|  | 
          Конспект урока с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме
            
              | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
 
 «Сатламышевская средняя общеобразовательная школа»
 
 Апастовского муниципального района Республики Татарстан
 
 Конспект урока с использованием групповой работы в триадах в 8 классе по теме
 
 « Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании. Повторение и обобщение изученного ».
 
 подготовила учитель русского языка и литературы, английского языка
 
 Нигматзянова Алсина Наиловна
 
 Сатламышево
 
 2013
 
 Тема урока: Повторение и обобщение изученного по теме «Словосочетание. Способы связи слов в словосочетании».
 
 Тип урока: повторительно - обобщающий; урок совершенствования ЗУНов
 Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
 Метод: словесный, поисковый, творческий
 
 Цели урока:
 
 Образовательные:
 1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,
 способах связи слов в словосочетании;
 2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
 3)закрепление навыков правописания;
 
 Развивающие:
 1)    развитие мышления и общеучебных навыков;
 2)     развитие познавательной самостоятельности;
 3)     формирование умения анализировать языковой материал;
 
 Воспитательные:
 1)    воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе
 
 Оборудование:
 1.    Мультимедийный проектор
 2.    Карточки со словосочетаниями
 3.    Раздаточный материал
 4.    Листы контроля
 
 Ход урока
 
 1.    Оргмомент
 
 - Мы завершаем работу  с наименьшей синтаксической единицей языка -  словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим   знания, полученные по этой теме.
 Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняет свою задачу. У вас есть лист контроля, с которым вы будете работать на уроке, оценивая качество выполнения работы по этапам урока. К концу урока ваши карточки должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки.
 
 2.    Актуализация прежних знаний
 
 -Давайте вспомним, что называется словосочетанием и опознаем его из предложенных вариантов
 
 (Дети сигнализируют карточкой)
 
 «Солнечный день», «перед дождем», «леса и парки», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на телефоне», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться», «более яркий»
 
 
 -Итак, что нельзя назвать словосочетанием? (сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы)
 -Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова)
 -Назовите типы словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные)
 3. Коллективная работа.
 Прочитайте строки:
 
 Буря мглою небо кроет,
 
 Вихри снежные крутя…
 
 - Определите вид синтаксической единицы. (Предложение)
 
 - Необходимо выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?
 
 -Знать определение словосочетания.
 
 -Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.
 
 - Что не является словосочетанием?
 
 -Сочетание сказуемого с подлежащим (то есть грамматическая основа предложения): Мальчик капризничал; Таня прыгает; Он стар; Хлеб сделался как камень.
 
 Однородные члены предложения: Москва и Париж; быстро и умело.
 
 Сочетания слов значимых и служебных частей речи: в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.
 
 -Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:
 
 -Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.
 
 При помощи логических вопросов выделить все словосочетания.
 
 Выписанные словосочетания:
 
 «кроет небо», «кроет мглою», «кроет крутя», «крутя вихри», «вихри снежные»
 4. Групповая работа
 
 Задание по группам: выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа).
 
 Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи  и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.
 
 -Какие виды синтаксической связи используются в словосочетании? (сочинительная, подчинительная). Дайте определения.
 - Выпишите словосочетания с сочинительной связью (1 группа), с подчинительной связью (2 группа), 3 группа определяет средства связи слов в словосочетаниях
 
 -Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? (Словосочетания с подчинительной связью)
 На какое слово необходимо обратить внимание в словосочетаниях данной синтаксической связи? Почему? Какие же способы подчинительной связи выделяются в словосочетаниях? (согласование, управление, примыкание) Дайте определение.
 
 (проверка проводится с использованием мультимедийного проектора)
 
 5. Индивидуальная работа по карточкам
 
 Карточка 1.
 
 
                  Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
 
Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
 
Согласование
 
 Карточка 2.
 
 
                  Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
 
Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
 
управление
 
 Карточка 3.
 
 
                  Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
 
Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
 
примыкание
 
 Карточка 4.
 
 
                  Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
 
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
 
такая мама
 
 Карточка 5.
 
 
                  Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
 
Медленно  опускаться на парашюте.
 
медленно опускаться
 
 Карточка 6.
 
 
                  Из предложения  выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
 
Для России такой путь заказан.
 
заказан для России
 
 Способ проверки – взаимопроверка.
 (Поменялись листочками, я диктую – учащиеся проверяют.)
 Определите процент выполнения задания (написать на листочке).
 
 7. Подведение итогов. Оценка ответов учащихся.
 -- С какими ключевыми понятиями познакомились сегодня на уроке? Расскажите о типах связи в словосочетании .
 
 -- Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей?
 
 - Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» после изучения:
 
 Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
 
 Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
 
 Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
 
 Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
 8. Домашнее задание .
 
 Выучить таблицу «Типы связей в словосочетании»
 
 Список литературы:
 
 Русский язык, 8 класс, учебник для татарской школы, под редакцией Шакировой Л.З.,Казань,»Магариф», 2009г.
 
 Русский язык. 8 класс: Поурочные планы по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой / Авт.-сост. М.Е. Кривоплясова.-Волгоград: Учитель, 2005.-269 с.
 |  |  |