Главная страница

Исследование в современном образовании


Скачать 39.48 Kb.
Название Исследование в современном образовании
Дата 23.02.2016
Размер 39.48 Kb.
Тип Исследование

Проектирование и исследование в современном образовании

В современной литературе по педагогике и педагогической психо­логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект­ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» строго не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяс­нение сути этих понятий представляется принципиально важной за­дачей с точки зрения современной образовательной практики.

Первым шагом на пути поиска сходства и различий между выше­названными понятиями, вероятно, может быть обращение к их об­щепринятому содержанию, фиксирующемуся в обыденных представ­лениях. Начнем с понятий «проект» и «проектирование».

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского рго-jectus. Уже его прямой перевод объясняет многое - «брошенный впе­ред». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых, сово­купность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Теперь обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследова­ние». Исследование в обыденном употреблении понимается преиму­щественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие ис­следования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс по­иска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной де­ятельности человека.

Таким образом, проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой за­дачи.

Работая с детьми над их проектами, мы ориентируем их не просто на поиск некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем. Детям в этом случае постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, нередко находящихся далеко за пре­делами задачи поиска истины.

Разработка проекта - обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связан­ных с задачами бескорыстного поиска истины. Не следует забывать и о том, что теоретически проект можно выполнить, пользуясь гото­выми алгоритмами и схемами действий - то есть исключительно на репродуктивном уровне. Ведь проектирование может быть представ­лено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов.

В отличие от проектирования исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска ис­тины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо прак­тическую проблему, то это не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть не только малополезно, с точки зрения общества и самого исследовате­ля, но даже вредно и опасно. Всем известно, что научные открытия несут не только радость и свет знаний. Реальный исследователь стре­мится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что прине­сет ему сделанное в ходе исследований открытие, и, как следствие, ему нередко бывает вовсе неизвестно, как можно на практике ис­пользовать добытые им сведения.

Несмотря на отмеченную разницу, и исследование, и проектиро­вание имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.

Современная образовательная практика показывает, что у многих из нас постоянно возникает соблазн трансформировать предполагае­мый или уже начатый исследовательский поиск ребенка в решение практической задачи - проектирование. Немаловажен и вопрос о том, почему это происходит и насколько все это безобидно. Не­сложно заметить, что проистекает это из вечного желания многих пе­дагогов все на свете контролировать, и тогда начинается: «...прежде чем исследовать, определи цель, задачи, опиши, что ты должен полу­чить в итоге...» и т.п. В этом случае мы обычно не задаемся вопросом о том, что если известно, чего ты должен достичь, то непонятно, за­чем это искать.

Мы должны понимать, что проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определенных контроли­руемых рамках. В то время как исследование - творчество в чистом виде. А следовательно, и путь воспитания истинных творцов. Проек­тирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно до­пускает бесконечное движение вглубь.

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирова­ние, и исследование, а следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводи­мых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регла­ментированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.