Главная страница

Православная семья в современном грешном мире


Скачать 0.53 Mb.
Название Православная семья в современном грешном мире
страница 1/3
Дата 12.02.2016
Размер 0.53 Mb.
Тип Задача
  1   2   3

Православная семья в современном грешном мире


ВВЕДЕНИЕ




Основная задача христианского брака – не только иметь детей, но и непременно воспитать их в православии, воспитать как истинных христиан, целью жизни которых было бы отвержение себя и служение ото всего сердца Господу, с горячей любовью к нему. Это их основное дело, их основное «строительство», о котором говорит апостол Павел: «Каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос… Каждого дело обнаружится… У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3. 10-15).

Но современному человеку очень трудно смотреть и по-настоящему видеть, что в действительности происходит. Тому есть много причин. Прежде всего, по словам отца Александра Ельчанинова, «Мы видим мир не таким, как он есть на самом деле, а таким, каким его делает наше воображение, наша воля. И каждый видит его по-своему, часто ставя центром своего мира вещи ничтожные и вовсе не давая места тому, что действительно важно». О том же пишет о. Иоанн С.: «Как глубоко грех пускает в сердце грешника и во всем существе его корни свои, как он дает грешнику свое зрение, которое видит вещи совсем иначе, чем они в существе своем, представляясь ему в каком-то обаятельном виде. Потому мы видим, что грешники весьма часто и не думают о своем обращении и не считают себя великими грешниками, потому что самолюбие и гордость ослепляют им глаза». (Цит. по 3, т 1, с 166).

Так сейчас многие родители находятся в действительном обольщении по поводу своих детей, они как не видят их недостатков (как и своих), так и не прислушиваются к словам окружающих, для них дети – это лишь повод продемонстрировать свой достаток, свой успех, свою образованность. Другие хотя кормят и одевают, во всем остальном бросают на произвол судьбы и ни культурным, ни духовным развитием ребенка не занимаются. Третьи бросают своих младенцев в буквальном смысле – на попечение государства.

Некоторых устроит, если ребенок вырастет «просто хорошим человеком», причем сами плохо понимают, что именно имеют в виду. Другим дети мешают всегда и во всем и вырастают с исковерканной психикой. Кто-то намеренно воспитывает ребенка «адаптированным к современной действительности», когда главное – заработать побольше денег, вовремя украсть, вовремя предать и заботиться побольше о своем здоровье.

Но многие искренне хотят воспитать ребенка так, чтобы на Страшном суде предстать перед Господом и обрести спасение, сказав спокойно и за себя, и за детей: «Се аз и дети, которых (Ты) дал мне…» (Ис. 8, 18; Евр. 2, 13). Большое счастье и спасение, если это удается. Но многие родители сегодня просто не знают, как это сделать. Даже воцерковленные, даже читающие духовные книги. Что же говорить о тех, кто заходит в церковь лишь на большие праздники? Но ведь у них есть искреннее попечение о детях, возможно, они чувствуют, что дети – не их собственность, что они доверены им Господом.

Таким образом, цель данной работы – описать трудное положение современной православной семьи – направлена не только на тех, кто «причастен к «Нищете духовной», видит свои грехи, страсти, пристрастия и стремится к самосовершенствованию, кто любит Господа, хочет угождать Ему, хочет работать для Него, хочет посвятить Ему свою земную жизнь» (3, т 1, с 21), но и для тех, кто сердцем чувствует «что-то неладное», кто лишен ориентиров в воспитании и ищет их, кто сквозь свои грехи и помрачения сознания все таки видит опасности и хочет уберечь от них детей, как своих родных, так и доверенных их попечению. Св. Иоанн Златоуст говорил, что «Все у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и научении Господнем». А мы «детей не только не наставляем, но поступаем в отношении их жесточе всякого варвара»: «…когда видишь, как демоны приводят его к порокам, ты спишь, не негодуешь, не сердишься, не отнимаешь сына от самого ужасного зверя» (цит. по 3, т 2, с 434).

Вопрос о воспитании будущих христиан весьма важен. В наши дни просто преступно полагаться на то, что все решится само собой. Это невозможно. Это столетие назад семейное воспитание шло по испытанной веками схеме. Теперь «православные родители и педагоги, не прошедшие в своем детстве школы христианского воспитания (в нынешнем поколении родителей в нашей стране таковых подавляющее большинство) и идущие, так сказать, на ощупь, нуждаются в церковном руководстве. Труды, написанные в прошлые века, обычно намечают «генеральную линию» воспитания, общее направление. То есть говорится о необходимости бороться со страстями в ребенке, но часто не описываются конкретные методы воздействия. И это неудивительно для тех времен, когда существовали незыблемые традиции семейного воспитания. Но сейчас их практически нет, и нынешние родители нередко беспомощно взирают на свое чадо, не зная, как им поступить, чтобы добиться желаемого». (5, с 234).

Очевидно, что детство в различные его периоды имеет важнейшее значение в формировании основных навыков и характера жизни. Но оно ценно не само по себе, а прежде всего как подготовка к зрелой взрослой жизни, и естественно, что все важное для этой жизни надо заложить еще в детстве, приготовляя детей к суровым тяготам жизни, научение ребенка, казалось бы, очень простому умению: отличать добро ото зла. В том числе и умение осознавать искушения и противостоять им.

ГЛАВА 1


Пути преодоления соблазнов и искушений
Научить ребенка противостоять искушениям – разве это не одна из важнейших задач христианского воспитания? – родители обязаны сами отчетливо понимать, что это такое и распознавать их. Это очень трудная задача, потому что мы все в значительной степени подвержены духовной слепоте. Мы не можем противостоять искушениям, если не понимаем, что именно нас постигло. Понятие об искушении – да и о жизни как о последовательной борьбе с искушениями - чуждо большинству сегодняшних родителей, многое из того, что является на самом деле искушением, многими супругами просто не воспринимается как таковое, не распознается. «…значение психологического феномена – искушения, настолько важно для нашей духовной жизни, что всякому христианину необходимо иметь о нем глубокое познание и применять это познание на опыте жизни в своей никогда не прекращающейся «невидимой брани» с лукавым духом» (3, т 1, с 178).Что же такое искушение? Библейский словарь отвечает на это так: это соблазн греха, испытание человека. Феофан Затворник называет их: «…разжженные стрелы, кои враг пускает из засад телеснодушевности на избегшего его тиранства пленника»(2, с 419). Таким образом, понятие искушения в лексиконе духовной литературы подразумевает два понятия. Н. Е. Пестов пишет: «Во-первых, искушением называют все тяжелые, неприятные для души переживания, приходящие к человеку извне, по Божию попустительству – в наказание, для исправления, для испытания в вере и т.д. Сюда будут относиться болезни, материальная нужда, обиды и несправедливости от людей.

