Главная страница

Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с онр средством театрализованной игры Содержание


Скачать 1.15 Mb.
Название Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с онр средством театрализованной игры Содержание
страница 1/4
Дата 12.02.2016
Размер 1.15 Mb.
Тип Реферат
  1   2   3   4

Формирование интонационной стороны речи

у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

средством театрализованной игры

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3




Глава 1.

Проблема формирования интонационной стороны речи у детей с нарушениями речи………………………………. … 8



1.1

1.2

Характеристика интонационных возможностей детей дошкольного возраста…………………….…………………. . 8

Формирование интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи…………………………………………. .. 18




1.3

Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи………. 27




Глава 2.

Опытно-экспериментальная работа по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………... 31




2.1

Изучение состояния интонационной стороны речи у дошкольников с ОНР (констатирующий этап)……………….. 31




2.2

Формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средством театрализованной игры (формирующий этап исследования)………………………… … 41




2.3

Динамика развития интонационной стороны речи у детей с нарушениями речи (контрольный этап исследования)……….. 46




Заключение……………………………………………………..………… 53




Список литературы










Введение

Проблема развития детской речи - одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Это обусловлено той исключительной ролью, которую играет речь в жизни человека. Являясь орудием человеческого мышления и средством регуляции его психической деятельности, речь служит еще и основным средством общения людей. Общепризнанно, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим компонентом формирования его личности, поведения, эмоционально-волевых процессов.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, предполагающем определенную степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, интонации, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения. В связи с возросшими требованиями школьного образования, изучение речевых нарушений, а также их коррекция приобретают особую важность в процессе подготовки детей к обучению в школе.

В настоящее время достаточно хорошо изучены вопросы формирования у детей звукопроизношения и слоговой структуры слов, как одних из главных задач звуковой культуры речи (А.Н. Гвоздев, А.И. Максаков, М.Е. Хватцев и др.). Процесс овладения интонацией не подвергался столь тщательному изучению, так как считалось, что дети почти без обучения овладевают интонационной стороной речи, естественным путём в процессе общения с взрослыми. Может, поэтому и не ставился вопрос о методических средствах обучения дошкольников элементам интонации. В то же время, многие педагоги ДОУ сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовки к выступлениям: на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.

Специальные психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Л. В. Лопатина, О. И. Яровенко и др.) свидетельствуют о возможности освоения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР интонационных средств языка и речи. Предпосылками этого являются: эмоциональная впечатлительность детей, наличие у дошкольников особого «чутья языка», что позволяет им чувствовать и понимать сложные языковые явления.

Процесс становления интонационной системы, как сложного многокомпонентного языкового явления, должен быть опосредован специальной целенаправленной педагогической работай, так как только под воздействием среды и обучения ребёнок переходит к осознанному использованию интонационных средств, присущих формам зрелой речи.

В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях недостаточное внимание уделяется формированию интонационной стороны речи детей. Хотя интонационная сторона речи является одной из предпосылок формирования коммуникативной компетентности, обеспечивающей полноценное взаимодействие, сотрудничество в приобретении знаний, умений и навыков между педагогом и воспитанником и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей ребёнка. Интерес к проблеме формирования интонационных возможностей у детей с ОНР связан прежде всего с важностью интонации в процессе коммуникации. Проблема преодоления общего недоразвития речи, и подготовка их к школьному обучению относится к числу теоретически и практически значимых, но еще недостаточно разработанных в логопедической теории и практике.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена тем, что одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационной стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по родному языку и может привести к нарушению коммуникативной функции языка.

С учётом актуальности проблемы и её педагогической значимости сформулирована тема исследования: «Формирование интонационной стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР средствами театрализованной игры».

Изучение симптоматики нарушений, а также разработка приемов коррекции выявленных нарушений обусловлены необходимостью поиска наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению нарушений речи у детей.

В связи с этим определена проблема исследования, которая заключается в изучении интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи и определение направлений логопедической работы по ее формированию в системе коррекционного воздействия. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – интонационная сторона речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи.

Предмет исследования – процесс формирования интонационной стороны речи детей с ОНР.

Цель, объект и предмет исследования определили формулировку гипотезы: можно предположить, что процесс формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет более эффективен, если в работе использовать систему педагогических мероприятий в виде театрализованных игр.

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой перед исследованием были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

  2. Теоретически обосновать и разработать диагностическую методику выявления особенностей интонационной стороны речи у испытуемых старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  3. Выделить направления и определить содержание логопедической работы по формированию интонационной стороны речи у детей с ОНР.

  4. Оценить степень эффективности разработанной системы мер по формированию интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- анализ и обобщение материалов исследований, выполненных в области общих и специальных педагогических и лингвистических работ по проблеме исследования,

- педагогический эксперимент,

- обработка и обобщение полученных результатов (количественный и качественный анализ данных).

