Главная страница

«коллективная композиция «Новогодний орнамент»


Скачать 71.18 Kb.
Название «коллективная композиция «Новогодний орнамент»
Дата 05.04.2016
Размер 71.18 Kb.
Тип Конспект

Мануйлова Ольга Геннадьевна

КОНСПЕКТ УРОКА

по трудовому обучению. 4 класс.
ТЕМА: «КОЛЛЕКТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «Новогодний орнамент»

(из яичной скорлупы)
ЗАДАЧИ:

1) дать учащимся представления о приемах работы с бросовым материалом;

2) учить составлять композиции, правильно выбирая пропорции орнамента и его цветовое соотношение;

3) формировать у учащихся умение планировать работу;

4) закрепить умение пользоваться шаблоном для составления орнамента;

5) воспитывать любовь к природе, чувство коллективизма.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, вопросы к детям, беседа.
Оборудование: карандаши, шаблоны игрушек, бумаги для фона, клей, кисти, подставки, подкладные листы, салфетки, коробочки с яичной скорлупой разного цвета. Образцы орнаментов, эскизы.
Словарь: эскиз, мозаика, орнамент, скорлупа, шаблон.
Ход урока
1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока – новогодние игрушки. Но мы усложним наш урок и выполним коллективный «Новогодний орнамент», которым сможем украсить кабинет или классную комнату.

3. Сообщение новых знаний.

- Дети, посмотрите внимательно на этот орнамент. Чего не хватает в нем? Правильно на нашей елке не хватает игрушек.
Сейчас мы выполним несколько игрушек и расположим их так, чтобы у нас получился орнамент.

Что же такое орнамент? Слово «Орнамент» означает украшение. Еще в глубокой древности люди рисовали на каменных стенах своих пещер все, что окружало их, все, что они видели. Затем люди стали украшать простыми рисунками - орнаментами свою одежду, посуду. Древние народы жили в разнообразных условиях: в лесах, горах, их окружали предметы, растения, животные.

- Рисунки, которые украшали их быт, были похожи на растения, листья, ягоды, плоды, на животных, бабочек, рыбок.

- Рисунки чередовались между собой. Появились орнаменты. В зависимости от того, что на них изображено, орнаменты были растительные, животные и предметные.
Коррекционные упражнения на развитие анализа и синтеза.

Вопрос: Как вы думаете, орнамент, изображенный на доске, какой?

Ответ: Растительный. Потому что на нем изображены листья и цветы.

- Дети, посмотрите теперь на свои карточки с орнаментом. Подумайте, какой у вас орнамент: растительный, животный или предметный. Я буду называть орнамент, а вы будете показывать, если он у вас есть. Например, «Растительный орнамент» - говорю я. А вы показываете такие орнаменты, которые состоят из чего? (Ответ). Правильно, надо показать орнамент из листьев, цветов, фруктов, ягод или семян,

Так дети выбирают и показывают все имеющиеся орнаменты.

- Дети, обратите внимание, из какого материала выполнен орнамент?

Ответ: Из яичной скорлупы.

- Да, это мозаика из окрашенной яичной скорлупы.

- Что такое мозаика?

- Это узор, выполненный из кусочков какого-либо материала (камня, глины, песка, бумаги, скорлупы и т.д.).

- Дети, обратите внимание на написание этих слов: орнамент, мозаика, скорлупа. Прочтите их 2 - 3 раза. Запомните правильное написание этих слов.

- Сегодня мы превратимся в художников и будем выполнять орнамент способом мозаики.

- Какое сейчас время года? Чем характерно?

- Сейчас зима. А какой праздник нас ожидает совсем скоро? Правильно, ребята, скоро Новый год! А чем интересен этот праздник? Конечно же тем, что у нас в школе поставят елку и мы будем украшать ее новогодними игрушками.

В нашей коллективной работе мы тоже должны украсить елку новогодними игрушками. Какие самые популярные и любимые ваши игрушки? Ответы детей: шары, снеговики, колокольчики. Вот мы и сделаем их сейчас.

- Работа наша коллективная. Сначала каждый из вас выполнит свою новогоднюю игрушку, а затем мы составим общий новогодний орнамент. От работы и старательности каждого зависит успех всех детей, красота нашего орнамента. Чем больше вы постараетесь, тем красивее будет.

- Обычно художники выполняют орнаменты по заранее выполненным эскизам.

- Что такое эскиз?

