|  | 
          Учебнику О. В. Кубасовой умк «Гармония» Тема: В. Ю. Драгунский «Кот в сапогах»
            
              | 
 Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику
 
 О.В. Кубасовой УМК «Гармония»
 
 Тема: В.Ю. Драгунский «Кот в сапогах»
 
 Цель: Формирование приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности. Развитие интереса к процессу чтения. Развитие умения определять и объяснять свое эмоциональное оценочное отношение к прочитанному.
 
 Планируемые результаты:
 
 Регулятивные учебные действия:
 
 Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.
 
 Познавательные учебные действия:
 
 Раскрыть смысл понятий «карнавал», «бахилы», «настоящая дружба». Формировать умение давать определение понятиям, строить простые рассуждения. Развивать умение осуществлять логические действия анализа, синтеза и обобщения. Формировать у обучающихся умение работать с различными источниками информации.
 
 Универсальные логические действия:
 
 Развивать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательство.
 
 Коммуникативные учебные действия:
 
 Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения. Формировать умение формулировать свою точку зрения.
 
 Личностные учебные действия:
 
 Побудить интерес к произведениям В. Ю. Драгунского. Развивать правильные качества личности. Воспитывать терпимость, уважительное отношение к людям, желание иметь настоящего друга.
 
 Деятельность обучающихся:
 
 Регулятивные учебные действия:
 
 Ставят учебную задачу, оценивают и контролируют действия.
 
 Познавательные учебные действия:
 
 Раскрывают смысл понятий «бахилы», «карнавал», «настоящий друг», сравнивают и анализируют объекты, выстраивают логическую цепь рассуждений.
 
 Коммуникативные учебные действия:
 
 Договариваются, распределяют роли, осуществляют совместный поиск решения.
 
 Основные понятия:
 
 Карнавал, бахилы, настоящий друг.
 
 Оборудование:
 
 
                  
                  
                  
                    | 
 
 
 | Оборудование:
 
 |  
                    | 1
 
 | Компьютер
 
 |  
                    | 2
 
 | проектор
 
 |  
                    | 3
 
 | экран
 
 |  
                    | 4
 
 | презентация Power Point
 
 |  
                    | 5
 
 | карточки для работы в парах, группах
 
 |  
                    | 6
 
 | Словарь С.И. Ожегова.
 
 |  Ход урока
 
 
                  Организационный момент
 
 -Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок литературного чтения. Я очень хочу, чтобы урок получился интересным и познавательным.
 
 -Задача нашего урока – продолжить работу над развитием читательских умений.
 
 -Какие еще умения понадобятся? (наблюдать, анализировать, делать выводы.)
 
 II. Проверка домашнего задания
 
 - С каким произведением вы работали дома?
 
 - Какое это произведение по виду? (Художественное)
 
 - Почему? (Это стихотворение . Передает чувства.)
 
 - Какое чувство будете передавать?
 
 - Какой критерий будем оценивать? (Правильность чтения, выразительность, умение паузы, логическое ударение)
 
 - Слушаем стихотворение наизусть(2 – 3 человека)
 
 Вывод
 
 - Какую задачу ставили? (выразительное чтение)
 
 - Какие умения понадобились? (Правильно ставить ударения . Соблюдать паузы )
 
 III. Методический прием
 
 «Корзина понятий»
 
 - Сегодня мы поговорим о творчестве детского писателя. Слайд 1.
 
 - Вы узнали кто это?
 
 - Глядя на портрет писателя что вы можете сказать об этом человеке? (Добрый)
 
 - Какие ассоциации возникли?
 
 Составление кластера из карточек:
 
 
                  
                  
                  
                    | № карточки
 
 | Надпись на карточке
 
 |  
                    | 1
 
 | В.Ю. Драгунский
 
 |  
                    | 2
 
 | Писатель
 
 |  
                    | 3
 
 | Рассказы
 
 |  
                    | 4
 
 | О детях
 
 |  
                    | 5
 
 | Художественный
 
 |  
                    | 6
 
 | Вызывает чувства
 
 |  Вывод:
 
 - Что же мы узнали об этом человеке?(кластер на доске на карточках)
 
 IV. Методический прием «Чтение с пометами»
 
 - Всё ли вы знаете об этом писателе?
 
 - Какая задача стоит перед нами? (Расширить свои знания о писателе)
 
 При чтении биографии карандашом выставляем пометки на полях
 
 v – уже знал
 
 + - узнал новое
 
 ? – хочу знать
 
 а) самостоятельное чтение автобиографии (у каждого на полях печатные листы с пометками)
 
 Печатный лист
 
 
                  
                  
                    | В.Ю. Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Нью – Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. Родной отец умер от тифа, а в гражданскую войну погиб и отчим, красный командир. Виктору в юности приходилось работать на заводе, и шить конскую сбрую в шорной мастерской, перевозить пассажиров на лодке через Москва – реку. Он обладал прекрасным чувством юмора. Стал писать юмористические рассказы. Но больше всего Драгунскому нравилось выступать перед детьми и наблюдать за их реакцией. Он даже ушел из театра, чтобы работать в цирке рыжим клоуном.
 
