Главная страница

Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2013-2014 учебный год


НазваниеАнализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2013-2014 учебный год
страница1/4
Дата09.03.2016
Размер0.68 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4

Анализ работы методического объединения

учителей русского языка и литературы

за 2013-2014 учебный год
Методическое объединение учителей гуманитарного цикла объединяет учителей русского языка и литературы, мокшанского языка, музыки и состоит из 7 человек.

Характеристика педагогического состава:


Предмет


Всего

учителей

Высшая

квалификационная

категория

I кв.

категория

II кв.

категория

Русский язык и литература

5

1

3

1

Мокшанкоий язык

1




1




Музыка

1




1




Итого

7

1

5

1


ШМО учителей гуманитарного цикла работает над проблемой «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы образования». Преподаватели активно участвуют в инновационной деятельности, организуют свою работу в направлении реализации единой методической проблемы школы «Развитие личности учащихся, их творческих способностей на основе развивающего, личностно-ориентированного обучения» и ставят перед собой cледующие задачи: повышение уровня педагогического мастерства; совершенствование методов, приёмов, средств обучения; внедрение новых педагогических технологий; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта; повышение качества ЗУН учащихся; формирование у учащихся устойчивых познавательных интересов.

Работая над решением этих задач, каждый член ШМО избрал проблемную тему, в соответствии с которой внедрял в практику новые методические подходы, инновационные технологии, собирал и анализировал теоретический материал, проводил открытые уроки, вырабатывал практические пути её решения. Учителя имели свободный выбор содержания и форм обучения, разрабатывали новый созидательный инструментарий, способный всесторонне оценить учебные достижения учащихся и стимулировать их дальнейшее продвижение в личностном, заинтересованном познании изучаемых дисциплин.

Методические проблемы учителей предметов гуманитарного цикла:

  1. Развитие мышления и речи учащихся на основе изучения грамматики в школе. (Андронова Т.А..)

  2. Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. (Болдина М.Н.)

  3. Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка и литературы. (Кулянова И.И.)

  4. Формирование коммуникативной личности на уроках с применением ИКТ. (Пахомова С.И.)

  5. Формирование навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы. (Фуранина Н.И.)

  6. Использование интерактивных компьютерных технологий при обучении мокшанскому языку. (Сокорова С.И.)

  7. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках музыки.

(Муртазина Н.В.)

Пути решения проблемы:

- изменение в содержании образования: апробирование программ углублённого изучения русского языка и литературы по рекомендуемым программам и УМК;

- ведение элективных курсов в предпрофильной подготовке;

- использование интерактивных технологий

- организация работы с одарёнными детьми

-использование информационно-коммуникационных технологий в обучении,

- организация внеклассной деятельности по предмету.

На своих уроках все учителя МО большое внимание уделяют совершенствованию методики обучения, формированию у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний, развитию творческих способностей учащихся.

Все вопросы, затруднения и находки, возникшие при решении каждой проблемы рассматриваются на заседаниях МО.
Программное обеспечение учебного процесса по предметам.

Учебный процесс строится в соответствии с общеобразовательными программами, программами углубленного изучения отдельных предметов (литературы), рекомендованными Министерством образования и науки РФ с допустимой корректировкой. Программный материал выполняется, в том числе и практическая часть. Учителя МО обеспечены УМК по тем программам, по которым ведётся преподавание дисциплин. Обеспеченность учащихся учебниками полная. Непригодных для использования учебников нет.

Все учителя МО имеют рабочие программы. Они ежегодно утверждаются на августовском заседании методического объединения.

Анализ поурочных планов показывает, что они составлены в соответствии с требованиями образовательных стандартов, исходя из предусмотренного Базисным планом РФ количества часов в неделю.

Количество часов в неделю по предметам:


Предмет

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11кл.

Русский язык

6

6

4

3

2

1

1

Литература

2 (3)

2

3

2(3)

3 (4)

3

3

Мокшанский язык

2

2

-

-

-

-

-

Музыка

1

1

1

-

-

-

-


Распределение учебной нагрузки на 2013-2014 учебный год.




п/п

ФИО учителя

Классы

Кол-во часов

5-9 классы

Кол-во часов

10-11 классы

Итого


1.