Во-вторых, искушением называется состояние души, когда ей непосредственно темной силой или через слова людей навязываются мысли, а сердцу чувства или пожелания, нарушающие душевный мир и влекущие к нарушению Божественных заповедей, требований совести и разума»(3, т 1, с 178)

Господь сказал: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам» (Мф. 18, 7). Почему и ради чего Господь попускает прийти соблазнам? Для чего человеку необходимы искушения? Святые отцы говорят, что только путем преодоления искушений в христианине умножается опытность и умножается духовная сила. Преп. Антоний Великий говорил, что «если б не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного» (цит. по 3, т 1, с 179). Искушение – это испытание человека в его готовности следовать Заповедям Божиим, это пробы для испытания нашего духовного состояния – по духу мы живем или по плоти? «Вместе с тем можно думать, что счастие вечной жизни и будущего пребывания с Богом в Царстве Небесном так велико и является таким неоценимым и ни с чем не сравнимым даром человеку от Бога, что может приобретаться также лишь за многие подвиги – преодоление искушений и соблазнов при длительном испытании души человеческой» (3, т 1, с 179). Как говорит старец схимонах Силуан: «Господь воспитывает душу человека, не отстраняя его от встречи со злом, а давая ему силу на преодоление всякого зла» (цит. по 3, т 1, с 183). Победив искушение силою Христа, душа богатеет духовным опытом. Она приучается распознавать искушения и побеждать их посредством молитвы. «Если же для нас ясны наличие и причины нашего искушения, то надо немедленно обратиться в молитве непосредственно к Самому верховному «Врачу душ и телес наших» - Господу Иисусу Христу, Который, «быв искушен – может и искушаемым помочь»(Евр. 2, 18):

«Господи, я вижу себя в искушении. Дай осознать и понять его. Помоги преодолеть его. И если я не в силах это сделать, то Сам победи и изгони борящего меня злого духа, как некогда Ты победил его в пустыне и изгонял его из людей, одержимых им» (3, т 1, с 182).

Феофан Затворник понимает искушения как «УЗЫ ДУХА», которые «треплетены, составляемы будучи: самоугодием, миром, диаволом. Против них и направляются разрушительные действия возбуждающей дух благодати» (2, с 135). «Человек ходит по земле существа своего, как по трясине, готовый в каждое мгновении провалиться. Когда идешь, - с опаской иди, да не преткнеши о камень ногу твою.

Пребывая, впрочем, внутри под гнетом новых правил и порядка, при деятельности духа, все сии неправые движения не так были бы свирепы, если бы не вспомоществуемы были соседствующими им родителями их - миром и бесами» (2, с 423) Мир в целом – это одно из самых тяжких наших искушений. Мы любим его, мы пристрастны к нему, нам хорошо в нем, и потому привязанность ко всему мирскому томит нас на протяжение всей нашей земной жизни.

Но «Мир есть осуществленный мир страстей, или ходячие страсти в лицах, обычаях, делах. Прикасаясь к нему какою-нибудь частию, нельзя не растревожить и соответственной в себе раны, или страсти, по сходству их и подобонастроению. Потому всякий живущий в мире устремляется к ним через посредство живущих в себе страстей, по поводам и соблазнам.

Но есть некоторые возбуждения, собственно принадлежащие миру. Таковы: его прелестный вид и во всем успешность, ужасающая сила – чувство оставления и пустынства среди многих, во всем – препятствия, колкости, насмешки, презрение, невнимание, мучение беззаконными делами. За этим следуют потом притеснения, гонения, озлобления, лишения, скорби всякого рода» (2, с 424).

Как же научат родители детей своих не бояться мира, противостоять ему, если сами порабощены им? Например, одно из искушений – это страх перед миром. Мир для маловерных людей часто кажется местом опасным и жестоким, поэтому «одним из типичных мысленных искушений является пробуждение в людях маловерного беспокойства за свое существование и за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для тела, сожалений о каких-либо упущенных возможностях или ошибках при достижении материальных благ, зависти к чужому преуспеянию, недовольства своим материальным положением и т.п.

Пораженная искушением душа забывает заповеди и обетования Господа – «не заботьтесь… что вам есть и что пить… » и впадает в маловерие, суету и многопопечительность» (3, т 1, с 179). Что в таком случае происходит в семье с детьми, чьи родители озабочены материальным состоянием и своей гарантированной обеспеченной старостью более, чем самим фактом существования у них детей? Какие грехи порождает это искушение? Зависть, гордыню, тщеславие, отчуждение от ближних – и все, что угодно, смотря насколько хватит удерживающих сил души.

Страх родителей перед миром, перед развитым городским мегаполисом, перед преступностью, перед техногенными катастрофами, перед другими людьми (чужая душа – потемки), перед властью, перед многим другим, что идет от цивилизации и природы - порождает в детях в лучшем случае неврозы и неуверенность в себе. Детей держат в замкнутом мире дома и семьи, они не приобретают никакого значимого опыта поведения в мире, опыта отношений с чужими людьми и в результате, повзрослев, оказываются перед миром беззащитны. Это одна из самых плачевных вещей, которые дети могут унаследовать от родителей. В чем же корень такой беды? «Другим видом мысленных искушений является боязнь воображаемых опасностей и предвидение возможности различных несчастий. Боязливая и маловерная душа в этих случаях полна беспокойства и тревоги. Ей уже кажется, что все ее опасения сбываются, она уже переживает в мыслях несчастье и мучается и страдает понапрасну. Как утопающий в волнах ап. Петр, она смотрит только на призрачные житейские волны, тонет в них, забывая, что рядом стоит Христос, готовый в каждый момент протянут руку и спасти от гибели, и что надо смотреть всегда не на призрачные волны, а на спасающего и поддерживающего Христа» (3, т 1, с 179). Ребенка нужно научить вере в промысел Божий, в то, что ничто на свете не происходит без Его воли. Но нельзя искушаться и противоположным намерением – не трудиться ни над чем, уповая, что «Господь управит».

Понятно, что если разум и душа постоянно охвачены тревогой, многопопечтельностью, суетой, пристрастиями, человеку некогда даже вспомнить о Господе, не то что рассказать о нем своим детям. «Пробуя проанализировать наше обычное душевное состояние, мы увидим, что одно беспокойство сменяется другим, одна суетливая забота следует за другой, пристрастие за пристрастием и т.д.

От этого в душе господствует если не печаль и уныние, то тягость, оцепенение, «окаменелое нечувствие», холодность к Богу и ближним – все признаки отсутствия Духа Святого»(3, т 1, с 182).

