Главная страница

Никитина Елена Анатольевна


Скачать 58.38 Kb.
Название Никитина Елена Анатольевна
Дата 14.02.2016
Размер 58.38 Kb.
Тип Документы

Никитина Елена Анатольевна
Скорочтение учащихся. Профилактика

различных патологий чтения.
Скорочтением в методической науке являются две стороны деятельности по восприятию текста: интеллектуальную и техническую, т.е. чтение осмысленное и беглое. Обучение ребёнка осмысленному чтению, анализу и пониманию высказываний осуществляется в течение всех школьных лет на различных уроках. Совершенствованием же техники чтения должна заниматься, как принято считать, начальная школа. Целью совершенствования техники чтения в средней школе должно стать научены зрелому чтению, чертами которого являются высокая скорость чтения и гибкость чтения, то есть умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.

Упражнения, способствующие повышению качества техники чтения.

Данные упражнения можно с успехом практиковать в среднем звене для профилактики различных патологий чтения: 5-7 кл., всё зависит от психологических особенностей конкретного ученика.

  1. Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение уводит ребёнка от привычной стереотипа чтения слева направо, развивает тонкость движений глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

  2. Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с последнего, озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова (прогнозирование при этом полностью исключается), создаёт в речедвигательной системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит «всплывание» привычных штампов, формируют произвольность, регулирует движений глаз, а также создаёт предпосылки для устранения достаточности распространенных ошибок «зеркальное» чтение (слово «шар» - «раш»).

  3. Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот. (поочерёдное еинетч слов оньламорн и наоборот) это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании 2 противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы – и гибко переходить на одной из них к другой – ребёнок чётко осознаёт их специфику и различия; кроме того, после столкновения с более трудным обратным чтением у ребёнка формируется установка на то, что обычное чтение – это сравнительно несложное, вполне посильное для него дело.

  4. Чтение только второй половины слов. При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя ( –ние- лько –рой –вина -ов). Мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Это упражнение акцентирует для ребёнка конец слова как существенную его часть; формирует навык побуквенно его анализ. Она приводит к резкому уменьшению исключительно распространенных ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажением.

  5. Чтение «зашумлённых» слов. Ребёнку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов и простых рисунков, пересекающих буквы. Степень затруднения, определяемая количеством линий и сложностью рисунков, подбирается индивидуально для каждого ребёнка. Это упражнение (и три последующих закрепляет в памяти ребёнка целостные зрительные образы букв и их сочетаний, развивает и совершенствует вторичную зону затылочной коры левого полушария. («Волшебник замаскировал»).

  6. Чтение пунктирно написанных слов. (Однако должна сохранятся однозначность их прочтения. Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается.(«Сведения на древнем папирусе сохранились частично»)

  7. Чтение наложенных друг на друга слов. Слова на карточках написаны так, что одно слово «нагромождается» на другое, пересекаются с ним. («Сильный ураган перестал»). Количество смешиваемых слов и плотность их наложения друг на друга постепенно возрастает.

  8. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытое до половины и даже больше. На начальных этапах тренировки это упражнение выполняется легче и с большим интересом, если для этого используется текст, с которым ребёнок уже немного знаком, на последующих же этапах более пригодны тексты незнакомые.

  9. Чтение строчек с прикрытой верхней половинкой. Это упражнения – с хитринкой. Любой сколько – нибудь смышленый ребёнок быстро заменит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя, следующая, открыта целиком, и сообразует, что гораздо выгоднее успеть быстро, прочитать её, пока она открыта, чтобы потом, когда её закроют, легко выдать уже готовый результат. Многие дети быстро переходят на такую стратегию, и это как раз именно то, что нужно. Это упражнение формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого прочтения, беглого схватывания сразу несколько слов (успеть прочитать, во что бы то ни стало, пока строчка открыта), а также чтения не вслух, а про себя (так как это надо скрыть), а в случае неудачи задаёт внешние опоры (видимые нижние части букв), по которым можно уточнить не полностью увиденное или исправить неверно прочтённое слово. Это упражнение также чрезвычайно важно для формирования словесно-логической памяти. (Это упражнение одно из наиболее сильных в данном комплексе и на него следует затрачивать времени больше, чем на другие).

  10. Отделение слов от псевдослов. Даётся 20,30 карточек: на одних из них написаны слова (химические или алгебраические термины, названия членов предложении или географические названия), на других - псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (олубет, вунка). Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами – в другую. Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного, а при многократном его выполнении – сочетать побуквенное восприятие слов с его смысловой оценкой.

  11. Поиск в тексте заданных слов. это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшать её устойчивость к интерференции.

  12. Выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном. На одной стороне карточке – слово эталон, например, фломенидия, его нужно найти из всех остальных похожих: фломанидия, фломенадия, флонемидия и т.д. задача ребёнка – быстро разложить карточки на 2 группы: со словами, совпадающими с эталоном и со словами отличающимися от него. На первых этапах выполнения слово-эталон следует располагать перед ребёнком, на последующих убирать, чтобы ребёнок действовал на память. Это упражнение развивает способность к быстрому и точному побуквенному анализу каждого слова, а также укрепляет словесно-логическую памяти.

  13. Чтение перевёрнутого текста. Или текст поворачивает на 90, и на 270 (т.е. строчки ставятся столбиком); это упражнение чрезвычайно полезно для совершенствования тонкости координации движений глаз и точности переработки воспринятой информации в затылочной отделе коры мозга.

  14. Составление предложений из отдельных слов. Это упражнение формирует умение сочетать в процессе чтения ориентировку и на побуквенный анализ слов, и на понимание смысла описываемой ситуации.

Задания

  1. Как можно быстрее вставьте в слова потерянные буквы (б_с_ейн, г_л_рея, иску_тво, св_т_фор, ч_мп_он).

  2. В течение 20 секунд запоминайте слова, записанные на доске, а затем замените их по памяти (это может быть словарные слова, понятия, термины и т. д.).

  3. Вставьте в скобки слово, которое было бы концом первого слова и началом второго (ком /форт/ уна, э/страда/ние, свир/ель/ник).

  4. Соединив слова из разных колонок, быстро создайте фразеологизмы, пословицы. Объясните их значение

хромать в набат

бить на обе ноги

камень за чистую монету

принять преткновения

  1. Кто быстрее соединит линиями синонимы из разных колонок (антонимы и т.д.)

  2. Как можно быстрее найдите среди слов антонимы (текст)

  3. Как можно быстрее подчеркните однокоренные слова (текст)

  4. Сгруппируйте слова по три на основе общего признака. (красный, красота, песня, гусь, красивый, утка).

  5. Из слов справа подчеркните те, которые находятся в наиболее тесной связи с первым словом: сад: растение, садовник, собака, забор, лопата

библиотека: город, книга, лекция, музыка, читатели.

  1. По любому словарю выпишите все слова на букву а, связанные с темой «спорт».

  2. Скажите короче:

-он думает только о материальной пользе - он….

- человек, делающий всё для других –

- мальчик не видит, не слышит, не говорит –

12. В течение 2 минут просмотрите книгу по предложенному плану и расскажите о ней.

1.Автор

2. Название

3.Год и место издания

4. Оглавление

5. Возможности использования.

Литература.

  1. Занка Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения //ж. «Вопросы психологии

№ 6/95».

2. Русский язык в школе №3,200 г.