Андронова Т.А.

7а(6)

9в(5)

6в(8)

19




19

2.

Болдина М.Н.

10а(4)

11а(4)

11б(4)

6б(8)

8

12

20

3.

Кулянова И.И.

6а(8)

9а(5)

5б(8)


21




21

4.

Пахомова С.И.

8а(5)

8б(5)

8в(6)

9б(6)


22




22

5.

Фуранина Н.И.

7б(6)

5в(8)

5а(9)

23




23

6.

Сокорова С.И.

Мордовский

язык

6б,в(4)

5а,б(4)

8




26

7.

Муртазина Н.В.

Музыка

5а,б,в(3)

6а,б,в(3)

7а,б(2)

8





19


В вариативной части учебного плана зафиксировано наличие элективных курсов, факультативных, индивидуальных и групповых занятий с учащимися по русскому языку:

Методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса осуществляется педагогами за счет современных образовательных технологий, позволяющих повысить мотивацию обучающихся, способствующих формированию ключевых компетенций, обеспечивающих результативность обучения. Большое внимание уделяется формированию практических умений и навыков обучающихся. Практикуется работа с тестами, раздаточным материалом разного уровня сложности. Осваиваются современные педагогические технологии.

Технология личностно-ориентированного образования предполагает разработку содержания, средств, методов обучения, задающего не ЗУНы как главную цель, а предполагающего целенаправленные и систематические усилия педагога в направлениях: работа с субъектным опытом ученика; раскрытие способов мышления, сложившихся в опыте познания каждого ребенка.

Дифференцированный подход дает возможность использовать как основной критерий избирательное отношение ученика к предметной области знаний через овладение ее содержанием.

МО – это одно из основных структурных подразделений школы, профессиональное объединение педагогов, осуществляющее и координирующее проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по четырем предметам: русскому языку, литературе, мокшанскому языку и музыке.

На заседаниях МО обсуждаются вопросы повышения качества образования, организации и планирования работы, разработки учебных программ и другие, развивающие такие компетенции учителя, как умение работать с информацией, способность эффективно сотрудничать при выполнении работы в группе, получать навык продуктивного планирования своей работы. Заседания МО способствуют активизации общения учителей между собой, обмену педагогическими находками, расширяют опыт совместной работы.

Работа МО осуществляется на основе Конвенции о правах ребёнка, Конституции РФ, Федерального закона «Об образовании», Государственного образовательного стандарта, приказов Министерства образования и науки РФ и Городского управления образования, Устава школы.

Миссия МО – создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей получение учащимися образования в соответствии с их способностями, возможностями и потребностями.

Методическая проблема МО – совершенствование профессионального мастерства учителя как основа формирования ключевых компетентностей учащихся.

Цель деятельности МО – повышение качества обучения для достижения учащимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу.

МО учителей русского языка и литературы работает по следующим основным направлениям деятельности:

1. учебно-методическая

2. учебно-воспитательная

3. информационно-аналитическая

4. консультативная.

Для решения стоящих перед МО задач используются различные формы работы:

1. заседания МО по вопросам образовательной деятельности

2. совместные заседания с родственными МО (вопросы преемственности, обмен опытом работы и т.д.)

3. открытые уроки и внеклассные мероприятия по предметам

4. наставничество

5.взаимные посещения уроков и внеклассных мероприятий (совершенствование методики преподавания русского языка и литературы)

6. консультации ведущих учителей МО по различным вопросам учебной, методической, научно-исследовательской деятельности

7. мероприятия в рамках предметной недели

8. участие в конференциях и семинарах

9. изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта.

Основными принципами планирования работы МО являются:

1. принцип единства (связь с планом школы)

2. принцип участия (к планированию привлекается каждый учитель)

3. принцип непрерывности (планы можно корректировать и уточнять)

4. принцип гибкости (обеспечение возможности изменять планы в связи с возникновением новых обстоятельств)

5. принцип точности (любой план должен быть детализирован).

В работе по планированию деятельности МО участвует администрация ОУ, которая формулирует исходные положения для планов и передает полномочия, необходимые для эффективного использования образовательных ресурсов.