Чтобы оторваться душою от мира, полезно так же приводить себе на память истину, что «мир во зле лежит»(1 Ин. 5, 19) и исполнен обольщением, массовым безбожием, страстями и пороками, насилиями и неправдой, обманом, ложью, лицемерием, суетой (3, т 1, с 304)

Феофан Затворник пишет: «Мир, с своими понятиями, началами, правилами, вообще со всем своим порядком, возведенным в неизменный закон, налагает тяжелую, владычественную руку на всех своих чад: вследствие чего никто из них не смеет и подумать о восстании против него или отвержении его власти. Перед ним все благоговеют, с какою-то робостию держатся его правил и нарушение их считают как бы уголовным преступлением. Мира нет как лица, но дух его каким-то образом держится в свете, влияет на нас и связывает как узами. Очевидно, что власть его мысленная, воображаемая, а не действительная, не физическая. Следовательно, стоит только развеять сию воображаемую силу мира – и к нам близка будет возможность отрезвления от его обаяния. Так и действует Божие спасительное промышление о нас. С сею целью, оно:

А) Постоянно пред лицом мира и нами держит два других мира, святых, Божественных, и в них и чрез них представляя вниманию и даже давая ощутить лучшее, непрестанно твердит о пустоте мирской жизни и мирских надежд. Эти Божии миры суть: видимая природа и Церковь Божия. Опыт показывает, как нередко ум, отуманенный чадом мирским, отрезвляется созерцанием творений Божиих или вступлением в Церковь. Один зимою смотрел на дерево, стоявшее пред окном, и очнулся, другой, после шумной беседы ощутив сладость душевного покоя в храме, оставил прежние обычаи и посвятил себя служению Богу. Природа видимая и храм Божий не только вразумляли и отрезвляли часто христиан, беспечных и грешных, но обращали даже язычников к истинному боговедению и богоугождению. …природа и Церковь отгнатели, развеватели, оттиратели обаяний суетного и многопрелестного мира. Они того ради Господом и поставлены в такой с нами связи чтобы тем чаще и непрерывнее действовать на нас, разительнейше представляя противоположность одной жизни с другою.

…Нередко, наконец, мир сам теснит и гонит из себя как бы самим собою, именно тем, что не удовлетворяет или постыжает ожидания. Ищем счастья; в мире и есть только слава, честь, власть, богатство, утехи, но ничто такое не удовлетворяет искателя. Рассудительный скоро замечает обман и берется за ум. В святых Божиих видим, что многие из них, рассмотрев суету и мятежность мира, удалялись от него и решительно посвящали себя Богу» (2, с 138).

Темной силе легко искусить, прельстить, обмануть и увлечь тех, кто лишен благодати, защищающей человеческую душу. Благодати же лишен тот, кто грешит, заражен страстями и не кается.

Если человек в своей духовной жизни горд, стоит одиноко, не признает ни в чем авторитетов, то его очень легко прельстить и в состоянии прелести погубить и его душу, и душу тех людей, которые ему доверяют – можно прельстить родителей, которые будут считать себя непогрешимыми авторитетами в воспитании детей, и к самообольщению присоединится обольстительное действие демонов. Самомнение и самоуверенность родителей всегда опасны.

Очень многие недостатки, попустительство родительское в воспитании детей можно объяснить искушениями, которыми одолевает родителей наш враг. «Как пишет отец Иоанн С. : «Несомненно, что дьявол сидит в сердцах людей какой-то сердечной вялостью, расслаблением и леностью ко всякому доброму и полезному делу, особенно к делу веры и благочестия, требующему сердечного внимания и трезвения, вообще духовного труда. Так он поражает сердце вялостью, а ум тупостью во время молитвы; так он поражает сердце вялостью, холодностью и бездействием сердечным тогда, когда нужно сделать добро, например, сострадать страждущему, помочь находящемуся в беде, утешить печального, научить невежду, наставить на путь истины заблуждающегося и порочного.»(3, т 1, с 188).
Феофан Затворник пишет, что идущие от сатаны и духов его «УЗЫ ДУХА» невидимы и «…большею частию совпадают с узами самоугодия и мира, которые сатана своим влиянием укрепляет и через них держит ум в омрачении. Но есть нечто и непосредственно исходящее от сатаны. От него некоторая неопределенная робость и боязнь, мятущая душу грешника во всякое время, а тем более тогда, когда задумает он о добре. Это почти то же, чем господин грозит слуге, когда тот начинает что-либо делать не по его воле и планам. От него разные лести духовные, как то: у одних чрезмерная, без всяких на то оснований, надежда на милосердие Божие, не отрезвляющая, а все более и более углубляющая в грехолюбие; у других, напротив того, отчаяние; у этого – сомнение и неверие, у того – самоуверенность и самооправдание, заглушающее всякое чувство раскаяния. Да, многое, многое зависит от сатаны, хотя определить это трудно. Но и все греховное надо относить к нему как к источнику, ибо он царь грешного мира. Одна из хитрых его уловок – скрывать себя, то есть наводить на грешников уверенность, что его нет, вследствие чего он и самовольничает с свирепостью в грешной душе, слагая греховные стремления, им внушаемые, на природу и располагая к ропоту на Бога, запрещающего будто бы естественное и повелевающего выносить то, что выносить у них сил не достает. Вразумляющая Божественная благодать нередко исхищала грешников из челюстей ада посрамлением сатаны. Она выводила его на позор и предавала посмеянию, обнажая его бессилие и глупость и разоблачая хитрости.» (2, с 144).

Что же должен человек сделать, если он начинает распознавать, чувствовать, что на него направлены происки и ухищрения врага? «Для освобождения от такого состояния надо прежде всего заметить его ненормальность – распознать близость злого духа, открыть, через какое слабое место он проник в нашу душу.

Легче всего это сделать, если мы имеем постоянное общение со старцами и нашим духовным отцом. Но если последние почему-либо недоступны, то следует со всеми своими наиболее значительными душевными переживаниями, сомнением, смущениями, больными и нерешенными вопросами делиться с опытными в духовной жизни людьми. Уже один рассказ о своем состоянии, обнаружение души перед другим, часто является достаточным, чтобы смущение прошло; духи тьмы боятся света, боятся света обнаружения и уходят, когда их козни обнаруживаются перед другими» (3, т 1, с 182) В этом смысле одна из главных родительских обязанностей – это беседа с детьми, сохранение их доверия, чтобы такая беседа могла состояться, а во время беседы - постепенное приучение к самоанализу, приучение к молитве. «И помощь Господня не замедлит. Ясным становится свое состояние, понятным искушение. И как только оно познается – искушение рассеивается как дым. Освобожденной от него душе делается даже странным и удивительным свое прежнее состояние. В недоумении она спрашивает себя: «И что в этом было заманчивого? Из-за чего было беспокоиться? Чего было бояться? На что было сердиться и обижаться? Чему было завидовать?»»(там же).

Кроме того, духовная литература, кроме поста, молитвы, покаяния, упоминает еще одно средство, которого «боится враг больше всего, больше чем молитвы, и все свое лукавство употребляет на то, чтобы отвлечь человека от этой памяти, увлекая чем-либо земным» (3, т 1, с 307). Это - смертная память, или память о смерти. Каждый христианин – и ребенок тоже – должен знать, что постоянной памяти о близкой возможной смерти не терпят наши враги – темные силы. В чем смысл смертной памяти? В том, что человек при непрестанной памяти о смерти познает истинную цену всех забот и сует и в нем укрепляется отвращение ко греху. «Многое облегчилось бы для нас в жизни, многое бы стало на свое место, если бы мы почаще представляли себе мимолетность нашей жизни, полную возможность смерти хоть сегодня. Тогда сами собой бы ушли мелкие горести и многие пустяки, нас занимающие, и большее место заняли бы вещи первостепенные»(там же). Но в обычной современной семье родители стараются вообще не говорить детям о смерти, более того, сами гонят от себя мысли о физической смерти и обо всем том, что с нею связано, живут так, как будто бы им одним из всех людей даровано физическое бессмертие – тем самым вводя в заблуждение и искушение и самих себя, и своих детей. На самом деле на пути жизни духа преодоление этой почти бессознательной иллюзии бессмертия является очень значимым, как и умение всегда смотреть правде в глаза и вера лишь в бессмертии души.