Методологическую основу исследования составили:

- основополагающие законы и принципы диалектико-материалистической философии (закон перехода количественных изменений в качественные, принцип развития, взаимосвязи, детерминизма и др.);

- концепция Н. И. Жинкина о механизмах речевой деятельности [18];

- лингвистические представления об интонации как о сложном супрасегмантном явлении (Л. Р. Зиндер [23], Н. Д. Светозарова [44], И. Г. Торсуева [47], Л. К. Цеплитис [52], Л. В. Щерба [58] и др.);

- научные представления о становлении речевой деятельности и формировании интонационной системы в процессе онтогенеза речи (А. Н. Гвоздев [15], Р. В. Тонкова-Ямпольская [46], О. И. Яровенко [59]).

Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проходило в четыре этапа.

На первом этапе (сентябрь-декабрь 2009г.) – осуществлён анализ лингвистической и педагогической литературы по изучаемой проблеме; определены теоретические основы, цель, предмет, задачи, методы исследования.

На втором этапе (март-апрель 2010 г.) – проведён ряд последовательных действий; теоретическое обоснование методики диагностического исследования, констатирующий эксперимент и его анализ, обобщение и систематизация полученных данных.

На третьем этапе (сентябрь 2009-февраль 2011г.) – проведено экспериментальное обучение, проанализированы результаты формирующего эксперимента.

На четвёртом этапе (февраль-март 2011г.) – обработаны полученные данные, сформированы исходные положения и выводы.

Организация исследования.

Исследование проходило в МДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» г. Канаш, в нем принимало участие 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Апробация результатов.

Результаты исследования обсуждались и были одобрены на педсовете в МДОУ «Детский сад № 16 комбинированного вида» г. Канаш (апрель 2011г.).
Глава 1. Проблема формирования интонационной стороны речи

у детей с нарушениями речи

1.1 Характеристика интонационных возможностей детей дошкольного возраста

Уникальность роли устной речи среди информационно-акустических потоков в человеческой коммуникативной деятельности определяется взаимодействием вербальных и невербальных средств коммуникации. Синхронная работа этих каналов передачи информации определяет имплицитный семантический фон устного высказывания и текста. Изучение комбинаторики вербальных и невербальных средств показало широкие функциональные возможности интонации как языкового явления, с одной стороны, и как элемента просодической структуры невербального поведения, с другой.
Передаваемая просодическими и, в частности, интонационными средствами информация многообразна: она включает сведения не только о содержании речи, но и о коммуникантах, о ситуации общения, об отношении к ней говорящего и т. д.

В трактовке термина интонация единства не существует. Само название «интонация» происходит от латинского «intonatio», что означает «громко произносить». Под интонацией в лингвистике понимают систему фонетических средств, служащих для оформления фонетической целостности высказывания и выявления его смысла (Л. В. Бондарко [5], И. Г. Торсуева [47]). В логопедии интонация — это сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессий и эмоций (М. А. Поваляева [37]).

Исследователь русской интонации Е. А. Брызгунова характеризует интонацию как «звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают отношение к высказываемому» [7, С. 56].

Нельзя не согласиться с утверждением Н. В. Черемисиной о том, что интонация является «важнейшей приметой звучащей устной речи, средством оформления любого слова или сочетания слов в предложении, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков» [53, С. 9].

В качестве основной функции интонации Л. К. Цеплитис [52] рассматривает семантическую функцию, а синтаксическая функция, по его мнению, возникает при использовании интонационных средств для лингвистического анализа высказывания.

Многочисленные эксперименты показали, что идентификация воспринятого речевого сигнала не определяется всецело фактическим звуковым оформлением высказывания. В процессе восприятия и интерпретации речи в дополнение к входному акустическому сигналу слушающий использует различные источники информации: в их числе Н. И. Жинкин выделяет «...остальные свойства звуковой фонации, а также мимику, жесты и другие выразительные движения, сопровождающие звуковое высказывание» [19, С. 33], а также ситуацию, контекст, предыдущий опыт слушателя и т. д.

Интонация рассматривается как подструктура просодической и, частично, экстралингвистической структур акустической системы невербального поведения. И в качестве таковой, «интонация, как в целом просодика и экстралингвистика, выполняет следующие функции: дополнение, замещение, предвосхищение речевого высказывания, акцентирование внимания на ту или иную часть вербального сообщения и функцию экономии языковых средств коммуникации» [18, С. 68]. Н. И. Жинкин указывал на вхождение интонации вместе с мимикой и пантомимикой «в один экспрессивный поток».

Интонация сложное и далеко еще не установившееся в лингвистике понятие. Чаще всего в качестве компонентов интонации выделяют следующие:

  • изменение основного тона или мелодика (мелодический компонент);

  • интенсивность (динамический компонент);

  • длительность или темп (временной компонент);

  • пауза;

  • тембр произношения (включение данного компонента считается спорным).