 С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблева под общим названием «Денискины рассказы». Эти рассказы принесли автору огромнейшую популярность, именно с ними и стало ассоциироваться его имя. Имя Дениска было выбрано не случайно – так назвали сына. В 2012 году «Денискиным рассказам» исполнилось 53 года.
 
 |  б) Проверка
 
 - Что знали?
 
 - Что узнали нового?
 
 Вывод:
 
 Какая перед нами стояла учебная задача?(Расширить свои знания о писателе В.Ю. Драгунском)
 
 - Справились с решением?
 
 V. Работа над новым материалом.
 
 Методический прием «Предположение»
 
 - Какая перед нами стоит задача сегодня? (Продолжить знакомство с произведениями В.Ю. Драгунского)
 
 Посмотрите на рисунок. Слайд 2.
 
 Определите тему произведения (демонстрация на экране - рисунок маскарада)
 
 Тема: О детях…
 
 - Что знаете об этом?(маскарад, карнавал, каникулы…)
 
 - Как бы вы озаглавили? Слайд 3.
 
 - Какие ассоциации?
 
 Задание до чтения:
 
 - Какая задача стоит перед нами? Слайд 4.
 
 1. Определите жанр произведения (сказка, рассказ)
 
 Вид текста (научно – познавательный, художественный)
 
 2. Ответить на вопросы:
 
 - Что заинтересовало? (что это, сказка или рассказ?)
 
 - Как же ответить на эти вопросы? (прочитать текст)
 
 - Какая учебная задача стоит перед нами? (прочитать произведение)
 
 - Какие умения понадобятся? (внимательно читать, слушать, определить жанр и вид произведения, понимать услышанное)
 
 I. Чтение текста учащимися
 
 - Определите жанр произведения .(это юмористический рассказ)
 
 - Докажите.
 
 - Определите вид текста. (художественный)
 
 - Докажите (Выражает чувства)
 
 - Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (веселые , грустные, торжественные и т.д.)
 
 - Какую учебную задачу ставили?
 
 - Справились с её решением?
 
 Музыкальная физкультминутка.
 
 - Что хотели бы перечитать?
 
 - Какая учебная задача стоит перед нами? (перечитать рассказ с целью проанализировать и сделать выводы)
 
 II. Чтение и анализ произведения
 
 1. Словарная работа.
 
 Прием: «Стол находок»
 
 - Прежде чем перечитать рассказ уточним значение некоторых слов. Какие слова вам не знакомы? (Карнавал, бахилы)
 
 - У меня есть шкатулка, в которой находятся толкования этих слов.
 
 Слайд 5.
 
 - Что по-вашему мнению, означает слово карнавал?
 
 - От какого слова произошло? (Карнавал – народное празднество в костюмах. – Ожегов) Слайд 6.
 
 - Как вы думаете, что означает слово «бахилы»? (Бахилы – высокие резиновые сапоги)
 
 - А в наше время какое еще значение внесли в это слово?
 
 2. Речевая разминка
 
 Приемы: речевая зарядка, работа со скороговоркой.
 
 - Работа со скороговоркой: Слайд 7.
 
 Дениска Мишке подарил две книжки.
 
 3.Чтение по цепочке.
 
 - Теперь, когда мы достаточно потренировались, прочитаем рассказ все вместе, по цепочке друг за другом. С какой целью? ( проанализировать героев)
 
 Анализ произведения
 
 Приемы: выборочное чтение, языковой анализ.
 
 - От чьего лица ведется речь в этом рассказе?
 
 - Кто главные герои произведения?
 
 - Где происходит событие?
 
 - Когда происходит?
 
 - Почему Дениска забыл про карнавал?
 
 - Чем же так сильно занят Дениска?
 
 - Какие слова доказывают, что мальчик очень скучал по маме?
 
 - Какое у него настроение- приподнятое или наоборот, подавленное, невеселое?
 
 - Как оцениваете поступок Мишки, который застал друга без костюма?
 
 - Почему же вожатая Люся выбрала призером именно Дениску?
 
 - Найдите и прочитайте фрагмент рассказа, который относится к рисунку на стр. 27
 
 - О чем говорят эти слова?
 
 - Какой Мишка?
 
 - А что можно сказать о Дениске?
 
 Слайд 8.
 
 - Какие слова не подходят к его характеристике?
 
 Вывод:
 
 - Какая перед нами стояла учебная задача? (Проанализировать героев и сделать вывод)
 
 - Справились с решением задачи?
 