Как говорить с детьми о смерти, и говорить ли, должны решать сами родители и их духовный отец, потому что есть опасность повергнуться во грех уныния. Очевидно лишь то, что воспитание христианина должно подразумевать и осознание им реальности физической смерти своей и своих близких. Иногда только осознание смерти способно подвигнуть человека к вере. Личная молитва об усопших родственниках и знакомых способствует памяти о смерти; а осознание того, что и ныне здравствующие близкие могут быть взяты смертью сегодня же, помогает относиться к ним с неизменной любовью и терпением – очень трудно пережить свое небрежение к внезапно умершим. На самом деле не надо бояться разговаривать с детьми о смерти. Даже десятилетний ребенок способен понять то, что если будешь помнить о своей смерти, то меньше будешь грешить. И не надо забывать о том, что к часу своей смерти святые и праведники готовились как к самому важнейшему и решающему моменту жизни для человеческой души.

Феофан Затворник пишет, что «Ближайшие на духе узы – узы самоугодия всестороннего, качествующего в нашей животно-душевности. Они – точка соприкосновения и других уз, тех, которые идут от мира и диавола. Потому разорвание их очень важно, хотя очень трудно и многосложно. ... Когда кто, например, пристрастился к художественности, или житейскости, или даже учености и весь живет в какой-нибудь из них, то на нее он опирается и в ней почивает всеми силами, помышлениями и надеждами.

…Все такого рода разорения опор беспечного самоугодия составляют повороты жизни, кои, потому что они бывают всегда нечаянны, действуют поразительно и спасительно. Сильнее всего в сем отношении действует чувство опасности за жизнь. Это чувство расслабляет все узы и убивает самость в самом корне; человек не знает, куда деваться. Такого же свойства и теснота обстоятельств или чувство всеобщего оставления. То и другое оставляет человека одного с самим собою, и от себя, ничтожнейшего, тотчас препосылает к Богу, или обращает» (2, с 135).

Как человеку бороться со своим самоугодием? Как приучить к борьбе с этим ребенка? Интуитивно дети понимают, что самоугодие – это грех, потому что у ребенка душа чиста и свята. Это та душа, которая была у Адама до грехопадения. По мере роста человека по законам наследственности и подражания, к душе приражается грех, и развиваются страсти и пристрастия. Они как бы наслаиваются на чистое ядро души. Ребенок копирует родителей бессознательно, легко, в высшей степени восприимчиво. От родителей зависит, будут ли перениматься положительные или отрицательные стороны их существа, в том числе и самоугодие. «…у людей под влиянием окружающих могут в какой-то мере последовательно зарождаться и положительные, и отрицательные эмоции»(3, т 1, с 217), т. е, каково привычное состояние родителей, состояние духовной среды, таковым будет и состояние ребенка.

Любовь родителей к ребенку иногда вовсе таковой не является. Это чувство может быть проявлением самоугодия, когда родители услаждаются ребенком и своей ролью, может быть пристрастием. О ребенке приятно заботится, еще приятнее его баловать. Наказывать неприятно, нотации читать – скучно, а вот повести его в кино…

Как пишет о. Валентин Свенцицкий: «Все доброе в нас имеет некую черту, перейдя которую, незаметно обращается во зло». В жизни случается, что этот закон имеет приложение даже к такой добродетели, как любовь, когда к ней примешивается искушение. Например, неразумная любовь родительская, так называемая «естественная», животная, может причинить всей семье много зла. Такое пристрастие к ребенку эгоистично и слепо, оно тешит самого родителя, попечение о ребенке осуществляется лишь в плотской и душевной сферах, не затрагивая страдающий, обкраденный дух. Родители в своей слепоте заботятся только о внешнем благополучии ребенка, обожают его, не различая плохого и хорошего одинаково – со сладостным умилением - реагируя на все, что то вытворяет. А его поступки тем не менее могут быть от отчаяния страшными. О том же говорит епископ Игнатий Брянчанинов: «В каких язвах наша любовь естественная. Какая тяжкая язва на ней – пристрастие. Обладаемое пристрастием сердце способно ко всякой несправедливости, ко всякому беззаконию, лишь бы удовлетворить болезненной любви своей»(цит. по 3, т.1, с446).

Другие родители впадают в другую крайность. Они с неразумной ревностью стараются воспитывать ребенка как можно лучше – и постоянно укоряют себя в том, что дитя далеко от идеала.

Самоукорения в том, что допущены ошибки в воспитании, часто преследуют их, лишая покоя и, следовательно, возможности устремления к Господу. В некоторых случаях самоукорения – обратная сторона родительских гордыни и тщеславия.

«В житейских же делах самоукорение является только искушением и вредно, так как рождает печаль и уныние, и поэтому на руку нашему врагу. Если мы даже и ошиблись , то и это, надо думать, случилось не без промысла Божия, чтобы смирить нас, показать нам нашу немощь. Чаще всего жизненные неудачи обличают нас в том, что мы в делах надеемся на себя, а не на помощь Божию, и забываем перед ними внимательно помолиться, передавая их в руки Божии. Если человек мудр и наблюдателен в жизни, то он никогда не будет искушаться в самоукорениях и надеяться на себя, свои силы, свое знание жизни и сообразительность…все наши житейские успехи и неудачи, все зависит от воли Божией, и если наша совесть спокойна, то нам незачем укорять себя при неудачах в житейских делах»(3, т 1, с 180)

Важно родителям, прежде чем поучать ребенка, разобраться в своих побуждениях. Уметь оценивать свои побуждения, свои мысли и желания очень важно. Иногда нам только кажется, что мы правильно разобрались в ситуации и, прежде чем совершить какой-либо поступок, в том числе и в воспитании, мы должны дать себе отчет, а не закралось ли в наш ум какое либо лукавство. Искушений достаточно для того, чтобы мы катастрофически неправильно вели себя в семейных отношениях. Мы бываем не правы и очень ловко умеем оправдывать себя. У нас возникают неправедные мысли. Например, почему бы в самом деле не сходить наконец с ребенком в кино? Ну и что, что утром в воскресенье, ведь больше свободного дня не будет…

«…главный вид, в каком является враждебное в нас, есть ПОМЫСЛ. Когда враг успеет занять нашу мысль худым помыслом, он уже не без прибыли… » (2, с 426). Но пока нет решения, определяющего поступок, «чистота цела и совесть цела. …Все они (помыслы) искушают ум или дух на страстное, греховное, но это еще не зло, не грех, пока ум не соизволяет на них, вступает с ними в борьбу каждый раз, когда они появляются, пока не изгонит их. Предел брани – с появления помысла, похоти, страсти, влечения до исчезновения и вычищения всякого следа их; к тому и направлены все правила этой брани» (там же). Все это важно понимать самим и объяснить ребенку.

