Главная страница

Курсовая работа «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»


Скачать 413.59 Kb.
Название Курсовая работа «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы»
страница 2/3
Назарова Е.В
Дата 25.02.2016
Размер 413.59 Kb.
Тип Курсовая
1   2   3
Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:


  • интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

  • интегрированность с другими программными продуктами;

  • гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.


2.2. Особенности методики использования компьютерных технологий.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “вступать” с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

В I и II вариантах компьютерных технологий весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя (Программы 1С образование «Морфология и орфография 5-6 классы), рабочего инструмента («Семейный наставник»), объекта обучения («Русский язык 5 класс») , сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.(Приложение №2)
В функции учителя компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителю или книгу);

  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

  • индивидуальное информационное пространство;

  • тренажер;

  • средство диагностики и контроля.


В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, их хранения;

  • текстовый редактор;

  • графопостроитель, графический редактор;

  • вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

  • средство моделирования.


Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  • программировании, обучении компьютера заданным процессам;

  • создании программных продуктов;

  • применении различных информационных сред.


Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.
Досуговая среда организуется с помощью:

  • игровых программ;

  • компьютерных игр по сети;

  • компьютерного видео.


Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:


  • Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

  • Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

  • Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный “человеческий” контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

  • Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

  • Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии.

В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

  • знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

  • знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

  • знание современных операционных систем и владение их основными командами;

  • знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;

  • владение хотя бы одним текстовым редактором;

  • первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

  • первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.


Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть – Internet:

  • переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

  • привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

  • интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.


Одним из направлений информационных технологий является использование аудио- и видеосредсв (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорят об аудивизуальных технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов. (Приложение №3)

Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного изучения (обучения на расстоянии).
2.3.Электронные учебники.
Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Электронные учебники были изначально разработаны для организации дистанционного образования. Однако, со временем, благодаря своим возможностям обучения они переросли эту сферу применения. Электронный учебник на лазерном диске теперь может использоваться совершенно самостоятельно и автономно как в целях самообразования, так и в качестве методического обеспечения какого либо курса, точно так же, как и обычный бумажный учебник.

Для того чтобы электронный учебник стал популярным, он должен быть универсальным, то есть одинаково пригодным как для самообразования, так и для стационарного обучения, полным по содержанию, высоко информативным, талантливо написанным и хорошо оформленным. Такой учебник можно предложить любому учащемуся, и он может стать существенным подспорьем для преподавателя при организации им занятий по самоподготовке учащихся иди студентов, а также проведении зачетов и экзаменов по отдельным предметам.

Несмотря на то, что пользоваться бумажным учебником по сравнению с электронным более удобно, электронный учебник приобрел в последнее время большую популярность благодаря своим функциональным возможностям. Рассмотрим преимущества электронного учебника по сравнению с простым типографским:

  • Возможность быстрого поиска по тексту. Не всякая печатная книга обладает индексом, а если и обладает, то он ограничен. Отсутствие такого ограничения -- неоспоримое преимущество электронного учебника.

  • Организация учебной информации в виде гипертекста. Гипертекст -- возможность создания «живого», интерактивного учебного материала, снабженного взаимными ссылками на различные части материала. Термин «гипертекст» ввел в 1963 г. Т.Nelson для обозначения понятия -- комбинации текста на естественном языке со способностью компьютера осуществлять интерактивный выбор следующей порции информации или динамичного воспроизведения нелинейного текста, который не может быть напечатан обычным способом на листе бумаги. В.С.Токарева дает следующее определение: «гипертекст -- это способ хранения и манипулирования информацией, при котором она хранится в виде сети связанных между собой узлов» Гипертекст дает возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки. А затем на основе одного оформленного соответствующим образом материала моделирование «собственных» учебников для каждого учащегося, в зависимости от его уровня подготовки, быстроты усвоения и , интересов.

  • Наличие мультимедиа (multi -- много, media -- среда). -- богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления. Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютерные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку.Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающих управление от компьютера телевизором, видеомагнитофоном, HiFi-аудиосистемой, проигрывателем компакт-дисков (СD), магнитофоном и электронными музыкальными инструментами. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным. Мультимедиа повышает качество обучения и позволяет удерживать внимание обучаемого. Если раньше изношенный черно-белый фильм «Действия населения в условиях химической тревоги», показываемый на занятиях по гражданской обороне, был пределом мечтаний, то современные технические средства позволяют создать куда более зрелищные учебные пособия в виде компьютерной анимации или даже игры.

  • Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или попросту невозможны. Например, возможность поработать с графическим представлением атома водорода, взятым из обучающей программы «Микрофизика на компьютере».