Основным компонентом интонации является мелодика. Она характеризуется «изменением частоты основного тона, развёртывающееся во времени» (И. Г, Торсуева [47]). К. С. Станиславский называл мелодику «голосовой фигурой» или «фонетической фигурой» [45]. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полость рта и носа. Мелодика служит средством членения речевого потока, а так же связующим элементом его отдельных частей. Более чем другие компоненты интонации, мелодика определяет коммуникативный тип предложения (повествовательное, вопросительное, восклицательное, незавершённое повествование).

Мелодическая структура предложения, будучи отчётливо воспринимаемая слушающим, лежит в основе вопроса о классификации фразовой интонации. Л. В. Бондарко [5] выделяет следующие типы:

  • Интонация законченности (завершённости) характеризуется сильным понижением голоса на ударном слоге слова. При этом мелодический уровень начала синтагмы довольно высок. К концу синтагмы, с понижением голоса уменьшается интенсивность и увеличивается длительность гласного.

  • Вопросительная интонация характеризуется повышением голоса на ударном гласном последнего слова. На заударных слогах основной тон понижается, но это понижение голоса менее значительно чем то, которое характерно для интонации закончености.

  • Интонация выделенности. Мелодический рисунок такой синтагмы близок к интонации завершённости и реализуется повышением голоса, увеличения длительности или интенсивности на выделенном слоге.

  • Интонация незавершённости по рисунку мелодики близка к вопросительной интонации. Однако незавершённая синтагма начинается с более низкого тона, чем вопросительная, а мелодический пик у неё расположен ниже (на меньшей частоте).

Интенсивность, т. е. сила звука, служит для выделения какой-либо части высказывания в зависимости от того, что необходимо подчеркнуть. Такое участие интонации в оформлении высказывания связывают с ударением. Когда говорят об ударении, то имеют в виду обычно словесное ударение, т. е. выделение с помощью фонетических средств одного из слогов, слова, которое достигается усилением артикуляции ударного слова.

Основу словесного ударения составляет выделение одного из слогов в слове с помощью более громкого и длительного произнесения. По мнению Г. Н. Ивановой-Лукьяновой [24], ударение характеризуется следующими отличительными свойствами:

  • длительностью ударного гласного, которая длинее первого предударного в полтора раза;

  • силой звука, с которой выделяется ударный слог;

  • особым тембровым качеством ударного гласного, который произносится чётко, с более чётким артикулированием;

  • высотой тонной, выделяющей ударный слог.

Для речи значимо смысловое ударение. Разновидностью смыслового ударения является логическое ударение. В отличие от смыслового, логическое ударение не связанно с синтаксической структурой языка, местом во фразе, так как может выделять по смыслу любое слово, выражая различные оттенки мысли. Физиологическими механизмами участвующими в реализации логических ударений является дыхательная система, гортань и периферические формы речевого аппарата. Так как от логического ударения зависит смысл высказывания, то общий механизм управления им относится к довольно высоким уровням синтеза речевых программ.

Положение ударений внутри слов, входящих в синтагму, определяет характер ритмической структуры речи, чередование ударных и безударных слогов является основным свойством ритма. Речевой ритм опирается на физиологическую и интеллектуальную основу, поскольку, во-первых, непосредственно связан с ритмом дыхания. Во-вторых, являясь элементом, выполняющим коммуникативную функцию, «соотносится со смыслом, т. е. управляется интеллектуально» [58, С. 76]. Как отмечает Л. В. Щерба [58], ритм также «служит основой эстетической организации художественного текста — стихотворного и прозаического». Ритмическая организация речевого потока тесно связана с темпом.

Темп как длительность представляет собой скорость произнесения определённых отрезков речи и взаимосвязан с содержанием высказывания эмоциональным состоянием говорящего, зависит от стиля произношения.

Помимо понятия темпа, как компонента интонации, существует понятие темп речи. Темп речи как индивидуальная характеристика обусловлен также ситуацией общения. В таком случае его рассматривают как скорость артикуляции и измеряют числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Однако при решении вопросов измерения темпа нет единого мнения среди исследователей о единицах измерения (звук, слог, слово), об учёте идеального или реального фонемного состава и др., поэтому различные способы подсчётов приводят к весьма различающимся результатам.

В диагностике состояния просодических компонентов отсутствуют объективные показатели, поэтому в практической логопедии и в лингвистике выделяют три основных темпа речи: быстрый, нормальный и медленный. Темп речи не является постоянной характеристикой. У одного и того же человека он может быть как постоянным, так и меняющимся – в зависимости от условий и ситуаций общения.

Н. Д. Светозарова отмечает [44] существование определённой связи между темпом произнесения и коммуникативным типом предложения: более быстрый темп характерен для вопроса, относительно медленный – для восклицательного предложения.

При оформлении речевого высказывания большое значение имеет пауза. Пауза в лингвистике это перерыв в звучании речи, при этом акустическим коррелятором является падение интенсивности голоса до нуля. А физиологически — перерыв в работе органов артикуляции. Пауза служит средством отделения одной синтаксической единицы от другой. Характер паузирования определяется местом возникновения пауз и их продолжительностью.

