Главная страница

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема. «Звуки \"М\", \"Мь\". Буква \"М\"»


Скачать 55.74 Kb.
Название Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема. «Звуки \"М\", \"Мь\". Буква \"М\"»
Дата 16.02.2016
Размер 55.74 Kb.
Тип Конспект

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №300» Советского района

городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Конспект

занятия по обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе
Тема. «Звуки "М", "Мь". Буква "М"»


Составила:

учитель-логопед: Байкова Л.Я.

Уфа – 2014г.

Цель: Обучение элементам грамоты

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

– Уточнение знаний о звуках М, М’,

Упражнять в выделении звуков М, М’ в словах и в определении позиции звуков в словах;

- Закреплять употребление антонимов;

– Знакомство с буквой «М»;

– Упражнять в выкладывании буквы «М» из палочек;

учить читать обратные и прямые слоги; закрепление навыков ориентировки на листе

бумаги, штриховки не выходя за контур и мелкой моторики;

  1. Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух;

Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

  1. Коррекционно-воспитательные:

– Воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать;

– Воспитывать умение слушать и выполнять инструкцию логопеда, умение выслушивать

ответ товарища.

Оборудование:

Картинки к стихам-шуткам о буквах («а», «у», «и», «м»), раздаточные буквы «а», «у», «и» на столах у детей; большие листы – загадки на гласные буквы; картинки (корова, теленок); картинки гномиков «Муа» и «Миа».

картинки продуктов питания : маргарин, масло, мясо, макароны, молоко, мука, манная крупа, эскимо, сметана; схемы для д/и «Определи где звук?»; «Живые буквы» (+ подсказка – таблица со слогами); изображение буквы «М» из наждачной бумаги; шаблоны буквы «М» на каждого ребенка, тетради в клеточку; счетные палочки, карандаши, сюрприз.
Методические приёмы: Объяснение заданий, игровой момент с персонажами, внесение пособий к играм, вопросы, корректировка ответов, сюрпризный момент.
Ход занятия:


  1. Организационный момент:

Садится тот, кто скажет сколько звуков в словах:

(мак, рыба, ком, Маша, лиса, ус, утка, волк, сыр, банан, дуб, ам, гуси, машина)

  1. Закрепление пройденного материала («а», «у», «и»)

  1. Ребята что такое звук? (это то, что мы слышим и говорим)

  • А как мы обозначаем звук? (буквой)

  • Что такое буква? (это то, что мы видим и пишем)

  • С какими буквами мы уже познакомились? («а», «у», «и»)

  • Кто вспомнит стихи-шутки про них?

  1. Соотнесение звука с буквой. Логопед называет слова, дети показывают

соответствующую букву по первому звуку.

- Я говорю слово, вы слушаете и определяете 1-ый звук в этом слове и

поднимаете соответствующую букву (аист, умный, идет, акула, играет, уснул, Илья,

адрес, усы, Уля, иголка, Андрей)

  1. Определение места буквы в слове. Отгадывание загадок.

На доску выставить большие листы-загадки на буквы «а», «у», «и». (Е.В.

Колесникова)

  1. Повторение артикуляции и характеристики звука, соответствующего изучаемой букве.

Выставить картинки (корова, теленок)

- Как мычит корова? –М- м-м!

- А как теленок? - Мь-мь-мь!

Артикуляция звука: губы сжаты и напряжены, зубы разомкнуты, язык лежит спокойно. Звуки произносятся с помощью губ. Произнесение хором и индивидуально.

Характеристика звука:

М согласный, твердый, звонкий

М’ - согласный мягкий, звонкий

  1. Постановка цели занятия.

- С какими звуками и с какой буквой будем знакомиться?

(со звуками «М – М’» и буквой «М»)

Речевая зарядка:

ма - мя ам – амь

мо – мё ом – омь

му – мю ум - умь

мы – ми им - имь

  1. Игровой момент.

- Вместе с буквой «М» к нам в гости пришли веселые гномики «Муа» и «Миа».

- Как вы думаете кто из них «Муа», а кто «Миа»?

а) Д/и «Кто больше?»

Дети перечисляют продукты, в названиях которых есть звуки «М», «М’»

- Эти гномики очень любят покушать, а любимые продукты у них…

- Ребята а вы сами назовите какие?

(маргарин, масло, мясо, макароны, молоко, мука, манная крупа, эскимо, сметана)
б) Д/и «Определи где звук?»

Выставляются схемы.

- А что сегодня у гномиков на столе? Давайте отгадаем (мясо, сметана, молоко, эскимо).

в) Д/игра «Наоборот»

Эти гномики дружные, но иногда они спорят друг с другом и говорят все наоборот.

Словарный материал:

Война – мир ссориться – мириться

Быстро – медленно твердый – мягкий

Глупый – умный большой - маленькийц

  1. Знакомство с буквой.

- Ребята, мы знаем что каждый звук обозначается буквой.

- Звуки «М – М’» - согласные, значит и буква «М» - согласная.

- Показ заглавной ( - что мы пишем с заглавной буквы?) и прописной буквы.

- Сравнение буквы с образом. (использование буквы – шутки).

. Палочка и палочка, Вот качели -

Между ними галочка. Буква М!

И понятно сразу всем: Здесь качаться

Получилась Буква М. Можно всем!

(Е. Тарлапан)
П куда – то торопилась, Мама, глянь –ка! Две горы

Посрединке проломилась, Словно две родные сестры!

П не П теперь совсем – (Г. Виеру)

Она стала буквой М. Мама Милу с мылом мыла,

( Г. Ванюхина) В глаз попало Миле мыло.

Мама Миле говорила:

Хорошо известно всем: - Не сердись, дочурка Мила!

Где метро, там буква М. - Не сержусь, - сказала Мила, -

(А. Шибаев) Я выплакиваю мыло.

(И. Демьянов)
Взявшись за руки, Взялись за руки друзья

Мы встали И сказали: «Ты да я – это мы».

И на М похожи стали. А между тем получилась буква М.

(В. Степанов) (А. Шибаев)

  1. Физкультминутка. «Живые буквы» (+подсказка)

Составление имен гномиков (Миа, Муа)

  1. Работа в тетрадях

а)

  1. Нахождение буквы в кассе букв (раздать на каждого).

  2. «Из скольких элементов состоит буква?»

  3. Выкладывание буквы из счетных палочек.

  4. Обведение буквы из наждачной бумаги перед собой на столе.

  5. Прорисовывание «М» в воздухе.



б) Обведение заглавной буквы по контуру в тетрадях и штриховка

карандашом (сверху вниз).

Чтение таблицы слогов: ам, ум, им, ма, му, ми.

  1. Подведение итога занятия.

- Какие звуки мы сегодня повторили?

- С какой буквой познакомились?

- Какое задание было самым интересным?

- Кто помогал нам сегодня на занятии? ( гномики Миа и Муа)

Эти гномики очень любят сладости, они и вам подготовили вкусный сюрприз («Милки Вэй», в котором очень много полезного молока).