Главная страница

Курсовая работа «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»


Скачать 413.59 Kb.
Название Курсовая работа «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»
страница 1/3
Назарова Е.В
Дата 25.02.2016
Размер 413.59 Kb.
Тип Курсовая
  1   2   3

Институт усовершенствования учителей

Г.Тверь.

Курсовая работа

«Использование современных образовательных

технологий на уроках русского языка

и литературы»

Выполнил: Назарова Е.В.,

учитель русского языка и

литературы МОУ «СОШ №15

п.Березайка» Бологовского района.


2010 г.

Содержание :


  1. Введение.

  • Понятие педагогической технологии. 3-4 стр.

  • Классификация педагогических технологий. 4-5 стр.


2.Часть №1 «Игровые технологии» 6- 9 стр.
3.Часть №2. «Компьютерные (новые информационные) технологии» 10-15 стр.
4.Заключение. 16 стр.
5.Список литературы. 17 стр.
6.Приложения (№№1-2). 18 – 30 стр.

Введение.
1.1.Понятие педагогической технологии.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
• Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
• Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)». [Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – C. 14-15]
Определение «педагогической технологии»
«В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением , вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Определение «образовательной технологии»

Дадим определение образовательной технологии. Итак, пусть буквами ПРО обозначено некоторое представление о том, что должен знать, уметь, понимать, представлять, ценить учащийся на выходе из данного периода обучения (блок уроков, четверть, семестр (пер. 8-9 с.), год и так далее). При этом способ представления этих планируемых результатов обучения пока нас не интересует. Обозначим ТС текущее состояние ученика, представление о котором мы смогли составить для себя. Тогда имеется, очевидно, некоторый набор моделей обучения M1, M2, ... , Мn., уменьшающих разницу ПРО\ТС. Задача педагога — уметь выделить оптимальную модель, включающую метод обучения, формы, в которых он реализуется, педагогические средства и конкретные педагогические приемы. Теперь дадим необходимое определение:
Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:
• некоторого представления планируемых результатов обучения,

• средств диагностики текущего состояния обучаемых,

• набора моделей обучения,

• критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Рассмотрение образовательной технологии мы начнем с модели обучения. В ней можно выделить два яруса. Верхний ярус — методы и формы — относится к дидактике, нижний ярус составляет педагогическую технику (средства и приемы) и, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и так далее), является педагогическим искусством. «Говоря, что это искусный педагог, что его искусство преподавания велико, мы и подчеркиваем именно это наличие интуиции, основанное на опыте, которое мы не научились передавать, т. е. не превратили в объект научного рассмотрения» (Алексеев Н. Г.)
1.2.Классификация педагогических технологий.
1.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

  • Педагогика сотрудничества.

  • Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

  • Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека .


2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

  • Игровые технологии

  • Проблемное обучение

  • Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)

  • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

  • Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов). .

  • Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова).

  • Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков)

  • Технология программированного обучения

  • Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

  • Групповые технологии.

  • Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.


3.Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.

  • «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов).

  • «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов).

  • Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев)

  • Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).


4. Частнопредметные педагогические технологии.

  • Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев).

  • Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)

  • Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин).

  • Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)

  • Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)


5. Альтернативные технологии.

  • Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер).

  • Технология свободного труда (С.Френе)

  • Технология вероятностного образования (А.М.Лобок).

  • Технология мастерских.


6. Природосообразные технологии.

  • Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир).

  • Технология саморазвития (М. Монтессори)


7. Технологии развивающего обучения.

  • Общие основы технологий развивающего обучения.

  • Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

  • Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

  • Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов).

  • Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская).

  • Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)


8.Педагогические технологии авторских школ.

  • Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде).

  • Модель «Русская школа».

  • Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский).

  • Школа-парк (М.А.Балабан).

  • Агрошкола А.А.Католикова.

  • Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард).

В своей курсовой работе я остановлюсь на использовании мною игровых и компьютерных ( новых информационных) технологий.

Часть №1.
Игровые технологии.

Человек играет только тогда,

когда он в полном значении слова человек,

и он бывает вполне человеком лишь тогда,

когда он играет.

( Ф. Шиллер)

1.1.Игра как метод обучения.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
1.2.Классификация педагогических игр.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности :

  • физические (двигательные)

  • интеллектуальные (умственные)

  • трудовые

  • социальные

  • психологические


По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  • познавательные, воспитательные, развивающие;

  • репродуктивные, продуктивные, творческие;

  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.


По характеру игровой методики:

  • Предметные

  • Сюжетные

  • Ролевые

  • Деловые

  • Имитационные

  • Игры-драматизации


По игровой среде:

  • игры с предметами и без предметов

  • настольные

  • комнатные

  • уличные

  • компьютерные и с ТСО


1.3.Концептуальные основы игровых технологий

• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

• Игра — пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский).

• Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев).

• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

• В возрастной периодизации детей (Д.Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для любого школьного возраста.

1.4.Разновидности и возможности использования учебных деловых

игр

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.
На этапе разработки деловой игры следует реализовать следующие психолого-педагогические принципы: 1) принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства; 2) принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у учеников состояние затруднения; 3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов; 4) принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необхо­димое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений; 5) принцип двуплановости игровой учебной деятельности.

Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности; обучаемые усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают и профессиональную компетенцию и социальную компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе производственников, навыки профессионального общения с людьми и управления ими). Но эта «серьезная» деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу.
Учебные деловые игры (цель которых — сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на следующие разновидности.
1. Имитационные упражнения — они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач (например, кто лучше может пользоваться едиными нормами и расценками?). Цель имитационных упражнений — предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.
2. «Анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций» — обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения; ученики предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.
3. «Разыгрывание ролей» — ученики получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других учеников, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т. е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.
4. Полномасштабная деловая игра, имитирующая профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений (часто с использованием ЭВМ для расчета и анализа близких и отдаленных последствий принимаемых решений). [10]
Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:
- формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;
- приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;
- развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;
- формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.
Таким образом, не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально.
Положительное в применении учебных деловых игр:


  • как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;

  • происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения, т. е. учащиеся учатся применять свои знания;

  • послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;

  • достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие. Познавательная эффективность: в процессе деловой игры учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.


Воспитательная функция: в процессе проведения деловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении коллективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам. Развивающая эффективность: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение уча­ствовать в дискуссии и эффективно общаться.

Отрицательные моменты в проведении учебных деловых игр:

  • высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателя);

  • не все преподаватели владеют умением проводить деловые игры;

  • большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и должен быть одновременно и актером (обладать актерскими данными) и режиссером в течение всей игры;

  • сами учащиеся могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры;

  • деловые игры требуют много времени и порой специального изменения расписания занятий.


Можно сделать следующие выводы.


  • Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.

  • К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.

  • В деловой игре нужна предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ней с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии.

  • Структурные компоненты деловой игры (ДИ) должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой.

  • Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.

(Приложение №1)

Часть №2.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
2.1.Определение информационной технологии.
Информационная технология (ИТ) - совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Как и все технологии, информационные технологии находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Этому способствуют появление новых технических средств, разработка новых концепции, методов организации данных, их передачи, хранения и обработки, форм взаимодействия пользователей с техническими и другими компонентами информационно-вычислительных систем.

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит Персональный компьютер. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная".

Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не Эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях.

Новая информационная технология - информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.

Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.

  1   2   3