|
Как на уроке создана установка быть внимательным
Результатами работы любого учителя являются: знания, умения, навыки; воспитанность; здоровье и психологическое состояние наших учащихся.
О работе учителя судят по конечному результату. Эффективность его работы зависит от того, насколько он знает уровень знаний и умений учащихся, учебные возможности. Задача учителя удачно подбирать материал обязательной части, а также дополнительных заданий, чтобы их выполнение было посильно успевающему ученику. Открытость требований, их посильность, возможность повторно ответить неусвоенный материал позволяет вовлечь учеников в процесс учебного труда, повысить уверенность в собственных силах.
Учет индивидуальных особенностей ученика. Учитель должен читать по лицам учеников и понимать:
– как на уроке создана установка быть внимательным;
– как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (новизна, структурирование, яркость и пр.);
– как учитываются возрастные особенности внимания школьников;
– как организована смена видов деятельности на уроке;
– как организована активность учащихся на уроке;
– как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.
Личностные критерии успешности учителя.
Эмоциональность (интенсивность, устойчивость, глубина чувств, адекватность эмоционального состояния, доброжелательность).
Выразительность речи. За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.
Творческое начало личности. Если работать без творческого подхода, то не будет замечательных уроков, ни оригинальных суждений, ни непредметных интересов. В результате: “На уроке скучно!”
Организаторские способности (организовать целенаправленную деятельность учащихся, увлечь их не развлекательностью приемов, а раскрыть значение учебной работы и знаний, четко определить цель и задачи учебных заданий на каждом этапе урока, вовлечь каждого школьника в работу).
Чувство юмора (В.А. Сухомлинский утверждал: “Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение– то состояние, из которого учитель часто не находит выхода”. Имея чувство юмора, учитель может избежать часть конфликтов, по-другому отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку).
Настойчивость, дисциплинированность (Эти два качества помогают достигать поставленной цели, доводить принятые решения до конца, сознательно подчинять свое поведение общественным правилам. Они также влияют на организацию труда учителя, отношения с администрацией, родителями и учащимися, возможность реализации своих профессиональных качеств).
В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условий для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых. . Радость познания, озаренная успехом в достижении поставленной цели, является источником внутренних сил ребенка, внутренней энергией для преодоления трудностей и развития желания учиться. Этим самым можно сказать, что гуманизация учебно-воспитательного процесса направлена на поиск оптимальных путей к сердцу и уму школьников. Для этого важна сформированность у учителя положительную установку на каждого ученика как уникальную и неповторимую личность. Эта установка помогает учителю реализовать личностно-ориентированный подход, своевременно учесть индивидуальные особенности и возможности учащихся в учебной деятельности, и во внеклассной работе и особенно в общении.
Развитие умения познавать учащихся – необходимое условие гуманизации отношений в системе «учитель—ученик», установления деловых и эмоционально личностных контактов. Практика показывает, что учитель, у которого слабо развито это умение или вовсе отсутствует, бессознательно подменяет изучение возможностей и индивидуальности ученика стереотипными представлениями о нем. Чем больше такой учитель работает в школе, тем более шаблонно он оценивает своих воспитанников, тем меньше контакт и взаимопонимание между ними.
Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А. С. Макаренко понимал «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
– дружеское единение в системе «учитель—ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать отдельных воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
– проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
– защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
– разумная и полезная деятельность всех на уроке;
– умение быть сдержанным в движениях, словах.
Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность» При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова – неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный и требует от учителя трезвой самооценки. . Успех гуманизации учебного процесса во многом зависит от позиции педагога, стиля его общения и руководства учебно-воспитательной деятельностью школьников, от того, насколько ему удается обеспечить контакт со своими воспитанниками. Многие учителя даже не задумываются, есть ли у них контакт с учениками. Они абсолютно уверены — есть. А на самом деле в школьной практике наблюдается иногда совершенно иная картина.
По данным исследований установлено, что менее половины учащихся испытывают в процессе обучения психологический комфорт, более половины испытывают безразличие к школе, десятая часть чувствует дискомфорт. Две трети учащихся отмечают наличие конфликтов в отношениях «учитель—ученик», «ученик—класс». Для того чтобы контакт был не только деловым, но и межличностным необходима в первую очередь демократизация стиля и принципов руководства учебно-познавательной деятельностью школьников на уроке. Этот стиль проявляется в поощрении учителем самостоятельного мнения, оригинальности мышления, предоставлении школьникам инициативы, активности а также познавательной самостоятельности при решении учебно-познавательных задач.
МОУ « ООШ» с. Трубетчино
Доклад: « Эмоциональность и выразительность речи учителя на уроках»
К педсовету на тему:
« Роль учителя в создании оптимальной организации учебного пространства на уроке»
Подготовила Солонина Е.А.
учитель истории и географии
14.01.2011
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима. Из многочисленных существующих диагностических методик оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя. Эмоциональность и выразительность речи являются основными качествами учителя при проведении уроков.
Эмоциональность.
В состав этого качества входит:
— интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
— адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
— доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
— уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.
Эмоциональность учителя является важнейшим фактором воздействия и взаимодействия в учебно-воспитательной работе; от нее зависит успех эмоционального воздействия, она мобилизует учащихся, побуждает их к действиям, активизирует их интеллектуальную активность.
Качественная эмоциональность учителей-женщин (склонность к проявлению эмоций разной модальности) изучалась по методикам, разработанным специально для педагогической деятельности. Это позволило выявить более четкую динамику изменения эмоциональной сферы учителей с увеличением их педагогического стажа.
В первые годы работы в школе склонность к переживанию радости у молодых учителей уменьшается, а к переживанию печали, гнева и страха увеличивается. Затем по мере увеличения стажа и приобретения опыта картина меняется: склонность к переживанию радости возрастает, а к переживанию отрицательных эмоций уменьшается. Возрастает и оптимизм учителей. Очевидно, это связано с тем, что, с одной стороны, у учителей становится меньше ошибок и неудач, а с другой - вырабатывается своеобразный иммунитет против неудач и огорчений, которые возникают в ходе педагогической деятельности. Важно и то, что с увеличением стажа снижается гневливость учителей.
Из четырех изученных модальностей эмоций самые высокие оценки были получены по эмоции радости. Оценки печали были выше, чем страха и гнева, что представляется закономерным: страх и гнев - плохие помощники в педагогической деятельности, так как они приводят к растерянности, скованности учителя, препятствуют проявлению им творческой инициативы, стремлению к инновациям, мешают налаживать контакт с учащимися.
Самая высокая эмоциональность выявлена у учителей начальных классов, что можно связать с особенностью контингента учащихся, с которым они работают, его отзывчивостью и непосредственностью в выражении своих чувств.
Выявлены эмоциональные различия между учителями-предметниками. У учителей физкультуры, трудового обучения и пения общая эмоциональность выражена больше, чем у учителей, преподающих гуманитарные и естественные науки.
Выявление эмоциональных типов показало, что у учителей-женщин радость преобладает над одинаково выраженными гневом и страхом. Таким образом, у учителей со средним и высоким уровнем мастерства отмечается большее разнообразие эмоциональных типов, чем у учителей с низким уровнем мастерства.
Эмоциональность урока — стимул или вред?
Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.
Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.
Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.
Выразительность речи.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.
Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.
Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.
Качество речи учителя
Одной из составляющих культуры речи является и качество голоса учителя.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.
Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.
Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.
Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.
Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.
Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.
Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.
Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.
Понятие выразительности речи
Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. Это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика условие контакта собеседников и т.д.
Выразительность речи-это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд
важных педагогических задач.
К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.
|
|
|