Главная страница

Использование метода проекта на уроках английского языка


Скачать 107.26 Kb.
Название Использование метода проекта на уроках английского языка
Постоева Инна Васильевна
Дата 12.02.2016
Размер 107.26 Kb.
Тип Документы



Использование метода проекта на уроках английского языка.



Автор: Постоева Инна Васильевна, учитель английского языка

МАОУ СОШ №1 г. Монино Щёлковского района Московской области

Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники; т.к. педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой или классом и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. В педагогике постоянно появляются новые подходы и взгляды к организации процесса обучения и воспитания. Сегодня в связи со стремлением педагогов повышать качество обучения, все настойчивее звучит призыв к переходу на обучения, используя педагогические технологии, т.к. они позволяют реализовывать различные методы на практике. Поэтому в системе своей работы в современной школе я использую проектную методику, или, как ее еще называют, методику проекта. Данная методика связана с проектами действий учителя и учеников.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и основана на цикличной организации учебного процесса, то есть учебный процесс планируется по циклам, которые подразделяются на начальный, средний и завершающий. Это дает мне возможность проектировать результат моей личной учебной деятельности и моих учеников в конце каждого этапа обучения. На моих уроках это может происходить в виде различных форм обобщения всей работы.

Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы -метод проектов получил распространение в первой трети XX века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа), он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала. В основу метода проектов были положены взгляды американского философа и педагога Дж. Дьюи, рассматривавшего детство как самостоятельный и самоценный период человеческого бытия. Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы.

Непосредственным предшественником метода проектов был Дальтон - план, основная особенность которого заключалась в составлении личного учебного плана и индивидуальной организации учебного материала для каждого ученика. Проектная деятельность находится в контексте пошаговой образовательной стратегии.  

Логика организации проектировочной деятельности предусматривает предварительную проработку идей, вариант новых идей, моделирование педагогической деятельности. Это предполагает наличие определенных последовательных этапов, стадий развертывания проекта во времени и пространстве; нормирования прохождения каждого из этапов; пошагового установления обратной связи.

Логика, или заранее продуманная поэтапная последовательность организации проектных действий, осознанно выстраивается и на стороне учащихся. И на стороне педагога, генициирующего выполнение проекта. Представляется, что для прикладных целей этапы проектирования можно «укрупнить», сведя и следующему перечню и сохранив при этом общую логику, отражающую сущность проектной деятельности.

Этапы проектирования:

1)  предпроектный этап (предварительный или стартовый);

2)               этап реализации проект;

3)               рефлексивный этап;

4)               послепроектный этап.

Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.

Принципы проектной деятельности:

1)  принцип прогностичности;

2)               принцип пошаговости;

3)               принцип нормирования;

4)               принцип обратной связи;

5)               принцип продуктивности;

6)               принцип культурной аналогии;

7)               принцип саморазвития.

Объект проектирования - это средства или процесс, в контексте которых находится предмет. Предмет проектирования - это предполагаемый продукт, образ которого первоначально представлен в проекте. Это то, созданию чего посвящена проектная деятельность. В современном прочтении проектирование - это «деятельность, под которой понимается в определенно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть.

Центральным понятием, необходимым для анализа различных сторон педагогического проектирования, является проект. На философском уровне проект рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности (М.С. Каган). На деятельностном - как цель и результат проектирования.

В самом общем плане проект - это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией. (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков). Это также цель и результат проектной деятельности. Материалом для «изготовления» проектов служат знаковые формы: теории, модели, понятия, формулы, алгоритмы, парадигмы.

Идеями проектирования являются:

-          идея опережения, перспективы.

-          идея пошаговости, поэтапного приближения.

-          идея совместности, кооперации.

-          идея «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий.

Проектная деятельность может быть использована в качестве:

-          педагогического средства.

-          средства обучения (воспитания).

-          продукт в контексте другой деятельности.

-          формы (инновационного) развития того или иного педагогического.

 

Итак, проект, который я использую в своей работе -это самостоятельная работа, которая планируется и реализуется школьниками, в которой речевое общение на иностранном языке, вплетено в интеллектуально - эмоциональный контекст другой деятельности, а именно, какой - либо игры, воображаемого путешествия или выставки. По - моему мнению, суть моей проектной методики заключается в том, что я даю возможность ученикам самим конструировать содержание общения, начиная с самого первого урока.

Эти занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а направлены на практические действия учащихся, затрагивают их эмоциональную сферу, создают психологический климат, непринужденное и естественное поведение учащихся и обеспечивает мотивацию обучения. На уроках я предоставляю ученикам - творческие возможности осуществлять их обучение в рамках заданной темы и самостоятельно находить необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. В этом случае я выступаю в роли контролера на уроке, а становлюсь равноправным участником беседы.

Важным для меня является то, что в этой проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащихся, при этом в первую очередь я учитываю интересы ученика, его жизненно-речевой опыт, эрудицию и конечно индивидуальные способности ученика.

Как вы знаете, в основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, я заметила, что этот метод проектов научил моих учеников владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.

