Главная страница

Применение информационных технологий в деятельности педагога в школьной среде


Скачать 35.03 Kb.
Название Применение информационных технологий в деятельности педагога в школьной среде
Дата 24.02.2016
Размер 35.03 Kb.
Тип Документы

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ.
Скоробогатая М.М.- учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №93

г. Краснодар
В современном мире процесс информатизации является ведущей тенденцией социально-экономического прогресса развития страны и охватывает все сферы человеческой деятельности, в том числе и сферу образования. Информатизация образования выступает как система методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.

Научный подход к решению проблем информатизации образования ставит задачу овладения учащимися комплексом знаний, умений, навыков, выработки качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение задач профессиональной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс предполагает использования принципов компетенций обучающихся.

К ним можно отнести:

1. Принцип соответствия. Такой принцип предполагает основу, на которой должен строиться учебный процесс, так как указывает на необходимость организации учебно-познавательной деятельности, учащихся в соответствии с ее объективными закономерностями, специфическим связями, устойчивой зависимостью между учителем и обучающимся, учением и содержанием образовательного процесса.

2. Принцип ведущей роли приобретенных знаний, указывает на целесообразность такой организации учебного процесса с применением информационных технологий, при которой изучение учебного курса, чтобы обучающийся на первом уроке уже ориентировался в теоретическом содержании всей темы в целом, после чего на промежуточных этапах усвоил отдельные виды содержания каждой компетенции и на заключительном этапе довел изучение всей темы, всех видов ее содержания до требуемого уровня усвоения.

3. Принцип единства, он отражает существующие закономерные связи между всеми указанными в его названии функциями обучения. Здесь необоримо такое применение информационных образовательных технологий, которые ориентировались не только на компетенции теоретического материала, но и на воспитательную, и развивающую функции. Сюда можно отнести работу с компьютерным лабораторным практикумом, включенным в состав ИТО, что позволяет выявить у учащихся умственных способностей, совершенствовать стиль мышления, вырабатывать привычку обосновывать свои решения и действия аргументированным, точным расчетом, формируя при этом нравственные качества: добросовестность, ответственность, честность.

4. Принцип стимулирования и мотивации. Данный принцип отражает закономерную связь между успешностью учебно-познавательной деятельности и возбуждением интереса к учебе в целом. Соблюдением данного принципа является одним из важнейших условий эффективного применения информационных технологий в учебном процессе.

На стадии постановки задачи компетенции реализуются целевой и содержательный аспекты рассматриваемого принципа. Здесь закладывается основа для стимулирования и мотивации учения, которая затем используется при проектировании и реализации учебного процесса. Ставя задачу перед обучающимися, учитель должен отчетливо представлять, что должен получить учащийся в результате изучения дисциплины и ее смысловой части и зачем ему это необходимо. Предусмотренные процедуры целеполагания, отбора и структурирования содержания рабочей программы дисциплины, позволяет ответить на вопрос: что и зачем будет изучаться обучающийся в рамках ИТО, а значит предопределить стимулы для социальной, профессиональной и познавательной мотивации ученика. Задача учителя инициировать такую деятельность вначале изучения каждой части изучаемого материала и непрерывно поддерживать ее в ходе всего учебного процесса. При этом значение также придается психолого-педагогической обработке содержания обучения с целью его трансформации в ИТО, позволяющий вызвать у ученика познавательный интерес за счет стимулов социальной и личной значимости, проблемной подачи и организации самостоятельного поиска при решении проблемных задач.

5. Принцип проблемности отражает закономерность, относящуюся к усвоению опыта творческой деятельности, а также творческому усвоению знаний и способов деятельности. Данный принцип требует от учителя при проектировании ИТО изначально инициировать создание проблемных ситуаций и тем самым активизировать учение, придавая ему черты творческой, поисковой деятельности.

Таким образом, для успешной реализации ИТО в учебном процессе необходимо учитывать следующие критерии эффективности:

- мотивированность в использовании различных учебных материалов;

- четкое определение роли, места, назначения и времени использования ИТО;

-введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;

- обеспечение высокой степени индивидуализации обучения.

Применение таких принципов обучения и реализация обозначенных критериев будет способствовать повышению качества проведения уроков. В силу этого следует рассматривать ИТО в контексте целей эффективности образования и научного осмысления практики образовательной деятельности.