Вопрос о включении тембра в компонент интонации в современной лингвистики считается спорным. Тембр произнесения рассматривается интонологами неоднозначно и определяется как специфическое и, относительно, постоянная окраска голоса. В это понятие обычно включают значение звучность, имеется в виду частота, яркость звучания.

Разные исследователи выделяли различные виды тембра. Так, Е. А. Брызгунова [7] указывает на шесть видов тембра: индивидуальный, эмоциональный, тембр сценического образа, образный тембр чтеца, подчёркивание гласных. Фонетический тембр. Н. И. Жинкин [19] выделяет эмфатический, голосовой, языковой, певческий, речевой тембр. Все эти разновидности можно свести к двум основным: интонационный (семантический) тембр и неинтонационный (асемантический) тембр.

По мнению Л. К. Цеплитиса [52], интонационный тембр наслаивается на индивидуальный или добавляется к нему, так как при любом эмоциональном состоянии говорящего его голос можно узнать по индивидуальному тембру. Индивидуальный тембр определяется анатомическим строением речевого аппарата говорящего.

Становление интонационной системы является одним из аспектов овладения звуковой стороной языка. Рассматривая вопрос о формировании интонационной стороны речи, представляется важным проанализировать развитие интонации у детей, поскольку это необходимо учитывать в процессе работы над интонацией. Одним из широко дискутируемых вопросов является вопрос о времени формирования у ребенка просодических возможностей. Данные онтогенеза речевого развития свидетельствуют о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем у них начинается формирование словесной речи.

Исследования Р. В. Тонковой-Ямпольской [46] показало, что процесс овладения интонационной системы языка начинается у ребёнка на стадии гуления. Е. И. Исенина [26] установила, что ребенок оказывается уже способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: интонация - в 4-6 месяцев, ритм - в 6-12 месяцев и звуковой состав слова - после года.

Первым же интонационно значимым по своему коммуникационному содержанию оказывается крик ребёнка, который только в момент его рождения является биологически обусловленным явлением, в дальнейшем модифицируется по высоте, темпу, силе. Он приобретает коммуникативный характер и в течении длительного времени является единственным фактором коммуникации ребёнка. Средством выражения такого общения будет эмоциональная интонация. Общение по средствам эмоциональной интонации Е. И. Исенина [26] называет голосовыми. Складывается оно на довербальном этапе речевого развития и состоит: из восприятия детьми полноценных словесных воздействий взрослого и имеющих определённое выразительное значение в ответах на их интонационно — ритмическую экспрессивную сторону локализации.

К концу второго месяца издаваемые младенцем звуки приобретают различную эмоциональную окраску, связанную с его самочувствием. В это время в криках, выражающих недовольство появляется твёрдая голосовая атака. Во время гуления и лепета формируются всё более определённые гласные и согласные звуки которые произносятся на мягкой атаке голоса. Формирование речевых автоматизмов говорит о постепенном переходе голосообразования младенца на более высокую ступень (от стадии безусловно-рефлекторных реакций к образованию всё более сложных условных связей).

Анализ специальной литературы показал, что сведения об интонационных возможностях речи детей довольно ограниченно и затрагивает в основном период от новорождённости до двух лет. Так в период с третьего по шестой месяц вплоть до двух лет речь ребёнка не обогащается новыми видами интонации, кроме просьбы и вопроса. По данным Р. В. Тонковой-Ямпольской [46] интонация формируется в течении первых двух лет, интонация вопроса только на втором году жизни. В ходе исследования физиологических механизмов речи автор делает заключение, что интонационное поле речеслухового анализатора заканчивает своё становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе заканчивается только в период оформления устной речи.

Интересны результаты исследования интонации В. А. Артемова [2]. Он утверждает, что интонация появляется в возрасте 1 года 4 месяцев - 1 года 6 месяцев и в течение полугода остается основой детской коммуникации. В ясельном возрасте ребёнок путём подражания легко осваивает как словесное, так и фразовое ударение, интонации речи окружающих. О. В. Правдина [40] отмечает, что в этом возрасте дети, имеющие музыкальный слух, обычно начинают и напевать, правильно передавая голосом мотив услышанного.

Интонационные перечисления с начало выражается без союзов, союзы появляются в 2 года 3 месяца. Аналогично проявляется механизм формирования интонации в сложном предложении. А. Н. Гвоздев [15] пишет, что сложные бессоюзные предложения появляются на четыре месяца раньше, чем предложения соединённые союзами. Автором отмечается, что как и в разговорной речи взрослых, связи в предложении и выражающая их интонация не всегда оказываются чёткими. Фразовые ударения усваиваются с 1 года 11 месяцев, когда предложения начинают включать несколько слов. При этом во всех случаях его употребления фразовые ударения ничем не отличаются от того, как оно произносится взрослыми. Как и у взрослых оно меняет своё место в соответствии с изменением смысла фразы.

