Главная страница

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Особенности готовности ребенка к школе»


Скачать 82.16 Kb.
Название Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Особенности готовности ребенка к школе»
Дата 27.02.2016
Размер 82.16 Kb.
Тип Конспект


Конспект

родительского собрания

в подготовительной группе

«Особенности готовности ребенка к школе»

Собрание проводит воспитатель:

Мокроусова О.А.

Цели собрания:

1.Изучение мнения родителей о готовности ребёнка к школьному обучению.

2.Предоставить родителям возможность учесть разные слагаемые готовности к школе.

3. Вовлечь родителей в диалог по вопросу подготовки к школе, создать обстановку общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

Вводная часть.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Дети растут быстро. Казалось бы, только вчера вы переживали за своего малыша, впервые отводя его в ясли, на пороге уже новые испытания – школа. Как сделать, чтобы ребенок быстро и безболезненно адаптировался к новым условиям? В чем заключается психологическая подготовка первоклассников? Об этом мы и поговорим сегодня.
Большинство детей, как правило, развиваются неравномерно. И часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше - начать школьную жизнь раньше или позже? Одни говорят "чем раньше начнешь, тем легче будет", а другие утверждают "не стоит лишать ребенка детства". Кто же прав? Вообще тут нет общих правил - все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться и от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником…

Многих родителей волнует вопрос, «так в чём же состоит эта готовность, что главное?» Предлагаю Вам пронумеровать по степени значимости для вас следующие фак­торы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. Выбе­рите из них три фактора, на ваш взгляд, главных. Обоснуйте свой выбор.

1. Физическое здоровье.

2. Развитый интеллект.

3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.

4. Выносливость и работоспособность.

5. Умение считать и читать.

6. Аккуратность и дисциплинированность.

7. Хорошая память и внимание.

8. Инициатива, воля и способность действовать самостоятельно. (Необходимо обратить внимание, какие факторы получили при­оритет, обсудить, насколько он оправдан в свободной дискуссии с родителями.)
Основная часть.
-А теперь давайте попробуем выделить самое главные составляющие готовности к школе, без которых полноценный процесс обучения не может быть осуществим, это:



  1. Эмоциональная готовность, (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями)

  2. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)

  3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)

Сейчас мы разберём каждый пункт подробнее.

Эмоциональная готовность.

Очень важно сформировать у ребенка эмоциональную мотивационную готовность т.к. зачастую для ребенка школьник — это счастливый обладатель ранца, человек, который общается со сверстниками и жизнь которого занимательна и интересна. Дети подчас рисуют себе красивую кар­тинку школьной жизни, идеализируя школу. Когда же вопросом взрослого: «Зачем ты идешь в шко­лу?» ребенок опускается с небес на землю, ока­зывается, что он и не знает ответа. Задача взрослых заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка к моменту поступления в школу психологические черты, присущие школьнику. Итогом развития в дошкольном детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы приспособиться к условиям школы, приступить к систематической учёбе. К таким предпосылкам относятся: желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Это желание проявляется к концу дошкольного возраста у подавляющего большинства детей. Оно связано с тем, что ребёнок начинает осознавать своё положение дошкольника как не соответствующее его возросшим возможностям.

Интеллектуальная готовность.

Психологическую готов­ность ребенка к школе предполагает также и развитый ин­теллектуальный компонент. В рамках этого компо­нента важно развитие познавательных процессов, и именно на их оценку направлены задания, кото­рые предлагаются будущему первокласснику: на умение сравнивать, анализировать, обобщать, де­лать самостоятельные выводы. ...В принципе то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике на занятиях и в играх, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, в общем достаточны. Любой ребенок к окончанию детского сада, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы, может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением. Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально, можно обсудить с педагогами той школы, где будет учиться ребенок, и выяснить именно их конкретные требования. Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.  Скажем, если вы периодически берете ребенка с собой в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?… Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал зазубренные названия чисел, а именно учился ДУМАТЬ!

Девиз этого направ­ления — «Я стремлюсь узнать!».
Социальная готовность.
В связи с вышесказанным особо нужно выделить социальную готовность ребёнка, потому что многие родители из лучших побуж­дений стараются рано научить дошкольника читать, считать и писать, одна­ко психологи часто констатируют неготовность ребенка к изменению соци­альной позиции, систематическому обучению.

Парадокс в том, что готовый к обучению ребенок далеко не всегда ус­пешен в условиях школьной жизни. Мама, убежденная в том, что ее бегло читающий, хорошо пишущий и считающий ребенок, безусловно, готов к школе, может испытать тревогу и волнение при неудачах ребенка в школе.

Формирование школьной готовности, и на это нам хотелось бы обратить особое внимание родителей, определяется всей предшествующей дошко­льной жизнью ребенка, а не только тем, чем был наполнен последний пе­ред школой год.