Также хочу добавить, что я на своих уроках использую разновидности групповых технологий - например, я часто использую групповой опрос. Обычно я заранее составляю перечень вопросов, задач и практических работ. В классе мы выбираем консультанта, с которым главным образом я работаю в течение урока. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого ученика. Весь этот процесс позволяет выявить знания всех без исключения учащихся. Мне нравится групповой опрос, потому что эта форма организации коллективной   деятельности   способствует   воспитанию   у школьника чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.

Во время групповой работы я выполняю разнообразные функции: контролирую ход работы, отвечаю на вопросы, регулирую различные споры между учениками. Я стараюсь заинтересовать учеников работать на уроке как можно активнее. И, к счастью, все это дает нам хороший результат знаний. А в конце урока, я максимально использую коллективные обсуждения результатов, и взаимные консультации, т.к. самое главное для учеников: это когда их оценивают, когда оценивают их знания. И мне всегда радостно видеть результат проделанной работы.

Обращаясь непосредственно к моей личной методике преподавания английского языка в современной школе, я хотела бы рассказать о различных видах деятельности на уроках.

На своих уроках я использую такой вид деятельности, как диалогическая речь: мы используем диалог этикетного характера - т.е. кто-то начинает разговор, потом кто-то поддерживает и заканчивает разговор. Мы поздравляем друг друга, выражаем пожелания и реагируем на них, выражаем благодарность, вежливо переспрашиваем, отказываемся в чем-то или наоборот соглашаемся.

Затем, используя диалог-расспрос - мы запрашиваем и сообщаем фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?) и переходим с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; то есть мы целенаправленно расспрашиваем друг друга, как бы, «берем интервью».

Когда я использую диалог - побуждение к действию - мы обращаемся с просьбой и выражаем готовность или отказ её выполнить; также даем совет и принимаем или не принимаем его, делаем предложение и выражаем согласие или несогласие принять его и конечно же объясняем причину.

А также хочу сказать о диалоге - обмене мнениями - мне особенно нравится этот вид диалогической речи - мы выражаем точку зрения и соглашаемся или не соглашаемся с ней, высказываем одобрение или неодобрение; выражаем сомнение, эмоциональную оценку обсуждаемых событий (например - радость, огорчение, желание, нежелание) и конечно же выражаем эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов.

На уроках я достаточно уделяю внимание монологической речи - я учу своих учеников кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание (характеристика, повествование), сообщения, эмоциональные и оценочные суждения.

-          Мы передаем содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст

-          делаем сообщение по прочитанному/услышанному тексту

-          а также выражаем и аргументируем свое отношение к прочитанному.

А когда я провожу аудирование на уроке, я стараюсь сформировать у учеников различные умения:

-          например учу их выделять основную информацию в воспринимаемом на слух тексте и прогнозировать его содержание

-          необходимо научить их выбирать главные факты, опуская второстепенные

-          и наконец самое важное; необходимость научиться игнорировать неизвестный языковый материал, несущественный для понимания.

Чтение и письменная речь, также является неотъемлемой частью моих уроков.

Я использую поисковое чтение, обучающее; чтение и понимание текстов, чтение с пониманием основного содержания, чтение с полным пониманием содержания; и наконец  чтение  с  выборочным  пониманием  научной  или интересующей информации, изучающее чтение

-           с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных)

-           ознакомительное чтение - с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы

-           просмотровое чтение - с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста статьи.

И в заключении я хотела бы рассказать о языковых знаниях и навыках:

-           Каждый урок я стараюсь совершенствовать орфографические навыки учеников, в том числе к новому языковому материалу.

-           Совершенствую слухо-произносительные навыки (использую аудиокассеты) для определенного языкового материала.

-           Стараюсь каждый урок расширять объем продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения, а также оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны изучаемого языка.

-           Постоянно расширяю объем значений изученных грамматических явлений. Стараюсь развивать соответствующие грамматические навыки. И главным образом я придаю огромное значение систематизации изученного грамматического материала.

А в заключении всего сказанного, я хотела бы рассказать о том, какой еще вид деятельности я хотела бы применить на своих уроках в будущем.

-          Например мне очень нравятся учебные встречи, которые я могла бы проводить при повторении изучаемого материала как на уроке, так и во внеурочное время.

-          Учебную г встречу мы могли бы организовать между двумя командами параллельных классов или одного класса.

 

Можно было бы в будущем на уроках использовать диспут - это также одна из разновидностей учебной встречи, где не требуется ни выставления отметок, ни принятий решений. Поэтому его цель - научиться логично, доказательно отстаивать свою точку зрения, в откровенном споре показать ученикам истинность той или иной позиции.

 

Список используемой литературы:

1). И.А. Колесникова, М.П. Горчакова - Сибирская. Педагогическое планирование. М.; 2005.

2). Чечиль И. Метод проекта. - 1998. - № 3,4.

3). Заир-Бек. Е.С. Основы педагогического проектирования. - СП. б., 1995.

4). Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка; 2007.

5). Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. - Волгоград: Учитель, 2007.

6). Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2004.

7). Новиков А.М. Методология образования. - М., 2002.

8). Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2002.

9). Сахновская Е.М. Приёмы формирования лингвострановедческой компетенции и развития положительной учебной мотивации: сборник «Модернизация содержания и методов иноязычного обучения как приоритетное направление в условиях непрерывного языкового образования». – Волгоград: Перемена, 2003.

10) Фишман И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетенций учащихся // Методист. – 2007. - № 2, 3.