  • Наличие системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с электронной экзаменационной системой. Возможность оценки приобретенных знаний.


2.4.Контроль знаний.
Это область, вокруг которой проходит много дискуссий. Многие педагоги и психологи пытаются аргументировано ответить на вопрос: может ли «бездушная» машина оценить знания учащихся? Однако, на практике общепризнано, что использование компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, контрольных работ, что позволяет проводить контроль чаще и снизит фактор субъективности, на который часто жалуются как учащиеся, так и студенты.

Контролирующие, обучающие и комбинированные программы (контролирующие с элементами обучения, контролирующие игровые, моделирующие с элементами контроля и др.) следует разрабатывать с учетом рекомендаций педагогической кибернетики. Дидактические программы должны обладать определенным «интеллектом», при этом качественные контролирующие программы как правило:

  • используют компьютерную графику в информационных и контрольных кадрах;

  • позволяют оперативно изменять содержание учебного курса с помощью меню;

  • обеспечивают возможность изменения трудности заданий;

  • позволяют обучаемому работать в индивидуальном темпе;

  • являются открытыми системами, что позволяет их легко модернизировать.


Важной характеристикой «интеллекта» программы является возможность автоматически анализировать ответы обучаемых. Интеллектуальная программа позволяет автоматически или автоматизировано генерировать задания из базы данных с помощью датчика случайных чисел. В этом случае контроль становится более объективным, так как разные обучаемые получают разные задания. Интеллектуальная контролирующая программа:

  • дает возможность анализировать ответы разных типов (выборочный, инъекцийный, перестановочный, классификационный, полностью конструируемый обучаемым);

  • распознает различные синонимы правильных ответов;

  • проводит синтаксический и семантический анализы ответов обучаемых;

  • различает технические (орфография, ошибки клавиатурного набора) и существенные ошибки;

  • локализует местонахождение ошибки;

  • может задавать дополнительные вопросы с целью уточнения оценки.


В традиционной системе обучения контроль знаний на экзамене проводится с помощью нескольких вопросов. Обычно в билете два-три основных вопроса плюс несколько дополнительных. Полученные обучаемым оценки за ответы на эти вопросы распространяются и на не проконтролированные разделы учебного материала. Таким способом минимизируются затраты рабочего времени экзаменатора. Система компьютерного контроля позволяет реализовать более эффективную технологию контроля знаний по всему пройденному материалу, не заботясь об экономии времени на проверку.
2.5.Тестовая система компьютерного контроля.

Одной из самых распространенных на данный момент компьютеризированных систем организации контроля знаний является тестовая система. Главные требования к такой системе заключаются в том, что:

  • тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;

  • компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;

  • в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;

  • тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;

  • вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;

  • вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему;

  • варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;

  • необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.


Учет времени, как считает большинство учителей, -- один из способов борьбы со шпаргалкой: если вопросов много, то для поиска ответа на очередной вопрос нужна либо очень большая шпаргалка, либо целиком учебник. Но такой поиск ответа займет много времени и, следовательно, общий итог по времени может оказаться отрицательным. Чтобы иметь положительный результат проверки, нужно давать ответы не только правильно, но и достаточно быстро.
Задания тестового контроля, в зависимости от изучаемого предмета, уровня сложности и целей контроля, условно можно разделить на тестовые вопросы и тестовые задания. Тестовый вопрос требует от обучающегося только знания того или иного факта, изложенного в учебнике, ответ на тестовый вопрос может быть дан сразу путем выбора его из предложенных вариантов ответа. В тестовом задании ответ может быть дан только после выполнения испытуемым некоторых дополнительных действий, связанных, например, с какими-то вычислениями, выполнением логических операций, выбором формул, подбором числовых или графических данных и др.
Задания, представленные в виде тестовых вопросов, являются наиболее распространенными, легкими в программировании и достаточно хорошо изученными. Разработка тестовых заданий менее разработана и более сложна в реализации.
В настоящее время наиболее широко распространены тестовые вопросы следующих типов:
Тип А. Наиболее простой. В нем в качестве вопроса фигурирует фраза в вопросительной или утвердительной форме, и предлагаются только два возможных варианта ответов: «Да» и «Нет». Один их этих ответов является истинным, другой -- ложным. Например, вопрос: Волга впадает в Каспийское море. Возможные варианты ответа: Да, Нет.