ГЛАВА 2

Современные искушения и пути их преодоления
Зло многолико, тем не менее силами души и совестью мы обязаны его распознавать. Но все возможные современные искушения в воспитании детей невозможно перечислить в рамках данной работы. Поэтому в этой главе будут упомянуты либо самые типичные искушения современных родителей, к примеру, гордость и праздность; либо такие искушения, которые современные взрослые в силу многих причин просто не могут опознать, как искушения, например, день рождения ребенка или выход мамы на работу от ребенка раннего возраста.
Часть 1. Проблемы современных родителей

Понимают ли родители – насколько формирование характера и склонностей ребенка зависит от них самих?

В условиях современной действительности, когда многие семейные связи либо ослабевают, либо вовсе распадаются, когда многие дети воспитываются либо в неполных семьях, либо оставлены старшим родственникам, либо с утра до вечера обходятся без родительского попечения и надзора, потому что родители вынуждены допоздна работать, значение воспитательного воздействия православной семьи трудно переоценить.

Народная мудрость говорит, что «в ком есть страх, в том есть Бог». А Владимир Даль определял в своем словаре, что страх – это «сознание нравственной ответственности». Страх искони понимался русским народом, как обостренное нравственное самосознание, как «Царство Божие внутри нас», как внутренний голос совести. Воспитательный процесс в школе может опираться только на то, что заложено в ребенка семьей, а она последние десятилетия в массовом масштабе особенно ничего, кроме умения проситься на горшок и считать деньги, в сознание детей не закладывает. Оказываясь в довольно большой группе ровесников, дети теряют даже простейшие навыки, часто совершая что-то такое, чего бы никогда не сделали в одиночку, многие поддаются инстинкту толпы, и все катится вниз. Гете сказал однажды: «Каждый, в отдельности взятый, довольно умен и понятлив; взятые в массе своей являют лишь тупость одну».

Таким образом, от школы никакой помощи в воспитании в настоящее время ждать не приходится. Семья, если родители хотят вырастить ребенка единомышленником, должна полагаться только на свои силы – с упованием на Господа, потому что никакие родители не в силах предусмотреть и предотвратить все испытания и искушения, через которые походит их ребенок. Семье, в которой оба родителя воцерковлены, и ребенок с раннего возраста в церковной ограде, значительно легче справиться с задачей воспитания.

Но задача воспитания и в православной семье не перестает быть менее сложной. «Большинство родителей считает себя любящими. Они заботятся, тревожатся о детях, отдают им все лучшее, отказывая себе. Ребенок, особенно единственный, нередко – кумир семьи. Но любовь ли это? Может быть, ребенок – самая любимая собственность? Любить ребенка – значит поставить себя на второе место, а его на первое. Не идти у него на поводу, не уступать ему во всем: нужно перенести на ребенка центр внимания. Только при таком неослабном внимании можно научиться понимать его мысли, чувства, состояния. Это проникновение во внутренний мир ребенка, глубоко отличный от мира взрослого, становится началом живого общения с ним как с особой, неповторимой индивидуальностью.» (8, стр. 84) Именно это понимание делает отношения родителей и детей подлинными, но требует при этом каждодневного приложения духовных сил. «Веди ребенка так, чтобы душа слышала прежде, чем рассудок.»(6, стр. 200).

Современным родителям трудно не то что предвидеть искушения, подстерегающие их самих и их ребенка, но и просто задуматься о такой опасности. Большинство понимает воспитание ребенка как заботу о его здоровье и нуждах – сыт, одет получше, чем другие, накормлен витаминами. Второе главное место занимает установка на развитие способностей ребенка, которая тешит в первую очередь родительские гордыню и тщеславие. «Все доброе в нас имеет некую черту, перейдя которую, незаметно обращается во зло», - писал о.Валентин Свенцицкий (цит. по 3, т 1, с 470): Мой развит, мой умен, мой занимается английским, мой выиграл олимпиаду по физике – все это любимые песни современных пап и мам. Тогда как старцы всегда отговаривали родителей, например, учить детей «по-немецки и по-французски», прежде чем их душа окрепнет в устремленности к добру. Так, старец Амвросий Оптинский не позволял обучать французскому языку двух девочек-сироток, проявлявших склонность к уединению и молитве. Главное – чистота сердца, а остальное приложится.

Одаренность – разве это не искушение? Искушение, если одаренность ребенка становится самоценностью. Тогда как любой дар дается человеку Господом во имя какой-то благой цели. Архимандрит Софроний пишет: «Причиной большего или меньшего дара является предуведанный Богом ответ человека на действие благодати, следовательно, главный смысл разумного подвига заключается в стяжании благодати» (цит. по 3, т 1) – какой именно подвиг должен совершить человек, приготовляясь к нему на протяжении своего детства? Что прежде всего должен иметь в виду воспитатель, развивая способности и умения ребенка? Собственно, «В развитии способностей нет ничего предосудительного, если иметь в виду, что опережающим должно быть нравственное и духовное развитие. Эта закономерность называется в нравственной педагогике законом опережения. Если ребенок опережающе развивается в своих способностях, а не в нравственном, духовном становлении, то он неизбежно становится эгоистом. Основными мотивами, бессознательно властвующими в ребенке, становятся мотивы эгоистические, устремленность действовать и развивать способности ради самого себя, ради собственного становления в мире, ради достижения благ, утверждения себя, завоевания положения в обществе, которое оно дарует. Дети легко улавливают, что взрослый мир ориентирован именно так. Глубоко одаренные, высокоразвитые по своим способностям вырастают безнравственными, эгоистичными и совершенно не слышащими нужду окружающих людей. … Нынешнее поколение увлеченно живет своими прихотями и интересами, и при этом как-то не очень обращает внимание на то, что в этот момент происходит с их детьми. … опережающее развитие способностей привело к эгоистической мотивации жизни целого поколения… В большинстве случаев эти подростки глухи к нуждам окружающих людей. Они не откликаются на просьбы. Они не слышат простого человеческого слова, обращенного к ним… постоянное желание оказаться первым, возвыситься над другими становится основанием их действий и поступков… Взрослые радуются успехам по способностям таких детей… но лишь немногим чутким педагогам известно, как велика трагедия таких «вундеркиндов» сегодняшнего дня в человеческом смысле, в человеческом плане.» (6, с 396-398)Почему? В чем эта трагедия? Дело в том, что из таких детей, чьи родители и воспитатели поддались искушению «одаренности» и «раннего развития», вырастают люди, глубоко укорененные в страшном сметном грехе – гордыне, люди «…которые глубоко развращены сознанием собственной значимости и неординарности… совершенно не желающие считаться с мнением окружающих и с их потребностями, люди, с которыми тяжело рядом жить, трудиться» (там же). Вряд ли сегодня родители, занятые развитием способностей своего ребенка в ущерб всему остальному, задумываются над этим.