О. И. Яровенко [59] экспериментально доказала, что различные типы интонации встречаются уже с 2,5 лет. При этом у детей различного возраста интонационное оформление фраз осуществляется поразному. Интонация которой пользуются в своей речи дети 2,5 лет характеризуется особенной яркостью и концентрированность проявлений.

Воспроизведение интонации у ребёнка с нормальным слухом обеспечивается взаимодействием механизмов дыхания, голосообразования и артикуляции. С тех пор как ребёнок овладевает речью у него формируется речевой голос. В виду того, что гортань в анатомическом и физиологическом отношении на данный момент ещё недостаточно развита, голосовые связки тонкие и короткие, малы по объёму. Способность управлять своим голосом, изменять по высоте и силе, придавать ему нужную интонационную окраску находится в стадии формирования.

Среди исследователей проблемы детской речи существует мнение, что в возрасте 4-5 лет интонации которыми дети пользуются в своей речи в основном соответствуют тем интонациям, которые используют в своей речи взрослые. В частности О. И. Яровенко [59] утверждает, что дошкольники достаточно чётко дифференцируют интонационные признаки начала и конца предложения. При произнесении фраз исчезают элемент избыточности, что позволяет сделать вывод о полном овладении детьми данной возрастной группы интонационной системой языка. Возраст четырех лет признается «рубежом в усвоении интонационной системы в плане реализации, в пять лет дети четко различают конец и начало предложения, интонационные возможности соответствуют интонации взрослого человека» [59, С. 40].

В научно-методической литературе отмечается, что дети старшего дошкольного возраста могут сознательно выражать свои чувства при чтении стихотворения, самостоятельно передавать радость, печаль, удивление. В возрасте 6 лет они пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости способны говорить громче и тише, то есть могут соизмерять громкость своего высказывания с учётом характера высказывания.

Однако существует и другое мнение относительно уровня сформированности детской речи. Е. С. Алмазова [1] отмечает, что у многих детей 5-6-летнего возраста наблюдается быстрая, нечёткая, смазанная речь, тихие голоса. Дети не владеют речевым дыханием, говорят сквозь зубы, подвижность органов артикуляции у них ограничена, что является причиной неправильного произнесения звуков речи.

Ф. А. Сохин [42] замечает, что дети чаще говорят в ускоренном, чем в замедленном темпе. Причину ускоренного темпа речи у дошкольников авторы видят в способности у детей этого возраста подражать речи окружающих. Наряду с этим они отмечают их лёгкую возбудимость и повышенную эмоциональность детей. О. С. Ушакова [17] отмечает что у детей на данном возрастном этапе ещё недостаточно развито умение передавать в рассказе своё эмоциональное отношение к предметам или явлениям.

Хотя исследователи придерживаются различного мнения о сроках и очередности становления основных компонентов интонации, анализ литературы по вопросу позволил сделать вывод о том, что к старшему дошкольному возрасту интонационная система речи детей без патологии в целом сформирована, а употребление интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным моделям у взрослых.

Таким образом:

  • Речь без интонации невозможна. Богатство и содержательность речи, её выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также её интонационной гибкостью, выразительностью и разнообразием.

  • Интонационные средства выразительности воспринимаются и усваиваются детьми уже на довербальном этапе речевого развития.

  • К 5-6 годам дошкольники полностью овладевают интонационной системой родного языка, но лишь при достаточно развитом слухе.

1.2 Формирование интонационной стороны речи у детей с общим недоразвитием речи
В современной общей и специальной педагогике наметилась тенденция необходимости гармонизации просодических возможностей детей

Так, В. А. Гиляровский [29] рассматривал  просодические упражнения и их влияние на общий речевой тонус и моторику, настроение, которые способствуют тренировке подвижности нервных процессов. Л. В. Артёмова [3], подчеркивала важность интонационного компонента, говорила о ритмических рефлексах, о важности ритма в установлении равновесия в деятельности нервной системы. Ю. Н. Радионова [41] рассматривала связь темпа и ритма движений с темпом и ритмом речи, необходимости гармонизации просодических возможностей  детей.

Интонационная сторона речи формируются при выполнении различного рода упражнений, эффективность которых зависит от характера зада­ний, их системы, а также подбора дидактического материала.

Психологической основой построения программы опытного обучения интонации является учение о речевом слухе. По определению С. Ф. Ивановой речевой слух - это «психолингвистическая способность чело­века при восприятии речи улавливать слухом и одновременно воспроизводить во внутренней речи все фонологические средства языка, артикулируя и интони­руя слышимую речь» [25]. Несо­мненно, для успешного формирования прочных интонационных навыков у детей, решающее значение имеет долговременная слуховая па­мять, которую необходимо развивать.