 - Я вам предлагаю проверить свои знания. Цель: выяснить, как вы запомнили текст. Самостоятельно выберите ответ, который считаете правильным, отметьте его галочкой.(У каждого карточка с вопросом и предлагаемые варианты ответа)
 
 Варианты карточек:
 
 
                  
                  
                  
                    | О чем главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ V.
 
 |  
                    | 1
 
 | О жизни Дениски во время каникул
 
 |  
                    | 2
 
 | О том, как можно самому изготовить костюм Кота в сапогах
 
 |  
                    | 3
 
 | Об отношения Дениски с его другом и близкими(мамой, папой)
 
 |  
                    | 4
 
 | О школьном карнавале
 
 |  
 
 
                  
                  
                  
                    | Почему Дениска решил отдать Мишке одну книжку? Отметь свой ответ V.
 
 |  
                    | 1
 
 | Дениска не любит читать
 
 |  
                    | 2
 
 | Дениска понял, что Мишка расстроен и ему тоже хочется награду
 
 |  
                    | 3
 
 | Мишка очень любит «Дядю Степу»
 
 |  
                    | 4
 
 | У Дениски дома уже есть «Дядя Степа»
 
 |  
 
 
                  
                  
                  
                    | Какое чувство испытал Дениска, вернувшись домой с карнавала? Отметь свой ответ V.
 
 |  
                    | 1
 
 | Гордость: получил премию за лучший костюм
 
 |  
                    | 2
 
 | Облегчение: наконец – то снял неудобный костюм
 
 |  
                    | 3
 
 | Радость: наконец –то скоро придет мама
 
 |  
                    | 4
 
 | Огорчение: жалко книжку, отданную Мишке
 
 |  
 
 
                  
                  
                  
                    | Какова главная мысль этого произведения? Отметь свой ответ V.
 
 |  
                    | 1
 
 | Если рядом настоящий друг, легче справиться с жизненными трудностями
 
 |  
                    | 2
 
 | Из подручных средств можно изготовить прекрасный карнавальный костюм
 
 |  
                    | 3
 
 | Все, что у тебя есть, надо с другом делить пополам
 
 |  
                    | 4
 
 | Не спеши выбрасывать старые вещи: они могут пригодиться.
 
 |  
 
 
                  
                  
                  
                    | В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ V.
 
 |  
                    | 1
 
 | Сказка за сказкой
 
 |  
                    | 2
 
 | Рассказы о дружбе
 
 |  
                    | 3
 
 | Стихи о дружбе
 
 |  
                    | 4
 
 | Исторические рассказы
 
 |  Проверим, как вы ответили на вопросы, какие варианты ответа вы выбрали.
 
 Слайд 9.
 
 - Почему? Слайд 10.
 
 - Какова главная мысль этого произведения?
 
 - В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
 
 Слайд 12
 
 - Сейчас вам необходимо будет подобрать пословицу к рассказу В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах», наиболее соответствующую его главной мысли.
 
 Работаем в группе Слайд 11.
 
 
                  
                  
                    | Ум хорошо, а два лучше.
 
 |  
                    | Шутке – минутка, делу час.
 
 |  
                    | Без беды друга не узнаешь.
 
 |  - Итак, главная мысль произведения В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах» можно выразить словами русской пословицы «Без беды друга не узнаешь».
 
 - Какую учебную задачу ставили? (проанализировать и сделать вывод)
 
 - Справились с решением задачи?
 
 - Что вам в этом помогло? (умение наблюдать, анализировать, делать выводы, работать дружно, уметь договариваться)
 
 Самооценка. Работа на уроке (У каждого на парте карточка самооценки)
 
 Домашнее задание Слайд 13.
 
 Стр. 22-30 – выразительное чтение по ролям для игры «Радиотеатр»
 
 Слайд 14.
 
 Хотелось бы вернуться в детство,
 
 Где радость, смех и добрые мечты.
 
 Для этого одно есть средство:
 
 Драгунского перечитайте вы.
 
 Пусть книг его задор, веселье.
 
 Зарядит оптимизмом вас,
 
 Поднимут ваше настроение.
 
 До новых встреч и в добрый час!
 
 Спасибо за урок!. Слайд 15
 
 Желаю успеха в домашней творческой работе!
 
 Карточка на парте учеников :
 
 
                  
                  
                  
                    | 
 
 
 | Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы.
 
 |  
                    | 1
 
 | Сегодня на уроке я узнал (а) (что?)_________________________
 
 |  
                    | 2
 
 | Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?)__________________
 
 |  
                    | 3
 
 | Сегодня на уроке я научился (лась) лучше делать( что?)________
 
 |  
                    | 4
 
 | Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?)__________
 
 |  
                    | 5
 
 | Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше( что сделать?)____
 
 |  
                    | 6
 
 | Осталось непонятным (что?)_______________________________
 
 |  
                    | 7
 
 | Сегодня на уроке я был (а)(Каким учеником? Какой ученицей?)_____________________________________________
 
 |  |  |  |