Главная страница

Инновации в системе образования республики мордовия


Скачать 116.01 Kb.
Название Инновации в системе образования республики мордовия
Дата 25.02.2016
Размер 116.01 Kb.
Тип Документы

ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Коренные социально-экономические преобразования в российском обществе на сегодняшний день создали реальные предпосылки для обновления системы образования, методологии, технологии организации учебно-воспитательного процесса, поиска новых организационных форм, изменения характера отношения к разрабатываемым наукой и внедряемым практикой педагогическим новшествам. Данная направленность современного образования выдвигает требования более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья, компенсаторные возможности их организма. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к детям с ОВЗ, с решением вопросов их социализации и интеграции в обществе.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими–либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Недостаток нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является коррекция и реабилитация психомоторных и сенсорных функций, пространственных и пространственно-временных представлений, речи, являющихся основой формирования высших психических функций и эмоциональной жизни ребенка, способствующих дальнейшей социальной адаптации в обществе. Поэтому дети с ОВЗ ввиду своих психических, физических, умственных способностей нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем пространстве, которое создается в условиях МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района.

Обучающиеся, которые по состоянию здоровья, не могут обучаться в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждения и учреждения коррекционного типа (в связи с отсутствием на территории Рузаевского муниципального района) на базе МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района была разработана Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда».

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Примерные требования к программам ДОД (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844)

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);

- Постановление об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей;


-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;

- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13.

Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» составлена на основании программ: Дмитриева Т.П., Сабельниквоа С.И., Хотылева Т.Ю. «Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в начальной школе», Москва, 2012 г., «Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ», Хабаровский МР, 2013 г., «Индивидуально ориентировочная коррекционно-развивающая программа обучения на дому «Особый ребенок», автор – педагог-психолог МОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа №1» Темниковского муниципального района Бондарчук С.В., «Человек и его здоровье» О. Ю. Пихиенко; программа по дошкольному воспитанию кафедры коррекционной педагогики и специальных методик МГПИ им. М. Е. Евсевьева.

Актуальность программы.

Невозможность обучающихся данной категории получить коррекционную помощь в системе дошкольного образования, общеобразовательных учреждениях, привело к тому, что возникла необходимость создания программы обучения детей с ОВЗ на базе дополнительного образования. При обучение по данной образовательной программе обучающиеся с ОВЗ не только получают заданный набор знаний, умений и навыков, но и в процессе обучения переходят в режим развития и интеллектуального совершенствования. У обучающихся появляется возможность физически и психически крепнуть. Создание программы продиктовано назревшей ситуацией в современном обществе в области подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к дальнейшей социальной адаптации в обществе.

В рамках общего школьного образования детям с ОВЗ предоставлены «скудные» возможности развития творческих способностей, а в учреждении дополнительного образования созданы специальные условия, комфортная «домашняя» обстановка, которая помогает раскрыть у обучающихся природные дарования. Удовлетворение от общения со сверстниками располагает к доверительным отношениям. Положительный эмоциональный фон способствует плодотворному обучению и воспитанию детей с ОВЗ.

Новизна программы.

Программа состоит из четырех блоков: двух обучающих, одного развивающего и досугового. Обучающий блок включает совокупность образовательных областей, которые нашли свое отражение в подпрограммах: «Я открываю мир», «Учимся говорить». Развивающий блок представлен подпрограммой: «Растем здоровыми». Досуговый блок включает в себя перечень мероприятий и занятий, организацию досуга обучающихся путем вовлечения их в массовые мероприятия различного уровня.

Подпрограмма «Я открываю мир» рассчитана на 60 учебных часов, это обусловлено замедленным темпом усвоения нового материала детьми данной категории и предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий. Занятия проводит педагог-дефектолог. Продолжительность одного занятия – 20 - 30 минут в зависимости от возраста детей. Занятия с детьми проводятся по индивидуальному графику, утвержденному директором Центра 2 раза в неделю.

Подпрограмма «Учимся говорить» рассчитана на 144 и 216 часов в год. Она направлена на работу с детьми с расстройством речевой деятельности и представляет собой систему диагностики нарушения речи у детей и нормализации их речи средством специального обучения и воспитания. Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитательного характера. В основу подпрограммы «Учимся говорить» положена идея о том, что «только целенаправленная и систематическая развивающая деятельность может помочь детям с ОВЗ

Подпрограмма «Растем здоровыми» рассчитана на 144 и 216 часов в год и направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Реализация подпрограммы предполагает использование следующих приемов воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ: игровая деятельность (способствующая развитию умения общаться друг с другом), физическое воспитание (развития общей и мелкой моторики, коррегировать физическое развитие и двигательный аппарат), изобразительная деятельность (лепка, аппликация), расширение знаний об окружающем мире, занятия по формированию ЗОЖ, занятия по основам безопасности и жизнедеятельности.

Особенностью комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда» заключается в постоянном заинтересованном и ответственном диалоге с семьей. Родители получают информацию от педагогов, рекомендации, пожелания. Групповые и индивидуальные консультации для родителей значительно повышают эффективность образовательной и воспитательной деятельности.

Цель программы – создание условий для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптация к жизни, интеграция в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Задачи:

- обеспечить индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка с отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в соответствии с рекомендациями специалистов;

- коррекция нарушенных функций, недостатков эмоционального и личностного развития;

- создание ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей чувство удовлетворенности, уверенности в себе и радости обучающегося;

- стимулирования познавательного интереса многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, занимательными упражнениями).