Каковы же пути преодоления искушения такой, казалось бы, хорошей и безопасной данностью, как одаренность? Прежде всего нужно воспитывать в ребенке отзывчивость, отклик на нужду другого человека, сердечное, искреннее милосердие и щедрость, а не замыкаться на способностях ребенка. Ребенок должен быть занят потребностями других людей, он должен воспитываться как помощник, как соработник своих близких, и нужда в его помощи действительно должна быть настоящей. Он должен «иметь возможность состояться в отклике на нужду другого и родители должны помогать ему обретать силы для исполнения нужды ближних, а вовсе не для того, чтобы отвлечь его и отправить играть» (там же, с 401). Он должен сознавать, что любой дар дан ему от Господа, и, когда помочь другому действительно хорошо удается ему, должен уметь благодарить Господа за то, что Господь дал ему такую возможность помочь ближним. Дар - это не повод для гордости, это инструмент, который Господь доверяет человеку на время земной жизни..

Неплохо бы всем современным родителям помнить об этом, когда они ставят во главу угла лишь развитие способностей и успех детей, не раскрывая им возможности откликаться на нужды других, делать добро людям. Нужно научить ребенка понимать, что случай сделать добро другим – это милость Божия к нам. Как пишет старец о.Алексей М.: «Поэтому мы должны стремиться всей душой послужить другим. А после всякого дела любви так радостно, так спокойно на душе, чувствуешь, что так и нужно делать; хочется еще и еще делать добро. После этого будешь искать, как бы кого еще обласкать, утешить, ободрить. А потом в сердце такого человека вселится Сам Господь: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим»(Ин. 14, 23)»(цит. по 3, т 1, с 469).

Но когда же совершать добрые дела и как получить к ним устремление и, более того, воспитать такое устремление в детях? Ведь куда милее и проще, чем помогать какой-то соседской старушке, посидеть за компьютером, почитать интересную книжку, сходить в кино – то есть провести время праздно. Как приятно не следить ежеминутно за нравственным состоянием ребенка, а покупать ему одну шоколадку за другой, одну игрушку, две игрушки, пять игрушек и упиваться детской радостью, и баловать, баловать «свое сокровище»!

Современные сами родители глубоко укоренены в праздности – если не надо зарабатывать денег, которые эту праздность обеспечивают – и ребенка с самого младенчества ввергают в удовольствия и развлечения. Тогда как любая семья реально нуждается в действительном труде ребенка. Даже современная городская семья – с пяти-семи лет ребенок должен быть реально привлечен к труду-заботе. Он должен уметь помогать родителям в домашнем труде, должен иметь постоянный участок для приложения своего труда. Но условия жизни современной городской семьи таковы, что ребенку практически негде приложить свои силы. Вместо труда его деятельной силе предложены игра или занятия по способностям, а в худшем случае – телевизор и вне телевизора – пустая праздность в расчете на то, что дитя само себе найдет занятие.

Стоит ли удивляться тому, что подросшие дети в принципе не способны входить в состояние заботы и попечения о ком-то? Что в них неизбежно развиваются страсти плотоугодия, гордости, тщеславия? «Сегодня усилиями врага рода человеческого из детства изгнано трудовое воспитание. А это значит, что объявлена и тотально ведется невидимая война с образом Божиим в детях, запрещаются сразу три силы души: деятельная, которой совершается сам труд, и две силы, подвигающие деятельную силу, - это нравственная (чувство долга, обязанностей, чувство чести, взаимодавства – отклик на нужду), забота и попечение»(6, с 380). Но нарочитые меры ни к чему, кроме детского сопротивления, не приведут. Потребность в труде ребенка должна быть настоящей, и найти ее можно всегда, даже в условиях современной городской семьи.

Дело в том, что ребенок может искренне и с большой охотой включиться в труд только тогда, когда понимает, что труд его действительно нужен, необходим другим людям. Очень многие искушения и пороки можно преодолеть активным трудом ребенка. Он будет укрепляться не только в физической силе, сноровке, быстроте, но и в силе духа.

Трудолюбие исключает праздность. Родители должны быть суровы к влечению ребенка к праздности. При правильном воспитании развлечений у ребенка почти не бывает. Если и происходят игры, то они имеют характер, развивающий какие-либо черты личности. Чем раньше начнется посильный домашний труд, тем лучше, ведь развитие у детей хороших и прочных навыков и привычек – это основа всякого воспитания. Но во всех занятиях нужно требовать от детей тщательности и аккуратности, напоминая им наставление апостола Павла: «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков»(Кол. 3, 28).

А трудовые знания и навыки «в дальнейшей жизни пригодятся, будут облегчать жизнь, сделают детей более полезными членами общества, а, может быть, будут и давать кусок хлеба в трудные минуты жизни или в тяжелые годины.

Как правило, каждая мать должна научить своих дочерей умению шить простые платья и белье, вязать и производить перешивку, ремонт одежды и стирку. Каждая девочка должна быть обучена умению готовить пищу и хорошо разбираться в сортах и качестве продуктов питания.

Для мальчиков очень важно овладеть начатками ремесла столяра, слесаря, плотника, электромонтера.

При наличии склонностей девочек можно научить и художественному шитью, и вышиванию. И мальчикам, и девочкам очень полезно приобрести начатки знаний и навыков из области медицины, как то: умение перевязывать и бинтовать раны, оказывать первую помощь в несчастных случаях.

Если у семьи в распоряжении имеется клочок земли, то всех детей следует приучать к практике огородного дела и садоводства.»(3, т 2, с 534).

Казалось бы, все, выше процитированное, является очевидным. Но в современных семьях приучение ребенка к труду часто отвергается, как неактуальное. Родители обольщены необходимостью так называемого «умственного», а не трудового развития, не сознавая, что привычка к труду благотворна как для настоящего умственного труда, так и для физического. Они обольщены современным техногенным развитием цивилизации и наивно полагают, что их ребенку не придется делать ничего, кроме как нажимать кнопочки компьютера. Наконец, им просто лень заниматься каким-то там столярничаньем или вышиванием, чтоб обучить ребенка нужным навыкам.

За этим отказом заниматься трудовым воспитанием ребенка видится явный и неприкрытый эгоизм, который большинством поколения нынешних родителей не сознается – они просто уверены в себе и в праве так жить, чтобы торжествовать утверждение только себя. Ребенок рассматривается, по обстоятельствам, то как игрушка, то как помеха. Очень трудно отойти от этого самоугождения и трудно увидеть, что же родитель делает на самом деле и начать действовать по отношению к ребенку от настоящей любви и по совести.

Итак, нельзя забывать, что «подлинное основание жизни – это труд. Безосновательна жизнь человека, который развлекается. Низменна жизнь человека, который ворует. …В возрасте 10-14 лет усваивает для жизни одно из трех: трудовое действие, праздность или воровство. От того, что он усвоит в этом возрасте, будет зависеть его дальнейшая жизнь» (6, с 371).

Другое искушение современных родителей заключается в том, что они побольше времени в своей жизни хотят уделить для себя. Детей воспитывать трудно, детей воспитывать хлопотно, они все время вертятся под ногами, вопят, бегают, вечно что-то ломают – поэтому зачем же обременять себя большим количеством этих существ? Скажите спасибо, что вообще произвели на свет еще одну человеческую особь, - думают родители и погружаются в искушение исполненного долга. Нам не поднять двоих, троих, - говорят другие маловеры. За всем этим стоит эгоистичное желание оградить себя от труда воспитания детей. Чаще всего поэтому в современной семье растет один ребенок, который иногда для родителей является чем угодно, только не живой душой, которая доверена им Господом – забавой, услаждением, причиной раздоров, помехой и т.д.

