Главная страница

Имена собственные и их уменьшительные формы. Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения


Скачать 17.98 Kb.
Название Имена собственные и их уменьшительные формы. Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
Дата 23.03.2016
Размер 17.98 Kb.
Тип Документы

I
Тип Л-Г
период обучения. Занятие № 5

Тема: Имена собственные и их уменьшительные формы. Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.

Цели: Познакомить детей со способами словообразования на примере имен собственных. Учить воспринимать разницу между обычными существительными и их уменьшительно-ласкательными формами. Учить детей самостоятельно образовывать уменьшительно-ласкательные формы от предложенных имен и названий предметов.

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед объясняет детям, что в детстве всех называют ласково. Например, её, Юлию Сергеевну, в детстве называли Юленькой или Юлечкой.

1. На доске висят изображения девушки и маленькой девочки. Логопед предлагает детям подумать, как называли Таню, когда она была малышкой (Танечка, Танюша, Танюшка, Татуся и пр.).

2. Детям дается задание назвать своего соседа ласково по имени. Работа ведется по цепочке, при этом каждый раз отвечающий ребенок с улыбкой передает мячик своему соседу по парте и называет его: Петенька, Настенька и т.п.

3. Логопед предлагает ребятам отправиться в гости к Белоснежке и семи гномам (выставляется изображение сказочных героев). Педагог обращает внимание детей на то, какие гномы маленькие – значит и предметы в их домике тоже…маленькие.

«У Белоснежки кровать, а у гномика - … кроватка». У Белоснежки чашка (яблоко, стул, цветок, жук, ведро, кукла, лист, дом, шар, гриб, мяч), а у гномика? (дети называют большие и маленькие предметы, изображенные на картинках).

Динамическая пауза. Дети указывают на части тела, названные в стихотворении:

Это глазки. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это носик. Это ротик.

Там спинка. Тут животик.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

4. Игра «Подарки для гномиков». Логопед объясняет, что в гостях принято дарить подарки и раздает детям картинки, на которых изображены большие и маленькие предметы. Затем просит раздать «подарки»: Белоснежке большие, а гномам маленькие. Дети выходят, называют свои картинки и закрепляют их на доске рядом с подходящим персонажем. (Я подарю Белоснежке бант, а гному бантик и т.п.)

5.Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.