.

- Звук [л’] произносится твердо или мягко? (Мягко.)

- Положите кружок, который обозначает мягкий согласный звук.

- Положите кружки, обозначающие следующие звуки. (Перечисляют.)

- Сколько всего звуков в слове ЛИМОН? (Пять звуков.) Прочитайте слово.

- Назовите согласные звуки в этом слове и покажите их на схеме. (ЛЬ, М, Н)

- Сколько в слове гласных? (Два гласных звука.) На каких местах в слове они стоят?

Назовите гласные. (И, О)

- Какой слог ударный? (Слог МОН.) Поставьте знак ударения. Какой по счету в слове

ударный слог? (Второй.)

- Уберите со схемы кружки в следующем порядке:

а) первый гласный; в) второй согласный;

б) второй гласный; г) третий согласный.

- Какой звук остался стоять на схеме? Расскажите все, что знаете об этом звуке. (Звук [л’] – согласный, звонкий, мягкий, стоит в начале слова.)

  1. Образование слов путем замены твердого согласного звука мягким. Дидактическая игра «Принцесса на горошине»

- Вспомните сказку Андерсена «Принцесса на горошине». Там была одна изнеженная принцесса, которую уложили спать на семь матрасов и перин, а она все-таки почувствовала под ними маленькую твердую горошину. А вот на картинке другая принцесса. Она лежит на словах с твердыми звуками. Как только мы сможем заменить их похожими словами с мягкими согласными, горошины превратятся в мягкие подушки. Попробуем? (Если слово названо правильно, педагог заменяет изображение горошины на картинке изображением подушечки.)

Слова-горошины: УГОЛ, ГАЛКА, ШЕСТ, ЛУК, БАНКА, КЛАД, МОЛ, МЕЛ (уточнить значение каждого слова).

  1. Дифференциация слов с твердыми и мягкими начальными согласными.

- У нашей принцессы были два дяди-короля. Один из них правил в Королевстве Твердых звуков, а другой – в Королевстве Мягкий звуков. И слова они любили разные: один – начинающиеся с мягких звуков, другой – с твердых. Догадайтесь, в чьем дворце были эти предметы. (Дети группируют картинки по начальному звуку названия предмета).

Слова: ШКАФ, ДИВАН, СТОЛ, КРОВАТЬ, КРЕСЛО, СТУЛ, КОМОД, ЗЕРКАЛО, ПОЛКА, БУДИЛЬНИК, КНИГИ, ЛАМПА, ЛОЖКА, ВИЛКА и т.д.

  1. Формирование навыка фонематического синтеза, составление слова из звуков. Дидактическая игра «Поймай слово»

- Я сейчас буду бросать вам воображаемые звуки. Постарайтесь их «поймать» и догадаться, какое слово можно составить.

Педагог и дети имитируют игру с мячом. При каждом «броске» педагог называет звук, а тот, кто ловит воображаемый мяч, звук повторяет. Когда все звуки произнесены, дети называют слово целиком.

П-Л-А-Т-О-К Ш-У-Б-А К-О-Ф-Т-А

Ш-А-П-К-А П-Л-А-Щ и т.д.

  1. Постановка ударения в слове, определение ударного слога, первого и последнего звуков в слове. Дидактическая игра «Ромашка»

- Принцесса, которой мы сегодня помогали, была очень красива. Ей все дарили цветы. Мы тоже подарим этот цветок. Но чтобы он стал еще прекраснее, нужно выполнить задания. Каждому из вас достанется слово-лепесток с картинкой. Назовите слово, определите в нем ударный слог, скажите, какой звук в слове первый и какой последний. Если вы выполните задания правильно, цветок расцветет. (При каждом правильном ответе педагог заменяет картинку белым лепестком.)

  1. Составление предложения по предметной картинке.

- Выберите любое слово-лепесток и составьте предложение с этим словом. Это предложение должно содержать вопрос. Вы не забыли, как нужно произносить предложения-вопросы? (Скрытая подсказка: четкая интонация вопроса педагога напоминает детям интонацию вопросительного предложения.) Назовите слова, обозначающие действия в ваших предложениях.

  1. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.

Упражнение «Пальчики-непоседы»

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот кружок рисует.

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик мой, малышка,

Ноготком скребет, как мышка.

А большой мой, толстячок,

Спать улегся на бочок.

(Выполнение названных движений пальцами обеих рук одновременно.)

  1. Прописывание чередование маленьких и больших петель «МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ ПЕТЛИ», «УЗОР ИЗ ПЕТЕЛЬ».