О. Е. Грибова [16] исследовала особенности интонационной стороны речи у дошкольников с нарушениями речи. Выявленные интонационные нарушения характеризовались рядом особенностей: нечётким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз, логического ударения, ритмических и слогоритмических структур, ошибочным употреблением словесного ударения, ограниченными возможностями голоса, а также некоторыми изменениями темпо-ритмической организации речи в сторону её убыстрения или замедления. У детей данной категории наблюдаются не только трудности мелодического и временного оформления высказываний в экспрессивной речи, но и нарушения восприятия интонации. По наблюдениям исследователя дошкольники с общим недоразвитием речи затрудняются в вербальной интерпретации результатов опознания как контрастных (радость и печаль, одобрение и осуждение), так и сходных коннотативных значений интонационных рисунков высказываний (жалоба грусть, приказ и просьба, радость и гордость).

Л. В. Лопатина [32] отмечает проблему интонационных возможностей детей со стёртой формой дизартрии. У данной категории детей на ряду с дефектами звукопроизношения имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур в предложении. Наиболее сохранным процессом является имитация вопросительной и повествовательной интонации. Восприятие, а затем самостоятельное воспроизведение этих же структур вызывает значительные трудности у большинства детей.

При заикании страдают практически все компоненты интонации: и темп, и ритм, и мелодика, и паузация, и синтагматическое членение, и постановка логического и фразового ударения. Страдают также тембр, высота и громкость голоса. Такое обилие нарушений вызвано тем, что при заикании затронуты многие слагаемые произносительной стороны речи: и речевое дыхание, и голосообразование, и артикуляция. Эмоциональная окраска речи у заикающихся детей недостаточна, они изъясняются с помощью заученных, застывших интонационных схем и шаблонов. По мнению В. И. Селивёрстова «отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводит к тому, что речь ребёнка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной» [43]. Интонационную обеднённость, невыразительность речи заикающихся отмечают также Л. И. Белякова, Е. А. Дъякова [4], И. Г. Выготская [11].

В. А. Артемовым [2] выделены четыре степени сформированности интонационной стороны речи у дошкольников (со стертой дизартрией, ОНР, ФФН, ФН).

1 степень (низкая) - грубые нарушения просодических компонентов. Недостатки тембра, силы и высоты голоса ярко выражены, заметны самому ребенку и окружающим. Процесс коммуникации нарушен. Детям недоступны задания, предполагающие произвольное изменение ритмических и звуковысотных характеристик. Нарушения интонационного оформления высказываний носят стабильный характер во всех видах речевой деятельности.

2 степень (недостаточная) - изменения голоса носят незначительный характер. Изменения просодики касаются отдельных или всех ее компонентов. Наблюдаются трудности при выполнении специальных заданий на воспроизведение различных ритмических и интонационных структур. Однако спонтанная речь, особенно в эмоционально значимой ситуации, может быть достаточно выразительной.

3 степень (средняя) - непостоянное или нестойкое отклонение от нормы по одной или нескольким просодическим характеристикам. Спонтанная речь достаточно интонированна, но при выполнении специальных заданий возможны неточности или отдельные ошибки при передаче ритмического и мелодического рисунка.

4 степень (высокая) - сформированность просодических характеристик. Дети имеют нормальный тембр, диапазон их голоса по силе и высоте соответствует возрастным нормам. Сформирована темпо-ритмическая сторона речи. Дошкольники в полной мере владеют всеми способами передачи различных типов интонации. В спонтанной речи используют все средства интонационной выразительности и не испытывают трудностей при выполнении специальных заданий.

На основании полученных экспериментальных данных Л. А. Позднякова [39] выделила основные направления, разработала приёмы, подобрала и систематизировала дидактический и игровой материал для логопедической работы по формированию интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста в системе логопедического воздействия по устранению недоразвития речи.

Логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами речи. Работа проводится в следующей последовательности:

  • от обобщённого представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур;

  • от различных видов интонации импрессивной речи к овладению интонационной стороной в экспрессивной речи;

  • от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их усвоению на более сложном речевом материале;

  • от различения и усвоения повествовательных к вопросительной и восклицательной интонации.

Усвоение повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения проводится последовательно — сначала в импрессивной, а затем в экспрессивной речи. Работа по формированию интонационной стороны речи проводится поэтапно. Задачи первого этапа:

  • ознакомление дошкольников с различными видами интонации, голосовыми средствами их выражения и способами обозначения;

  • развитие слухового внимания посредством формирования умения различать между собой указанные типы интонации.

Задачи второго этапа:

  • воспроизведение предложений перечисленных интонационных типов в экспрессивной речи;

  • формирование выразительной эмоционально окрашенной, модуляционно- насыщенной речи.

Усвоение интонационных структур начинается с самой простейшей интонации — повествовательной, после чего осуществляется переход к вопросительной и восклицательной интонациям. На заключительном этапе проводится дифференциация всех трёх типов. Усвоение каждого из перечисленных мелодических рисунков в импрессивной речи проводится последовательно: сначала уточняется голосовые средства той или иной интонации, называются способы её обозначения, а затем нужная интонация выделяется из ряда других предложений, из стихотворного и прозаического текстов.