Правильный ответ: Да.
Тип Б. На поставленный вопрос нужно дать ответ, выбрав один или несколько пунктов из предложенных вариантов. При этом предполагается, что среди предложенных вариантов ответа присутствуют все правильные, а также несколько ложных. Например, вопрос: Волга впадает в ……… море. Возможные варианты ответа: Азовское, Черное, Каспийское, Средиземноморское.

Правильный ответ: Каспийское.
Тип В. Требуется заполнить пропуски в предложении текстовыми фрагментами, предложенными в качестве вариантов ответа. При этом среди предлагаемых фрагментов обязательно присутствуют все правильные, а также несколько ложных. Например, вопрос: Восстановите известную фразу из произведения А. С. Пушкина «Мой ... самых честных ...». Возможные варианты ответа: отец, брат, дядя, кузен, намерений, правил, пожеланий.

Правильный ответ: дядя, правил.
Тип Г. Требуется установить и указать соответствие между элементами двух списков. Предполагается, что списки имеют одинаковую длину (одинаковое количество элементов) и существует однозначное соответствие между элементами списков. Например, вопрос: Укажите соответствие между фамилиями писателей и названиями литературных произведений, которые они написали. Писатели: А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов. Литературные произведения: «Три сестры», «Капитанская дочка», «Война и мир».

Правильный ответ: А. С. Пушкин, «Капитанская дочка»; Л. Н. Толстой, «Война и мир»; А. П. Чехов, «Три сестры». Или то же самое сочетание, но записанное в другом порядке.
Тип Д. Требуется переставить элементы списка в соответствии с заданным условием. Например, вопрос: Расставьте следующие события в хронологическом порядке. Список: первый полет человека в космос, первая высадка человека на Луну, запуск первого искусственного спутника Земли.

Порядок следования типов тестовых вопросов соответствует уровням трудности их анализа компьютерной системой. В то же время, вопросы всех перечисленных типов можно свести к вопросам одного типа (А), меняя количество вопросов в большую сторону.
Таким образом, рассмотренные примеры компьютеризации школьного образования показывают, что компьютерные технологии, как и любые другие, имеют свои сильные и слабые стороны. Педагогический процесс это не только обучение, но и формирование личности, а компьютер, к сожалению, этого не обеспечивает. Однако он способствует релаксации учащихся в процессе познавательной деятельности, что само по себе активизирует мышление, а следовательно, и усвоение изучаемого материала.

Заключение.
Современные педтехнологии направлены на главную фигуру школы —ученика. Для выбора технологии требуется перестроить традиционно сложившийся стереотип деятельности учителя: понять ученика, принять ученика, признать ученика как субъекта процесса обучения и подобрать технологии образовательных знаний, учитывая подбор класса и возраст, тему и наличие дидактической обеспеченности обучения, не забывая о результате, который вы желаете получить.Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.

Актуальность освоения педагогами современных образовательных технологий, которые непосредственно относятся к учебно-воспитательному процессу в учебных заведениях, обусловлена рядом проблем и противоречий практики. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса.В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

Рассмотренные примеры компьютеризации школьного образования показывают, что компьютерные технологии, как и любые другие, имеют свои сильные и слабые стороны. Педагогический процесс это не только обучение, но и формирование личности, а компьютер, к сожалению, этого не обеспечивает. Однако он способствует релаксации учащихся в процессе познавательной деятельности, что само по себе активизирует мышление, а следовательно, и усвоение изучаемого материала.


Литература

Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.

  1. Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. – М., 1970.

  2. Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. – М., 1971.

  3. Вильямс Р. и др. Компьютеры в школе. – М., 1988.

  4. Гейн Л.Г. Основы информатики и вычислительной техники. – М: Просвещение, 1991.

  5. Дидактические основы компьютерного обучения – Л., 1989.

  6. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. – М., 1988.

  7. Педагогика/ Под ред. П.И.Пидкасистого. – М: РПА, 1996.

  8. Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. – М., 1987.

  9. Подластый И. Опираясь на закономерности // Народное образование. -1991. – № З.

  10. Политика в области образования и новые информационные технологии // Информатика и образование 1996.-№ 5.

  11. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования – М.: Школа-Пресс, 1994.

  12. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика 1989. -№ 3.

  13. Талызина Я Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. – 1898. № 3.

  14. Управление, информация, интеллект / Под ред. А.И.Берга и др. – М., 1976.

  15. Шеншев Л.В. Компьютерное обучение: прогресс или регресс? // Педагогика. – 1992 - № 11.

  16. Азаров ЮЛ. Игра и труд. — М., 1973. Азаров ЮЛ. Искусство воспитывать. — М., 1979.

  17. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.

  18. Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991. г

  19. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.

  20. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994.


Приложение №1.

1   2   3