Готовность ребенка к школе определяется его физическим и психиче­ским развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развити­ем. Доказано, что если ребенок не готов к «систематическому» обучению, то период адаптации, приспособления к условиям школы проходит дольше и труднее.

Итак, для того чтобы сказать, что ребенок готов к школе, от него требуется сфор­мированная триада внутренних установок «хочу — умею — стремлюсь!».

Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных тестов, которые вам предложит любой детский психолог.
А пока давайте представим себе некоторые педагогические ситуации, которые могут возникать во многих семьях, обсудим их и может, выделим из них что-то для своего личного опыта.

Ситуация 1.
Мама шестилетнего Серёжи тестирует ребёнка по разным методикам «готовности к школе», берёт их из популярных педагогических изданий, ставит собственный «диагноз» и получает результат – ребёнок к школе не готов! Тут же ребёнка заваливают разными педагогическими заданиями. Несмотря на то, что в детском саду ребёнок обогащает свой опыт на занятиях, вечерами родители лично сидят с ним по нескольку часов и даже наняли ему дорогостоящего репетитора…
Вопрос: какой результат принесет такое старание родителей?

(ответы родителей)

Воспитатель: Да, дорогие друзья, во многом Вы правы, как в том, что здесь затронут интеллектуальный аспект подготовки, так и в том, что такая штурмовщина и знаний дает немного (ребенок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере, не может ее удержать и закрепить получаемые навыки), и психологически для ребенка нагрузка неимоверная. Он и переутомится, и к школе может получить стойкое отвращение, если представит себе, что вот так же его будут мучить все десять школьных лет.

Ситуация 2.

Иру воспитывала бабушка, так как родители очень много работали. Девочка росла послушной, но очень робкой, у неё не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось.

Когда Ире исполнилось шесть лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мама просила рассказать стихотворение, решить несложные, на её взгляд задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, мать сердилась на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!»

Вопрос: Как бы Вы чувствовали себя в роли ребёнка? Какой путь общения выбрали бы на месте мамы?

(Ответы родителей и их обсуждение)

Воспитатель: Да, к сожалению, некоторые родители не принимают всерьёз, насколько важна социальная готовность ребёнка к школе, раскрепощённость, умение общаться. Если мама в нашем примере не изменит своих « педагогических методов», то при таком отношении результаты скажутся быстро - ребёнок будет с тревогой ждать первого школьного дня, ей не захочется идти в школу.

Заключительная часть.

Сейчас я предлагаю Вам немного расслабиться и поиграть в игру, которая называется «Мой образ ребёнка-первоклассника»

Предлагаю Вам выбрать одного персонажа из набора сюжетно-образных игрушек: Чипполино, Буратино, Мальвина, Карлсон, Малыш, Алиса из сказки Л. Кэрролла. Прошу объяснить свой выбор и выделить черты, которые могут помогать или затруднять предстоящую учёбу в школе.

(После коментариев родителей предлагаю всем поставить игрушку на одну из трёх цветных дорожек к школе, предварительно объяснив им, что чёрная дорожка означает сильное беспокойство родителя приближением школьной жизни ребёнка, синяя дорожка – умеренное, жёлтая – нет особого беспокойства.)

По окончании игры вопрос: От кого или от чего зависит нормальное эмоциональное самочувствие в семье накануне школы? (Ответы родителей)

И в заключение нашей сегодняшней встречи предлагаю Вам игровое упражнение «Закончите предложение»

Воспитатель по очереди бросает родителям мяч, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня выражение «хорошо подготовленный ребёнок к школе» означает…» Поймавший мяч формулирует свой вариант ответа.

Итак, наша встреча подошла к концу. Вижу по Вашим ответам на вопросы, что мы собрались здесь сегодня не напрасно. Быть может наша консультация поможет кому-то избежать серьёзных ошибок при подготовке ребёнка к такому важному этапу жизни, как обучение в школе. Всего Вам доброго!
Список литературы.

1. Белая К.Ю., Цапенко М.М. Родителям будущих первоклассников// Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» / Отв. Редактор Л.Е. Курнешова.-М.: Центр «Школьная книга», 2007.-48с.

2. Будницкая И. И., КатаеваА. А. Ребёнок идёт в школу. - М.: Педагогика, 1985. – 160 с. – ( Б-ка для родителей).

3. Волков Б.С., Волкова Н. В.Задачи и упражнения по детской психологии.

4.Воспитатели и родители: Из опыта работы. Сост. Л.в. Загик, В.М. Иванова. - - М.: Просвещение, 1985. – 96с.

5. Давыдова Ю.В. Как подготовить ребёнка к школе/ Юлия Давыдова.- М.: Эксмо, 2008. – 144с. – (Шпаргалки для родителей).

6. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. / Авт.-сост. Глебова С.В. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007-111стр.

7. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. Пособие / О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2006, - 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

8. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П. Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А. Кулакова; Под ред. Е.П.Арнаутовой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.-128 с. – (приложение к журналу « Управление ДОУ»).