Формирование контингента детей осуществляется в сотрудничестве с Центральной районной больницей. Прием на обучение по образовательной программе осуществляется на основе личного заявления родителей, занятия проводятся в первой половине дня в присутствии родителей. Причиной отказа в приеме может служить отсутствие вакантных мест и противопоказания медицинских работников.

Для детей с ОВЗ созданы все необходимые условия для развития личности. К формам занятий, применяемым в работе с детьми данной категории, относятся интегрированные формы, индивидуальные встречи, групповые специализированные занятии. Также обеспечивается психологическая поддержка членов семьи. Для формирования духовно-нравственного мировоззрения осуществляется тесное сотрудничество с настоятелем Храма Николая Чудотворца о. Григорием (проведение праздников, бесед, оказание спонсорской помощи)
Режим занятий:

Педагог-дефектолог две недели в начале учебного года проводит обследование, заполняя на каждого обучающегося дефектологическую карту и две недели в конце учебного года проводит проверку усвоения детьми программного материала. Продолжительность одного занятия с педагогом-дефектологом составляет – 20 - 30 минут. Продолжительность одного занятия с педагогом дополнительного образования составляет в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами 25-30 минут. Занятия могут проводиться как по индивидуальному плану, так и в группе.

Структура занятий.

Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изотерапии), системности и преемственности.

Индивидуальное занятие конструируется следующим образом:

I. Разминка: психологический настрой на занятие.

II. Пальчиковая гимнастика: работа с орехами, карандашами, пуговицами, зернами, пальчиковые игры.

III. Дыхательная гимнастика: надувание мыльных пузырей, мини-этюды «Насос и шар» и т. д.

IV. Индивидуальная работа.

V. Прощание.

При работе с данной программой требуется творческое применение всего материала, предполагающее его видоизменение в зависимости от контингента детей. Особенно необходимо творческое использование программы в тех случаях, когда коррекционно-образовательный процесс осуществляется с детьми, находившимися ранее в условиях социальной депривации. Отношение к детям должно быть пронизано любовью к ним, эмоционально насыщено и направлено на пробуждение у детей потребности действовать как взрослые. Каждое занятие должно давать ребенку радость, веру в свои силы, поэтому недопустима жестокая регламентация деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому. Для того чтобы ребенок нормально развивался в социальном плане, обучение должно быть максимально гуманизированно.

Формы методы проведения занятий:

Формы:

  • занятия;

  • экскурсии;

  • наблюдения;

  • дидактические игры;

  • чтение специальной литературы;

  • сюжетно-ролевые игры;

  • простейшие физиологические опыты;

  • моделирование;

  • самостоятельное наблюдение;

  • викторины,

  • творческая и практическая деятельность.

Методы:

  • педагогическое наблюдение;

  • оценка образовательно-творческой деятельности воспитанников;

  • беседы, опросы;

  • привлечение родителей к совместной работе с детьми.

Интегрированный подход даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

На каждом возрастном этапе педагогом решаются разные задачи развития и роль его должна гибко меняться. В одних случаях задачи программы будут решены успешнее только с помощью взрослого – прямое обучение. В других педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. Иногда личным примером ведет ребенка за собой, показывая общепринятые образцы поведения, при этом поддерживает детскую инициативу, формируя у ребенка уверенность в собственных силах.

Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» связана с такими образовательными областями как: «Физическая культура», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество»

Занятия проводятся на базе Центра. Подпрограммы «Я открываю мир», «Учимся говорить» предусматривают индивидуальные занятия, для этого имеется отдельный кабинет.

Для занятий по подпрограмме: «Растем здоровыми» имеются специальные тренажеры и спортивное оборудование, обручи, массажеры, эспандеры, люстра Чижевского. Для профилактики различных заболеваний в кабинете работает фитобар, в котором изготавливаются травяные чаи из различных лекарственных трав, проводятся сеансы релаксации, которые снимают стресс. Регулярно проводятся игры и упражнения на свежем воздухе, которые бодрят, развивают силу, прыгучесть, улучшают координацию движений.

Для реализации досугового блока имеется актовый зал, оснащенный мультимедийным оборудованием, компьютером, DVD-плеером.

Комплексная дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Надежда» апробирована на базе МБОУ «ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района и работает на протяжении 4-х лет. Результаты диагностической работы указывают на то, что в процессе обучения ребенка по данной программе наблюдается значительная положительная динамика в развитии и усвоении программного материала.

Учитывая специфику речевого развития, обусловленную интеллектуальным дефектом, чрезвычайно важно создавать специальные условия, способствующие более полному овладению обучающимися с дефектами способами речевого общения, развитию понимания речи, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи. Следует также проводить специальную работу по коррекции недостатков произношения, нарушений голоса.

В ходе реализации Комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда» педагоги создают условия для социализации детей с отклонениями в развитии, адаптации к жизни, интеграции в общество и формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Положительная динамика развития ребенка, прогресс в освоении, комплексной дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда», формирование социальной компетентности – важнейшие показатели эффективной работы педагогов.

Пихиенко О.Ю., методист МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района.

E-mail: [email protected]