Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 1174
Конспект открытого занятия
в средней группе
«Бурёнка в гостях у ребят».
Подготовила и провела
воспитатель:
Карпова В. Н.
Москва, 2012-2013 г.г.
Цель: расширять представления детей об осенних изменениях в природе; об образе жизни домашних животных осенью (поведение, движение, питание); дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. Формировать бережное отношение к природе.
Ход занятия
Раздаётся стук.
Воспитатель:
-Кто это к нам идёт?
Из-за ширмы появляется игрушка би-ба-бо (корова).
Корова:
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Бурёнка. Очень рада встрече с ва-ми. Я хочу загадать вам загадку:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает. Когда это бывает?
Воспитатель:
-Скажи, коровка, как тебе живётся в деревне осенью? Как ты гото-вишься к лютой зиме?
Корова:
-А обо мне мой хозяин позаботился: домик мой утеплил, чтобы мне зимой в нём тепло было, да и сеном запасся. Да и соседи мои- козы, лошади, овцы, свиньи и домашняя птица всякая- все довольны: живут в тёплых домиках и еды у них достаточно- уж человек об этом позаботился. Ребята, а каких домашних птиц вы знаете?
Воспитатель:
-Раз домашние животные к зиме уже готовы, тогда давайте отправим-ся в лес и узнаем, как готовятся к зиме дикие животные.
Физминутка:
Утром дети в лес пошли Дети шагают по группе,
И в лесу грибы нашли. Высоко поднимая колени.
Наклонялись- собирали Наклоны с имитацией собирания грибов.
По дороге растеряли. Приподнять плечи, изображая удивление.
Дети с воспитателем подходят к игрушечной кроватке.
Воспитатель:
-Кто это здесь лёг спать?
Большинство птиц улетает на зимовку в тёплые страны. Многие зве-ри утепляют к зиме гнёзда и логовища, а некоторые тащат к себе в «кладовки» и «погребки» запасы еды.
Воспитатель вынимает картинки и прикрепляет их к магнитной доске.
1-ый рисунок (с насекомыми).
-Насекомые: бабочки, жуки, муравьи, как только захолодает, скрыва- ется кто куда. Одни прячутся в разные щели, другие забираются в земляные норки. Там насекомые, те, что не погибают осенью, засыпают непробудным сном до весны.
2-ой рисунок ( с пресмыкающимися).
-На зиму засыпают также лягушки, змеи, ящерицы.
3-ий рисунок ( медведь, ёж, бурундук).
-На зиму засыпают и даже некоторые зверьки. Ёж нашёл ямку в трух-лявом пне, набрасал туда листьев- вот и готово жильё на зиму. Найти норку бурундука очень трудно, так как вход в неё всегда старательно скрыт среди густого бурелома, под корнями, под стволом поваленного дерева, под камнем или в выгнившем пне. Выкопанную землю бурун-дук уносит в своих защёчных мешках и выбрасывает подальше от норы. В норе, которая бывает иногда довольно длинной- до трёх метров, кроме камеры для гнезда, всегда имеются одна или две боль-шие кладовые для запасов и один-два тупичка- «уборные». Жилая «комнатка» выстилается сухой травой и листьями. В ней хозяева спят ночью и проводят время зимней спячки. На зиму бурундуки засыпают не так крепко, они просыпаются среди зимы, подкрепляются немного, а затем снова засыпают.
Самый большой из наших лесных зверей- медведь- тоже устраивает себе «зимнюю спальню» и дремлет в ней всю долгую зиму. Ещё с осени выбирает он в густом лесу удобное место для берлоги. Натаска- ет туда опавших листьев, мху, сухой травы. Отличную постель себе устроит. Теперь ему не страшны ни мороз, ни ветер. Лежи себе да по-лёживай до тёплых весенних дней.
Игра «У медведя во бору»
Выбирается «медведь», который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к «медведю», напевая (приговаривая):
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
Медведь сидит,
На нас глядит.
(Варианты: Медведь не спит
И на нас рычит!
Или Медведь простыл,
На печи застыл!)
Лукошко опрокинулось, (дети жестом показывают, как опрокинулось
лукошко)
Медведь за нами кинулся!
Дети разбегаются, «медведь» их ловит. Первый пойманный становит-ся «медведем».
Бурёнка:
-А это кто сюда торопится?
Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы.
Прыг-скок, трусишка,
Хвост коротышка,
Уши вдоль спички,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета:
На зиму, на лето.
Воспитатель достаёт игрушку-зайку.
Воспитатель:
-Какая шубка у зайки? (серая, летняя)
-А какая шубка будет у зайки зимой? (более тёплая, белая)
-А зачем зайке зимой белая шубка? (чтобы на снегу был не заметен).
Скоро белка станет серой, наденет зимнюю шубку, а пока заготавли-вает в дуплах и древесных щёлках орехи и жёлуди, сушит на острых сучьях деревьев грибы.
-Как вы думаете, а волк и лиса меняют свои шубки на зимние?
Конечно, да. Все звери меняют свои шубки на зимние более тёплые. Так же как и люди надевают зимой тёплую одежду. Только это не означает, что они сбрасывают свои шкурки и надевают другие. У зверей постепенно выпадает старая шерсть, а на её месте отрастает новая, более густая. Такая смена шерсти называется линькой.
Игра «Заяц и лиса»
Участники образуют круг. Игрушка-лиса передаётся в любом направ-лении по кругу обязательно из рук в руки стоящих рядом участников. Передавать (перебрасывать) лису через одного или несколько игроков
нельзя. Игрушка-заяц, наоборот, может «прыгать»- перебрасываться любому участнику игры. Задача в том, чтобы лиса поймала зайца.
Воспитатель:
-Давайте, ребята, напомним Бурёнке, как готовится к зиме медведь.
Кто ещё укладывается спать на всю зиму? Как готовится к зиме зайка ( белка, лиса, волк). А что происходит с насекомыми?
Теперь, Бурёнушка, ты знаешь, как дикие животные готовятся к зиме, и можешь возвращаться домой, чтобы рассказать обо всём своим соседям- домашним животным.
|