Такая семья и не семья вовсе в понимании прежних поколений. При кажущемся благополучии такой семьи искушения, которые она претерпевает, не возможно перечислить. Единственный ребенок в семье чаще всего получает удовлетворение всем своим прихотям и купается в привязанности к нему всех старших членов семьи и рано приучается манипулировать людьми. «Самое трудное – воспитать правильно одного ребенка. … Здесь ребенок является всегда центром внимания, и все его балуют.

От этого велика опасность того, что он вырастет эгоистом с резко выраженным тщеславием и самомнением. Пусть же радуются родители, если Господь даровал им много детей: чем больше детей, тем более Божьего благословения на семью, тем легче будет правильно воспитать детей в духовном отношении» (3, т 2, с 525). Но если же Божьего благословения на семью нет, и ребенок остается единственным? Думается, православные родители должны ясно сознавать опасности, которым в таком положении подвергается семья, и находить возможности привить ребенку опыт обуздывания эгоизма, щедрости, уступчивости и т.п.

В церковной ограде православная семья может найти существенные поддержку и понимание. Ребенок вполне способен осознать, что кроме земного отца, у него есть и Небесный, который никогда не оставит его в Своем попечении. А мать способна понять, что для одних только ее слабых рук человеческих ребенок – это всегда слишком много, и укрепиться в своем уповании на Господа.
СМИ
Безмерно трудно в современных условиях уберечь души детей от тлетворного влияния СМИ.

Как говорит Святое Писание, «Весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19), а истинных христиан лишь «малое стадо»(Лк. 12, 32). Теперь же истинных христиан становится все меньше и меньше. О. Александр Ельчанинов так описывает душу современного цивилизованного человека: «Вот тип человека, часто встречающийся: в нем соединение трех черт: 1) гордость, вера в свои силы, упоение (у некоторых) своим творчеством, 2) страстная любовь к жизни земной и 3) отсутствие чувства греха.

Как такие люди могут пойти к Богу? Каков их путь? Возможно ли им измениться? Таковы, как они есть – они безнадежно изолированы от Бога, лишены даже потребности в Нем.

И этот тип культивируется современной жизнью – воспитанием, литературой и т.д. Идея Бога вытравлена в его душе, и какие нужны катастрофы, очевидно, - личные, чтобы такой человек мог возродиться»(цит. по 3, т 1, с 197).

Апостол Павел пишет: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы»(1 Кор. 15, 33). Наше сообщество, пораженное проказой греха, демонстрирует свои язвы через посредство СМИ. Причем часто язвы эти преподносятся как достоинства. Болезнь прививается всем, кто не умеет или не хочет задуматься. Целью успешной жизни становится не приближение к Богу, а «свободный полет» в потоке развлечений.

Развлечения – а СМИ для детей являются прежде всего источником развлечения - лишают ребенка возможности сосредоточения на своей внутренней жизни. Преобладает не анализ информации, а ее получение, к тому же современные приемы ее подачи едва ли случайно разработаны так, чтобы даже взрослый человек не успел или не захотел задуматься. В потоке шума и развлечений человеку некогда задуматься вообще, более того, он этого уже и не хочет.

Феофан Затворник пишет: «Молодой цветок, посаженный там, где со всех сторон дуют на него ветры, немного потерпит и засохнет; трава, по которой часто ходят – не растет; часть тела, которую подвергают долгому трению – немеет. То же бывает и с сердцем и с добрыми в нем расположениями, если предаться мечтам или пустому чтению или развлечениям. Кто долго стоял на ветру, особенно сыром, тот, зашедши в затишье, чувствует, что все в нем как не на своем месте; то же бывает и в душе, развлекшейся каким бы то ни было образом.

Возвратившись из рассеяния в себя, юноша находит в душе своей все в извращенном порядке, а главное – некоторым покрывалом забвения задергивается все доброе и на первом плане стоят одни прелести, оставленные в душе впечатлением…

Отчего, возвратившись в себя после какого-нибудь рассеяния, душа начинает тосковать? Оттого, что находит себя обкраденною. Рассеянный сделал душу свою большою дорогою, по которой через воображение, как тени, проходят соблазнительные предметы и манят за собою душу» ( цит. по 3, т 2, с 490). Эти слова написаны в 19 веке, но как же актуальны они сегодня. Мало найдется родителей, которые понимают, что за «большая дорога» проходит через душу их детей.

Искушение бросить малыша перед телевизором, когда он еще не умеет ходить, преследует молодых мамаш с самого начала. Гораздо проще заниматься домашними делами, когда ребенок привязан к яркому экрану.

Между тем как давно было доказано, общность мировоззрения родителей и детей формируется в том числе и тогда, когда старшие в семье сами рассказывают или читают ребенку, попутно все объясняя и тем самым передают ему свое мировосприятие. Какое мировосприятие усваивает малыш перед телевизором, уже очевидно многим.

Многие родители, кроме того, в принципе недооценивают влияние на душу любого изображения. Дело в том, что любой образ объединяет душу с этим образом. Всем известно выражение «стоит перед глазами». Вот так же трудно детям избавиться от тех гадких образов, которые они видят в СМИ. «…При хорошем выполнении изображение будет объединять душу с образом еще сильнее, чем имя последнего. Говорят про некоторые картины, что они производят «сильное впечатление». Это значит, что образы этих картин действительно владеют душами тех, кто на них смотрит» (3, т 1, с 256). – так какие же образы владеют душами детей, которые смотрят телевизор бесконтрольно? И наоборот, «…хорошие изображения святых и светлых образов являются для христианина действительным сокровищем… Если тянется сердце к духовному свету, то все светлые имена и образы будут сильно действовать на него, глубоко входить в душу и долго в ней жить… По аналогии все скверные, безнравственные изображения, изображения темной силы будут так же вводить душу в соприкосновение с нечистотой. Их нельзя даже хранить; христианин должен уничтожать такие изображения. Этим он будет сохранять от скверны все те души, которые когда-либо могут посмотреть на них» (там же).

В связи с вышесказанным значимым в преодолении искушений, связанных со СМИ, является воспитание в детях чувства истинной красоты, узнавания внутренней, духовной красоты людей, святых. «Понять, оценить и полюбить красоту есть то же, что понять безобразие греха и почувствовать отвращение к пороку. Это является могучим фактором укрепления христианина на пути к Богу, истине, просветлению разума и преображению сердца» (там же, с 261).