Результаты деятельности учителей МО русского языка и литературы фиксируются в годовом отчете, предоставляемом руководителем МО Болдиной М.Н. администрации школы.

При планировании, подготовке и проведении уроков и организации вне-классной деятельности МО учителя руководствуются методическими указаниями «Вестника образования», еженедельного приложения к газете «Первое сентября», сборником приказов и инструкций Министерства образования, учебными программами, методическими журналами, новинками специальной литературы.
Работа по обновлению содержания образования.

Главная цель изучения литературы в школе – формирование культуры читательского восприятия и понимания, а также развитие способностей к интерпретации прочитанного.

Достижение данной цели происходит путем решения следующих образовательных задач:

1) освоение и применение базовых литературоведческих понятий при анализе художественных произведений.

2) развитие коммуникативно-эстетических способностей школьников через активизацию их речи, творческого мышления, исследовательской рефлексии.

3) пояснение взаимосвязи художественного произведения с историко-эстетическим контекстом.

В рамках МО проводился анализ учебников и учебных пособий, новых программ, обеспечивающих содержание языкового и литературного образования в школе в условиях вариативности. В самом начале учебного года членами МО были обсуждены варианты планирования учебного материала в соответствии с базисным планом школы.

1. Особое внимание было уделено планированию уроков по программе М.Б.Ладыгина, по которой работали Пахомова С.И. (8Б и 9Б классы) и Фуранина Н.И. (5А класс).

2. Систематически и эффективно использовались печатные тетради «Тесты» в 5-9 классах.

3. Для подготовки учащихся 11-х классов к итоговому тесту использовался материал ЕГЭ 2011-2013 годов.

4. Продолжалась работа по внедрению в уроки литературы компьютерной технологии.

5.Практическое решение педагогической проблемы школы, МО, задач, намеченных на учебный год, осуществлялось проведением различного типа и форм уроков, целенаправленным и более насыщенным использованием тестовых заданий нескольких вариантов, как на уроках русского языка, так и литературы; вовлечением учащихся в предметные олимпиады, факультативные курсы, творческие группы одаренных детей.

6. Факультативные занятия, элективные курсы, индивидуально-групповые занятия проводились в соответствии с учебно-методическим планом МО и школы.

Работа учителей-словесников в 2013-2014 учебном году была нацелена на формирование развивающей и развивающейся образовательной среды, оптимальную реализацию вариативности образования. Как и ранее, целью работы являлась также дифференциация и индивидуализация обучения.
Преподавание литературы велось по программе углубленного изучения под редакцией Б.М. Ладыгина.
Программа под редакцией М.Б. Ладыгина является переработанным вариантом авторской программы по литературе для школ с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля под редакцией А.Г. Кутузова, также рассчитана на её использование в профильных школах или классах, хотя авторы программы делают оговорку, что программа рассчитана таким образом, чтобы учитель имел возможность самостоятельно систематизировать предлагаемый программой литературный материал с учётом количества часов.

Авторы программы исходным материалом литературы считают слово, а значит, изучение этой дисциплины, по их мнению, должно способствовать формированию навыков устной и письменной речи школьников, развитию их потенциальных творческих способностей, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей. Также данная программа ставит целью уроков литературы изучение словесности как вида искусства, включающего в себя народное поэтическое творчество, отечественную и зарубежную литературу, что даёт возможность установить принципы культурного взаимодействия народов, осмыслить общечеловеческие и национальные культурные ценности, понять русскую национальную традицию.

В программе уже по окончании 5-9 классов предусматривается владение умением не только дать характеристику литературному произведению, но и определять конструктивные признаки творческого метода произведения, а также дать сравнительно-историческую характеристику двух произведений или двух писателей определённой литературной эпохи. Но в ней нет традиционного раздела «Развитие связной речи учащихся». Взамен предлагается система коммуникативно-творческих работ: «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», ежегодная «Итоговая читательская конференция».

В программе под редакцией М.Б.Ладыгина литературный материал скомпонован вокруг центральных проблем, распределённых по параллелям для обеспечения последовательности изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний: 5 класс – фольклор и литература; 6 класс – художественный мир литературного произведения; 7 класс – человек в литературе; 8–9 классы – литературный процесс; 10-11 классы – национальное своеобразие и история русской литературы 19-20 веков.

