Главная страница

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по устранению нарушений звукопроизношения


Скачать 52.33 Kb.
Название Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по устранению нарушений звукопроизношения
Дата 03.03.2016
Размер 52.33 Kb.
Тип Конспект


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – «Детский сад №8 «Лесная сказка»

Конспект

индивидуальной непосредственно образовательной деятельности

по устранению нарушений звукопроизношения

у ребёнка старшего дошкольного возраста

с тяжёлым нарушением речи (заикание)

Подготовила:

учитель-логопед

первой квалификационной категории

Павленко Ю.Ю.

г. Северодвинск

2012 г.

Образовательная область: коммуникация.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация.

Тема: «Гномы готовятся к приходу гостей».

Цель: автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

1. Учить произносить звук [р] в словосочетаниях;

2. Продолжать автоматизировать произношение звука [р] в слоговых цепочках и словах.

3. Продолжать развивать плавность речи в самостоятельных однословных ответах, ответах словосочетанием.

4. Упражнять в согласовании числительных с существительными.

5. Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные.


  1. Коррекционно-развивающие:

6. Развивать фонематический слух (определение наличия звука в слове; подбор слов, близких по звуковому составу), слухоречевую память.

7. Развивать артикуляцию и мимику.

8. Совершенствовать просодическую сторону речи.

9. Развивать зрительное восприятие (предметность, целостность) и зрительную память.


  1. Коррекционно-воспитательные:

10. Воспитывать стремление к правильной речи.

11. Воспитывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование: шаблоны из плотного полотна («тени»), картинки-символы артикуляционной гимнастики, разрезная картинка «Гномы», звуковые спиральки, мультимедийная презентация «Гномы Тихоня и Торопыжка»; игры: «Рифмы», «Кубики», «Рисунки».
Структура:

  1. Организационный момент.

1. Развитие зрительного восприятия в игре «Тени».

  1. Основная часть.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнение фонетической ритмики. Автоматизация звука [р] в слогах.

4. Упражнения на развитие просодической стороны речи, мимики.

5. Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях. Динамическая пауза. Развитие фонематический слуха и слухоречевой памяти в игре «Рифмы».

  1. Заключительная часть.

6. Рефлексия.
Ход.

I. Организационный момент.

- Злая колдунья превратила предметы в невидимок. А добрая волшебница оставила их тени. Посмотри, потрогай их, обведи пальчиком по контуру, подумай, что это за предмет.

- Я назову все тени, а ты слушай внимательно и выложи их в том же порядке.

- Замечательно! Как можно назвать одним словом эти предметы? (Транспорт.) Молодец! Чтобы завести любой транспорт ему нужен мотор, не правда ли? Мы с тобой сегодня будем продолжать «заводить моторчик»:

Мы с тобой учим звук [р], мы «заводим мотор»,

И станет красивым у нас разговор.
II. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика.

- Гимнастику для язычка выполняем по картинкам, перевернув которые мы узнаем, к кому в гости сегодня отправимся.

- Молодец! Сегодня мы снова отправимся в гости к гномам.
Упражнение фонетической ритмики.

- Чтобы встретиться с гномами, нам надо «завести моторчик». Пальцы сжаты в кулачки на уровне груди, локти в стороны. «Заводим моторчик», и делаем вибрирующие движения кулачками. Движения быстрые, мелкие.

- Движению «моторчик» добавляем движение на гласный звук – проговариваем слоги.

- Проговариваем слоги и крутим звуковые спиральки.


Упражнения на развитие просодической стороны речи, мимики.

- Умница! А ты помнишь, какой песенке гномы нас научили?

Те, кого охватит страх,

Произносят слово «Ах!».

Кто встречается с бедой,

Произносят слово «Ой!».

Кто отстанет от друзей,

Произносят слово «Эй!».

У кого захватит дух,

Произносят слово «Ух!».


Автоматизация звука [р] в словах и словосочетаниях.

- Гномы готовятся к приходу гостей. Давай посмотрим, что у них происходит? Поприветствуй гнома Тихоню!

- Гном Тихоня обустраивает свой двор, поможем ему? Если ты правильно назовёшь картинку и чётко произнесёшь звук [р], предмет окажется во дворе.

- Посчитай, сколько ромашек выросло у Тихони на клумбе? А сколько роз?

- А вот гном Торопыжка. Он готовит для гостей угощение. Что поставит гном на стол? Называй картинку, чётко произнося [р].

- Самое любимое лакомство Торопыжки – это его пироги. Для начинки гном осенью запасается разнообразным вареньем. Посмотри, сколько разных баночек в его кладовой! Называй варенье из черники (брусники, смородины, морошки, груши, персика). Молодец!

Динамическая пауза .

- Давай покажем гному, как мы умеем играть.


Гномы утром рано встали, (Тянуться)

И уборку делать стали.

Моют окна,           (Стоят прямо и имитируют движение)

Моют пол, (Наклонились, имитируют движение)

Чистят коврик, (Имитируют движение – подметают пол)

А потом….

Приглашают в дом друзей,

Чтобы было веселей. (Прыгают на двух ногах).
- Гномы хотят от души повеселиться со своими гостями и приготовили для них игры. Первая игра на ловкость - «Ладонь - кулак».

Руки, как глазки,

Закрылись – открылись,

Словно из сказки

Они появились.

Один кулак – одна ладошка,

И поменяй их быстро, крошка!

Теперь – ладошка и кулак,

И всё быстрее делай так!


- Потом они решили поиграть с ними в «Рифмы». Давай посмотрим, какие рифмы они подобрали? (Рубашка-ромашка, пирожное-мороженое, парта-карта, ворона-корона, трава-дрова, воробей-муравей).
- Торопыжка приготовил «Кубики». Из них он предлагает построить башню. Но подойдут для постройки только кубики, все картинки которых со звуком [р].
- А Тихоня решил нарисовать для гостей рисунок. Посмотри, что у него получилось. Назови все картинки. Запомни.

- Вот его следующий рисунок. Что в нём он добавил?
- Понравилось тебе у гномов? Хотел бы ты погостить у них ещё? Давай с ними попрощаемся!
III. Заключительная часть.

- Тебе понравилось сегодня заниматься? Что запомнилось больше всего? Что было сложным?

- Мне очень понравилось, как ты сегодня занимался, каким чётким, раскатистым стал твой «моторчик».

- Помнишь, тени каких предметов остались у нас после превращений злой колдуньи? Я хочу, чтобы ты оживил их. Заведи дома свой «моторчик» и раскрась тени карандашами или красками.