Не стоит полностью изгонять из дома журналы и телевизор, отменить все развлечения – иначе сами родители будут повинны в том, что ребенка охватит зависть к ровесникам, для которых все это доступно. Вина будет и больше, если ребенок начнет лукавить и потихоньку смотреть телевизор у приятелей, навыкнет в обмане и постепенно освободится от «ига» религии. Ведь до понимания духовного пути ребенку еще нужно дорасти. Нельзя преподносить ребенку веру как бесконечные ограничения, ведь вера – это то, что должно окрылять его в жизни. К тому же как можно победить искушения, если ребенок от них строго огражден, как ему пройти испытание, если оно было исключено? Можно пожертвовать внешним, чтобы сохранить открытость детской души родителям и Богу. Ребенку все равно будет очень интересно смотреть телевизор, и, чтобы искушение не становилось тем больше, чем больше наложенные ограничения, нужно к вопросу просмотра телевизора подойти разумно: выбирать программы для ребенка, фильмы, время просмотра, смотреть с ним вместе, чтобы иметь возможность своевременного комментария. Телевизор, если он не включен как фон жизни семьи, одна из возможностей научить ребенка отделять зерна от плевел. Но для этого от родителей требуются затраты труда и умение оградить ребенка от соблазна постоянно развлекаться. СМИ должны включаться по общему согласию всех членов семьи, потому что ТВ не должен никому мешать читать, делать уроки или молиться.

Родители могут уберечь ребенка от тлетворного влияния современных СМИ лишь последовательной работой по воспитанию критичности. Сами критерии должны постоянно подтверждаться, и их не нужно разъяснять православным родителям. У ребенка должно быть что-то лучше и выше, чем телевизор и яркие журналы, что-то, что он реально может противопоставить злу в его искусительных и прелестных оболочках. И душа, и ум могут усвоить хорошие привычки в выборе того, чем занять свободное время. «…изъятие души человеческой от влияния среды может произойти лишь при наличии духовной прививки – зарождения новых склонностей сердца. Эта прививка парализует влияние окружающей среды и дает душе как бы новую жизнь, новое содержание, новые привязанности и склонности» (3, т 1, с 222).
Многие люди не задумываются над тем, какой бездной пристрастий наполнена наша жизнь. «Богатство материально порабощает нас, обостряет наш эгоизм, смущает наше сердце, гнетет нас заботами, страхами, требует жертв себе, как ненасытный демон. Не оно служит нам, а мы обычно служим ему.

Не то же ли с богатствами здоровья, силы, молодости, красоты, таланта? Не так ли и они усиливают нашу гордость, берут в плен наше сердце, отводя его от Бога?» (3, т 1, с 424) Некоторые супруги под благополучием семьи понимают прежде всего материальное благополучие. По этому поводу Н.Е. Пестов пишет: «Мамона – золотой телец – один из кумиров падшего человечества. Пристрастием к земным благам могут заразиться наши дети и заразиться от нас, их родителей, если мы не свободны вполне от этого порока.

Собирание материальных ценностей под каким-либо предлогом – это недоверие Богу, это нарушение заповедей Господних. Копление – это ограбление тех бедных и нуждающихся, которые могли бы изжить свою нужду при помощи скопленных ценностей. Это прямое нарушение повеления Спасителя «продавайте имения ваши»(Лк. 12, 33). Поэтому страшно богатство для души христианина.

Не только мамона – богатство, пристрастие к роскоши и комфорту является кумиром современного человечества. Для многих таким кумиром, заменяющим Бога, стали достижения науки и прогресс техники. Пусть родители не забывают указывать детям на истинную ценность такого прогресса: человек овладел воздухом – и вот рушатся города от тысячи бомб, сброшенных с аэропланов; человек проник под воду – и тонут корабли от подводных лодок; человек проник в тайны строения материи – и создаются заводы по производству атомных бомб и отравляющих веществ. …Светская наука обольстительна и может стать кумиром, заменяющим Бога. И в этом случае «трудно богатому войти в Царствие Небесное» (Мф. 19, 23)

…Кроме науки дети и юноши могут увлечься занятиями искусством и поэзией . Здесь та же опасность: искусство и поэзия ревнивы так же, как и наука, и так же очень много требуют от человека. Счастье, если наряду с талантом к музыке, живописи, поэзии и литературе в ребенке засеяны и растут всходы духовной жизни. Тогда он свой талант посвятит Богу и употребит с пользой для души. …Но горе, если его талант будет служить угождению низменного вкуса и прихотям толпы.

…Остается упомянуть об увлечении юношей спортом, понимая под последним усиленную тренировку каких-либо физических возможностей. На бесполезность таких занятий указывает апостол Павел: «Телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим. 4, 8). Это, однако, не относится к подвижным детским играм на свежем воздухе, которые укрепляют тело детей.

…чем бы не занимались дети – наукой, техникой, искусством – родители должны внимательно следить за тем, какое место занимают в сердце детей эти занятия.

Следует бояться того, чтобы что-либо не стало для детей кумиром, отделило их от Бога, заглушило рост духовной жизни.

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12)» (3, т 2, с 483)

Вместе с тем следует предостеречь и от небрежения к материальной составляющей нашей жизни. Пренебрежение материальным устройством жизни у некоторых людей чревато особым видом гордыни, нестяжание в его крайней форме в семейной жизни неприемлемо. Вряд ли будет возможно спасение души родителей, если они лишают детей необходимого. До нестяжания и смирения надо еще дорасти.

В обычной семейной жизни дети часто небрежно относятся к вещам, портят их, бросают, забывают где-нибудь, пачкают. Тогда как ко всем материальным благам, посылаемым от Господа, у христианина должно быть бережное отношение. Авва Дорофей учит: «…никогда не должно допускать, чтобы совесть обличала в какой-либо вещи» (цит. по 3, т 2, с 303). Вещи, нас окружающие, нужно рассматривать как дары Божии, и приучить к тому же детей. Ничто из вещей или продуктов в семье не должно пропадать напрасно, и должно быть бережно употреблено, используемо до конца, хранимо или, если семье не нужно, передано тем людям, кто нуждается. Как говорят святые отцы – чем больше будешь иметь земных вещей, тем строже за них будешь судим. Не нужно иметь что-то не по необходимости, а по пристрастию – каждый современный родитель знает, какие чудовищные и тяжкие искушения подстерегают сегодняшних детей именно в пристрастии к вещам, как насаждаются (игрушки и мобильники) и программируются на будущее (дорогие автомобили и вообще весь роскошный стиль жизни) эти пристрастия рекламой, СМИ и всем укладом жизни современного общества.

Что можно противопоставить этому? Ведь воспитанный в скромности ребенок все равно находится под угрозой искушения, грехов зависти, недоброжелательства и любостяжания? Думается, даже дети способны понять, что ничего вечного под этим небом нет, способны понять нечистоту и корысть тех, кто предлагает товары, кто искушает – но до такого понимания еще надо дорасти. Дорасти надо и до духовных радостей, и требовать от ребенка такого же самоотречения, как от взрослого – неразумно. Надо дать ребенку доступную радость, нельзя, чтобы вера отнимала радости жизни. Если запрещать или лишать ребенка того, что он желает, то он начнет обманывать или что похуже, и один грех повлечет за собой другие. Лучше дать ребенку в праздник, а иногда и просто так игрушку, лакомство и т.д., отпустить его играть, чем вынуждать лукавить и лицемерно молиться. Аскеза не для детей. Главное в отношении материальной стороны мира – научить ребенка разбираться, что на пользу, а что на вред, но для этого надо уметь сохранить доверительные отношения с ребенком.

ГЛАВА 3

Значение семьи в деле спасения


  1   2   3