Внутри тем выделяются специальные разделы, призванные систематизировать литературное образование на всех этапах развития: «Уроки волшебства» (освоение законов теории литературы); «Сокровища книжных полок» (внеклассное чтение по мировой литературе); «В мастерской художника слова» (поэтическая мастерская). В программе также два концентра:

1) 5-9 классы – даётся общее литературное образование, предполагается освоение специфики литературы как полноценной составной части духовной культуры человечества. Главная цель этого этапа – на основе творческого чтения раскрыть перед учениками основные законы литературы как вида искусства и её отличия от народного поэтического творчества; познакомить с основными литературоведческими понятиями; отработать и закрепить свободное владение устной и письменной речью; сформировать у учащихся литературный вкус.

2) 10-11 классы – углублённое изучение русской национальной литературы 19-20 веков. Главная цель этого этапа – изучение литературного процесса в России 19-20 веков, освоение русской литературной классики, овладение элементами историко-функционального анализа.

Программа М.Б.Ладыгина включает в себя большое количество произведений зарубежной литературы, изучение которой, по мнению авторов, должно дать не только представление об основных этапах развития мировой литературы и о месте в ней русской национальной литературы, но и служить выявлению литературных связей с русской литературой и раскрытию закономерностей мирового литературного процесса.

Объект изучения – художественные произведения русской и зарубежной литературы, представляющие эстетическую ценность, при этом отмечено, что они обязательно должны изучаться в полном объёме. Эти произведения, по мнению авторов программы, доступны читательскому восприятию учащихся, соответствуют их интересам и возрастным особенностям, образовательным целям, способствуют решению задач преподавания литературы.

Справедливости ради следует отметить, что соотношение произведений русской и зарубежной литературы далеко не в пользу первой. Так в 7 классе тема «Мир и человек в литературе» начинается с изучения творчества Сервантеса, Мольера, Дефо, Ирвинга, Цейдлица, Лондона, Шекли. Далее следует обширный список литературы, рекомендуемой для самостоятельного прочтения. И в нем – двадцать три названия! Для сравнения: в аналогичном списке по русской литературе – всего одиннадцать.

Сходные ситуации и в других классах. Так, в 9 классе западноевропейский романтизм представлен чуть ли не полным собранием сочинений Гофмана, романами Скотта, поэмами Байрона, крупными произведениями Шатобриана, Гюго и многих других авторов. Русский – отдельными стихотворениями Жуковского, Баратынского, Дельвига, Лермонтова, Козлова, Тютчева и Фета. То же – с реализмом: сотни страниц Бальзака, Стендаля, Мериме, Флобера, Диккенса, Теккерея и лишь десятки – из сочинений русских писателей. Тургенев почему-то оказывается автором всего лишь двух повестей – «Ася» и «Вешние воды», Горький – «Песни о Соколе», Шолохов – рассказа «Судьба человека». Зато зарубежная литература дается с университетским размахом. Тут и Голдинг, и Хемингуэй, и Сент-Экзюпери, и Уайльд, и Кафка… Прослеживается неоправданный культ европейской литературы в ущерб знанию литературы отечественной. В результате в представлении учеников глубина художественного мира писателя уступает место лихой закрученности авантюрного или приключенческого сюжета, и великий Пушкин начинает проигрывать не только Дефо, Скотту, но и Стивенсону.

Значительным недостатком учебников данной программы является отсутствие статей, раскрывающих идейно-тематическое, биографическое, литературно-терминологическое содержание изучаемых произведений. Обучающиеся не имеют образца анализа литературного произведения, лексического материала для составления собственных литературоведческих высказываний.

Программа под редакцией М.Б.Ладыгина оснащена учебниками, но в библиотеках, хотя она и допущена Министерством образования, в наличии есть только учебники для 5-9 классов. В федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учебных учреждениях на 2013-2014 учебный год учебники для 10-11-х классов не указаны.

Передовой педагогический опыт учителей гуманитарного цикла обобщается через проведение республиканских и городских семинаров, выступлений на педсоветах, НПК, печатных статей в сборниках методических материалов.
  1   2   3   4