По мере того, как дошкольники овладевают способностью узнавать заданную интонацию, выделять её на слух, осуществляется переход к этапу отработки её в экспрессивной речи. В каждом отдельном случае построение этой работы имеет свои особенности, одинаковым для всех было сопряжённое, отражённое вслед за логопедом и самостоятельное воспроизведение интонации всеми детьми.

При уточнении голосовых средств повествовательной интонации отмечается, что завершённость высказывания в данном случае достигается за счёт сильного понижения голоса на ударном слоге последнего слова синтагмы. При этом гласные ударного слога произносятся с большей длительностью и мускульной напряжённостью артикуляции.

Отработка интонации повествовательного предложения в экспрессивной речи осуществляется следующим образом. Первоначально материалом для усвоения интонационной конструкции повествовательного предложения служат простые нераспространённые предложения с указательным местоимением «это», которые включают в себя слова с различной ритмической структурой с ударением на первом среднем и последнем слогах. Демонстрировалась предметная картинка, которую называет сначала логопед, показывая образец речи, а затем название повторяется детьми хором и в индивидуальном порядке.

Затем переходим к отработке простого распространённого предложения с интонационным центром на конце. В предложения включаются слова разной фонетической сложности:

  • двухсложные с ударением на первом слоге со стечением согласных и без стечения;

  • двухсложные с ударением на втором слоге (со стечением и без);

  • трёхсложные с ударением на первом (втором, третьем) слогах (со стечением согласных и без);

  • четырёхсложные с различным положением ударения;

  • слова разной слоговой структуры с произвольной постановкой ударения.

При произнесении слов, которые в предложении стоят под синтагматическим ударением, обращается внимание на место и характер ударения: в слове оно падает на гласный звук, выделяется силой голоса и более длительным произнесением.

Детям предлагается проговаривать фразы сопряжённо с логопедом, отражённо и самостоятельно. Поскольку между интонацией и другими компонентами речи (языковой семантикой, лексикой, морфологией) существует тесная взаимосвязь, упражнения, которые используются в процессе логопедической работы направлены также и на развитие активного словаря. Одновременно отрабатывается умение конструировать сначала простые, затем более сложные синтаксические структуры, строить интонационно оформленные связные высказывания.

Для закрепления навыка произнесения повествовательных предложений с интонационным центром на конце предлагаются различные упражнения. Например:

  • закончить высказывание, начатое логопедом, подобрать подходящее слово по смыслу, согласовывая его с другими словами в предложении. Составить полное предложение. Назвать его, интонационно выделяя конец синтагмы;

  • закончить предложение, подбирая слова, противоположные по смыслу, согласовывая их с другими словами в предложении. Повторить полное предложение. Интонационно выделяя конец синтагмы;

  • выделить предложение из текста. Определить их количество;

  • составить коллективное повествование. Логопед начинает рассказ, дети по очереди придумывают ему продолжение, называя по одному предложению. Понижение голоса в конце предложения свидетельствует о его законченности;

  • на следующем этапе интонация повествовательного предложения закрепляется в стихотворениях и при пересказе небольших прозаических текстов. В связном высказывании.

При уточнении голосовых средств вопросительной интонации, внимание детей привлекается к существованию двух видов вопросительных предложений - с вопросительным словом и без вопросительного слова. В процессе работы дошкольники восстанавливали в памяти уже имеющиеся представления о мелодике вопросительного предложения и усваивали то, что при вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение.

Отработка интонации вопросительного предложения в экспрессивной речи проводится по двум направлениям:

  1. Отработка вопросительного предложения с вопросительным словом.

  2. Отработка вопросительного предложения без вопросительного слова.

В содержание работы по первому направлению, включены упражнения по обучению детей сильному повышению голоса на ударном гласном при произнесении вопросительных слов, с которыми впоследствии составляются предложения различного словесного состава. Вопросительное слово находится под синтагматическим ударением в начале предложения.

После отработки вопросительной интонации с одним и тем же вопросительным словом осуществляется переход к её закреплению в составлении произвольных предложений с различными вопросительными словами, стоящими вначале под синтагматическим ударением. Затем в процессе обучения интонацией вопроса выделять вопросительное слово в предложении, закреплялось умение изменять место интонационного центра внутри предложной конструкции.

Интонационные конструкции вопросительного предложения закрепляются в стихах, специально разработанных речевых играх. Используются стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, Г. Сапгира и других авторов.

Особенность логопедической работы над мелодикой восклицательного предложения заключается в направленности её на выработку умения правильно воспринимать и оценивать эмоционально — экспрессивные и дополнительные смысловые оттенки, которые проявляются при произнесении восклицательных предложений и отражают различные эмоциональные состояния человека, их вызвавшие. Поэтому, прежде чем приступить к работе над интонацией восклицательного предложения, с детьми проводят предварительную беседу, предметом которой является разговор о чувствах и настроении.

Эта работа подготавливает дошкольников к усвоению восклицательной интонации на материале междометий. Дети получают представление о том, что человеческая речь очень богата и есть в ней специальные слова, которые выражают различные состояния, чувства, настроения.

