  
                 
                Конспект мини-деятельности 
                 
                для детей подготовительной к школе группы 
                 
                Тема: 
                 
                  
                 
                Подготовила: 
                 
                Воспитатель структурного 
                 
                подразделения «Детский сад №18 
                 
                комбинированного вида» МДОУ 
                 
                «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» 
                 
                Рузаевского муниципального района 
                 
                Москалева Екатерина Олеговна 
                 
                Цель: эмоционально-речевое развитие на основе фольклора. 
                 
                Задачи: 
                
                   
                  Уточнение и расширение представления об одной из малых фольклорных форм русского народа - закличках;
  
                   
                  Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию русского народа;
  
                  - 
                    
 
                    Воспитание патриотизма, любви к природе, любви к наследию своих предков; 
                   
                   
                  Расширение кругозора детей;
  
                   
                  Закрепление знаний о природных явлениях.
  
                  
                Материал: обрядовое дерево; ленточки, бумажные цветы, колокольчики для украшения дерева; слайды с изображением природных явлений; книга с закличками. 
                 
                Ход занятия 
                 
                Дети вместе с воспитателем входят в зал. 
                 
                Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось в зале. Давайте со всеми поздороваемся. 
                 
                Дети: Здравствуйте! 
                 
                Проводится этюд «Моё настроение» с элементом психогимнастики. С помощью мимики, жестов и позы дети изображают своё настроение, педагог помогает им подарить друг другу хорошее настроение: 
                 
                Здравствуй друг! Как ты тут? Улыбнись ты мне, А я тебе. 
                 
                Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и перенестись в русскую старину. Посмотрите, какие мы с вами сегодня красивые. Мы одеты в такие же наряды, какие наш русский народ носил в давние времена. 
                 
                Встаньте рядышком, ребятки, Вам сегодня расскажу Без утайки, по порядку Быль, всё вам доложу В одной дальней стороне, В старорусской старине Закликал народ честной Приход Красавицы – Весны младой! 
                 
                Дети, как вы думаете, что обозначает слово «закликал»? 
                 
                Дети: Это значит «звал». 
                 
                Воспитатель: Верно. А для этого народ использовал специальные заклинательные песни, которые назывались «закличками». У русского народа через все календарные песни проходит закликание богатого урожая, для себя же дети и взрослые желали счастья и здоровья. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы. В стародавние времена существовала традиция обращаться к Весне с просьбами и делали это с помощью закличек. А сам праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами и колокольчиками. 
                 
                Посмотрите, у нас тоже есть такое обрядовое деревце и сейчас мы его украсим. 
                 
                (Дети вместе с педагогом украшают деревце) 
                 
                Воспитатель: Такое дерево носили по всему селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где Весну кликают. Предлагаем и нашим гостям завязать ленточки на этом дереве и загадать желание. 
                 
                (Дерево подносится к гостям, чтобы каждый смог его украсить лентой). 
                 
                Воспитатель: Молодцы! Теперь у нас всё как в стародавние времена. И сейчас, дети, мы повторим традицию русского народа обращаться к Весне и различным явлениям природы с закличками. Ребята, а какие явления природы вы знаете? 
                 
                Дети: Дождик, радуга, гроза, солнышко светит. 
                 
                Воспитатель: Правильно, ребята! После долгой зимы люди с нетерпением ждали прихода весны и звали её. Посмотрите на экран. Сейчас я прочитаю закличку, а вы запоминайте. 
                 
                Весна – красна! 
                 
                Жива – млада! 
                 
                Приди же к нам! 
                 
                К лесам и полям! 
                 
                Воспитатель: А теперь прочитаем все вместе. Молодцы! (Воспитатель обращается с просьбой повторить эту закличку к одному из детей). 
                 
                Воспитатель: Скажите, пожалуйте, какие птицы приносят нам весну? 
                 
                Дети: Весну приносят грачи! 
                 
                Воспитатель: Верно. Чтобы они побыстрее принесли весну, скажем такие слова: 
                 
                Грачи – киричи! 
                 
                Летите, летите! 
                 
                Дружную весну 
                 
                Несите, несите! 
                 
                (Дети повторяют хором, а затем один из детей индивидуально). 
                 
                Воспитатель: Посмотрите, какое весёлое солнышко светит нам весной! 
                 
                Солнышко – вёдрышко! 
                 
                Выйди из-за солнышка. 
                 
                Сядь на пенёк, 
                 
                Погуляй весь денёк! 
                 
                (Дети повторяют хором, а затем один из детей индивидуально). 
                 
                Воспитатель: Но не только солнышку радовались люди. Ждали и дождя, чтобы напитал он землю влагой и дал богатый урожай. Поэтому народ обращался к грому с такими закличками: 
                 
                Гром гремучий! 
                 
                Тресни тучи! 
                 
                Дай дождя 
                 
                С небесной кручи! 
                 
                (Дети повторяют хором, а затем один из детей индивидуально). 
                 
                Воспитатель: Когда начинается дождик, люди радовались ему и закликали: 
                 
                Дождик, лей, лей, лей! 
                 
                Будет травка зеленей. 
                 
                Вырастут цветочки 
                 
                На зелёненьком лужочке! 
                 
                (Дети повторяют хором, а затем один из детей индивидуально). 
                 
                Воспитатель: А после тёплого дождика на небе появляется чудесная радуга. Вот такую закличку кричали ей люди: 
                 
                Радуга – дуга! 
                 
                Не давай дождя! 
                 
                Давай солнышка 
                 
                Колоколнышка! 
                 
                (Дети повторяют хором, а затем один из детей индивидуально). 
                 
                Воспитатель: А когда устанавливалась хорошая погода, красные девицы и добрые молодцы выходили на улицу, водили хороводы и играли в различные игры. В одну из таких игр мы сейчас поиграем. Она называется «Ручеёк». Это старинная русская игра. 
                 
                Звучит музыка, дети вместе с воспитателем играют в игру, а воспитатель произносит следующие слова: 
                 
                Ручеёк – ручеёк! Лента голубая! Ты бежишь, ручеёк, Устали не зная! 
                 
                Ручеёк – ручеёк! Оставайся с нами! Мы с тобой, ручеёк В салки поиграем! 
                 
                Ручеёк – ручеёк! Дай воды напиться! Не отпустим тебя - Будем веселиться! 
                 
                Воспитатель: Молодцы! А сейчас наше занятие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Скажите, что вам понравилось на сегодняшнем занятии? 
                 
                Воспитатель: Ребята, мне очень понравилось, как вы украшали дерево, говорили заклички, играли в «Ручеёк». Поэтому я хочу подарить вам на память о нашем занятии вот такую чудесную книгу. В ней собраны заклички русского народа. Посмотрите, какая она красивая. Это вам. А сейчас попрощаемся с гостями. 
                 
                До свиданья!
               |