- Это предварительно выполненный рисунок. Я вам приготовила несколько шаблонов игрушек, вы выберите ту, которая вам понравится. И сделаете эскиз при помощи шаблона, обведя шаблон на приготовленный картон.
Коррекционные упражнение, направленные на ориентировку на плоскости листа.

- Как лучше расположить шаблоны на бумаге? Слева, справа, вверху, внизу или в середине листа. Покажите карточку с шаблоном. (Дети выбирают и объясняют правильность выбора).
- После того, как вы обвели шаблон игрушки на картон, ее нужно вырезать.

- Далее необходимо нанести клей на вырезанную игрушку. Как можно нанести клей? Тонким слоем. Теперь можно выкладывать мозаику: кусочки скорлупы укладывают один около другого, с небольшим расстоянием. Уложенную скорлупу нужно придавить салфеткой.

- А теперь давайте проверим как вы поняли последовательность работы?

Коррекция памяти: (указать на последовательность выполнения работы).

1. Выбор игрушки;

2. Нанесение рисунка на бумагу при помощи шаблона;

3. Вырезание игрушки;

4. Нанесение клея;

5. Выкладывание мозаики из яичной скорлупы.

(План записать на доске).

- Вот видите, у нас получился план работы. Прежде чем приступить к работе, вспомним правила безопасной работы с ножницами и клеем, так как именно с ними нам сегодня предстоит работать. (Дети рассказывают). Есть вопросы? Все понятно?
4. Физминутка «Минута радости»
5. Практическая работа

- Теперь вы можете приступить к работе, руководствуясь планом. Выполняем работу.
- Обратите внимание на необычность материала. Яичная скорлупа не похожа на бумагу, ткань, она твердая. С ней надо работать аккуратно. Она хрупкая, ее можно истолочь в порошок. Толченая скорлупа полезна для роста кур, ее добавляют в корма. Даже человек может ее есть, чтобы крепче были кости.

- Пока дети работают, я слежу за последовательностью и качеством действий детей. Напоминаю, при необходимости, что и как делать или показываю повторно, нахожу ошибки, предлагаю исправить, поощряю за качественную работу.
5. Итог урока:

Вот вы и закончили свою работу, теперь мы можем составить коллективный новогодний орнамент, украсить им кабинет или вашу классную комнату. Дети подходят к орнаменту и вешают сделанные игрушки на ветки елки.
Коррекционные упражнения на развитие оценочных суждений, объективного анализа.

- Дети, посмотрите на нашу коллективную работу и скажите, какие игрушки вам нравятся больше всего и почему?
Дети по очереди оценивают работу друг друга, говорят какие игрушки им нравятся больше всего.
Затем дети украшают классную комнату мозаикой.

- Подвожу итог урока, ставлю оценки.

МИНУТА РАДОСТИ
ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЙ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

Длительная неподвижность ребенка, пребывание в классе в течение долгого времени в сидячем положении вызывает застой крови в области конечностей, таза, живота, ухудшается кровообращение, снабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а следовательно, на внимание детей.

Правильный подбор 3-4 физический упражнение и проведение их в виде физкультурной минуты во время урока значительно снижает утомление, имеет оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой.

Эти несложные упражнения можно разнообразить, заменять, изменять темп, они доставляют детям радость, дают возможность отдохнуть.

Примечания: в течение урока можно использовать следующие

физминутки:
«Это я»

Сначала буду маленьким

К носочкам я прижмусь.

Потом я вырасту большим

До неба, дотянусь, (Выполнение соответствующих упражнений).
«Мячик»

Мы мячик поднимаем,

Мы мячик опускаем,

Мы мячик об пол бьем,

Устали отдохнем. (Дети прыгают на носках).

Известно, что важно для школьников на уроках труда развивать мелкую моторику кистей рук. Проводим небольшой массаж для пальцев перед работой на уроках труда и в течение работы. Делаем так: дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев, под счет.

«Раз, два, три, четыре, пять…»

Затем хлопают в ладоши.

«Вышли пальцы погулять».

А вслед за этим идет поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне.

«Этот пальчик самый сильный».

«Самый толстый и большой».

«Этот пальчик для того…»

«Чтоб показывать его».
«Этот пальчик самый длинный...»

«И стоит он в середине...»

«Он избалованный самый».

«Этот пальчик безымянный...»

«А мизинчик хоть и мал …»

«Очень ловок и удал!»

Затем интенсивно растираем пальцы, кисти рук, встряхиваем их.

После этого упражнения пальцы разогреваются, становятся послушными.