В последующей работе полученный навык переносится на слитное произнесение небольших фраз, выражающих обращение, восклицание, требование, другие волеизъявления. С этой целью детям предлагается выполнить следующие задания:

  • обратиться к кому-нибудь из товарищей в группе («Миша! Света!»);

  • позвать товарища, обращаясь к нему («Миша, иди сюда!»);

  • передать интонацию просьбы («Таня, дай, пожалуйста, игрушку!»);

  • произнести восклицание с интонацией радости («Мама!», «Самолёт летит!»);

  • сказать слова и фразы с чувством одобрения («Молодец!», «Замечательно!»);

  • произнести слова и фразы с повелительной интонацией («Встань!», «Уйди!», «Не мешай!»);

  • воспроизвести фразу, передавая восхищение («Какая красота!», «Какой замечательный день!»);

  • передать голосом предупреждение об опасности («Злая собака!», «Осторожно, вода горячая!») и т.  д.

В дальнейшем интонационная конструкция восклицательного предложения закрепляется в стихах и ролевых играх.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи детей с ОНР. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Таким образом, для создания научно обоснованной системы формирования интонационных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи важно:

  • развивать и корригировать речевой слух на всех этапах обучения, где имеют ме­сто наблюдения над интонационной стороной речи;

  • соблюдать последова­тельность речевых поступков: от наблюдения, анализа интонационных явлений к синтезу, самостоятельному продуцированию;

  • в целях формирования навыков культуры ре­чи постоянно тренировать слухо - произносительные органы детей, быть предельно внимательным к форме высказывания, в частности, к интонационно-звуковому оформ­лению.


1.3 Театрализованная игра как средство формирования речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Коррекционно – развивающие возможности театрализованной игры известны давно, хотя и используются далеко не полно. Так, Л. Н. Жога [20] отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала. В зарубежной литературе обращается внимание на то, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, чтению, арифметике. Поэтому должны широко использоваться постановка, инсценировка рассказов, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика и жест (при исполнении песен, чтении стихов, составлении рассказов).

Театрализованные игры проходят поэтапно. На первом этапе систематически выполняются игровые упражнения, направленные на выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к будущим драматизациям. Благодаря им движения приобретают большую уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного движения на другое, понимают нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

На втором этапе вводятся игры и упражнения на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразной интонации, логики речи.

На третьем этапе следует переходить к драматизации стихов, прибауток, потешек. Дети заучивают тексты, затем разыгрывают их, используя настольный или пальчиковый театр.

На четвёртом этапе можно переходить к более сложному виду деятельности – драматизации рассказов и сказок. Для этого можно использовать рассказы: «Как Маша стала большой» (по Е. Пермяку), «Почему кот моется после еды» (литовская сказка), «Как собака себе друга искала» (мордовская сказка) и др. Дети могут разыгрывать текст как актёры, используя маски и костюмы.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует организация предметно - игровой среды: помещение детского театра с занавесом и зрительным залом; театральные уголки для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, элементы костюмов, бутафория.

Содержание театрализованных занятий включает:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

  • игры – драматизации;

  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Первое прочтение пьесы должно быть эмоционально насыщенным, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Следующим этапом являются пробы детей на различные роли и распределение ролей. Дети по своему желанию выбирают роль и, перевоплотившись в героя, проигрывают небольшие этюды. После распределения ролей начинается индивидуальная работа с детьми над образом, отдельными эпизодами, картинами. При разучивании реплик в вопросно-ответной форме следует выявить, какие свойства характера присущи каждому персонажу, какими должны быть выразительные движения, а главное, интонация действующих лиц. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

Заключительный этап – генеральная репетиция – премьера для детей и педагогов ДОУ. Повторный показ для родителей актёров и гостей. Присутствие зрителей во время инсценировок повышает мотивацию детей и вызывает желание лучше сыграть свою роль. Поэтому одна подгруппа дошкольников показывает сценку, а вторая смотрит.

Театрализованные игры помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитывать только путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией. Работа над образом включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности: экспрессивно - мимические (взгляд, улыбка, мимика, интонационный вокализации, движения тела), предметно – действенные (локомоторные и предметные движения, позы).

Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к развитию интонационной стороны речи. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей:

  • формирование интонационной стороны речи;

  • создание атмосферы творчества;

  • социально-эмоциональному развитию детей.

Театрализованная игра - важнейшее средство формирования интонационной стороны речи детей, а так же развития эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Как писала М. Д. Махнева [34], чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место. Как утверждал Л. С. Выготский [12], драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личностными переживаниями. По утверждению Э. Г. Чуриловой [55], драматическая форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

Таким образом, применение театрализованных игр как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с ОНР:

  • оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной экспрессивности речи, развитие адаптивного процесса общения; повышает эффективность коррекции коммуникативной сферы на этапе подготовки детей к процессу обучения в школе;

  • способствует овладению смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения;

  • является эффективным средством развития связной, диалогической речи.


  1   2   3   4