Главная страница

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан»


Скачать 130.42 Kb.
Название Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан»
Дата 26.02.2016
Размер 130.42 Kb.
Тип Документы

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»

Кафедра общей и коррекционной (специальной) психологии

и педагогики
Проектная работа в рамках образовательной программы:

«Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «математика» в условиях введения ФГОС ООО»

«Программа тьюторского сопровождения ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНого ПРЕДМЕТа «математика» в Рыбно – Слободском муниципальном районе

Авторы проекта: учитель математики

МБОУ « Рыбно-Слободская СОШ № 2»

Королева О.Е.,

учитель математики

МБОУ «Юлсубинская ООШ»

Гилемханова Г.И.

Научный руководитель: Кадырова Ф.З
Куратор:
Проект допущен к защите:

«28» апреля 2015 г.

Казань, 2015

  1. Актуальность проекта

Девиз проекта:

«Нельзя чему-нибудь
научить человека, 
можно только помочь ему 
обнаружить это внутри себя»
Г. Галилей

 Принятие новых стандартов ООО и введение их в учебный процесс образовательных учреждений требовало  перестройку не только профессиональной подготовки будущего учителя, но, в первую очередь, процесса повышения квалификации уже работающего педагога. А так же требуют от методических служб современных, актуальных и востребованных педагогической общественностью подходов к организации работы, способствующей повышению качества и степени адаптивности системы образования региона к современным требованиям образовательной политики.

 Тьютор — это тот, кто

  • сопровождает процесс индивидуализации

  • создаёт условия для непрерывного, открытого процесса повышения квалификации;

  • инициирует процессы мотивации педагогов;

  • индивидуализирует процесс повышения квалификации;

  • осуществляет мониторинг уровня повышения профессиональной компетентности педагогов, их возможностей, образовательных потребностей, динамики профессионального развития;

  • формирует  инновационный ресурс, осуществляет презентацию достижений педагогов

Основным направлением тьюторской практики в системе образования можно считать сопровождение профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации в общеобразовательных организациях Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Инновация подобного масштаба требует полной мобилизации кадрового потенциала: в короткие сроки от учителя требуется пересмотреть цель профессиональной деятельности, принять идеологию нововведений, освоить новые знания и педагогические технологии. Немаловажным является информационно-методическое обеспечение инновационных процессов. В этих условиях тьюторское сопровождение является оптимальной формой методической работы, позволяющей включить в сетевое взаимодействие максимальное количество педагогических кадров.

  1. Цель и задачи проекта

Цель данного проекта :

–разработка программы тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Математика» и в условиях введения ФГОС ООО для Рыбно-Слободского муниципального района

- создать условия для формирования индивидуальной образовательной траектории учителей математики, удовлетворения их личного образовательного интереса.

Задачи:

  • Разработать механизм сопровождения учителей района с целью формирования индивидуальной образовательной траектории

  • Разработать диагностический материал для выявления индивидуального уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.

  • Наметить ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.

  • Определить необходимую методическую ресурсную базу для эффективной реализации ФГОС ООО Рыбно – Слободском муниципальном районе




  1. Целевая группа проекта

Учителя-предметники, руководители ШМО, методисты районных отделов образования

  1. Проектное решение предусматривает решение проблемы тьюторского сопровождения профессионального развития педагогических кадров в условиях реализации введения ФГОС ООО.

Жизненный цикл и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: апрель-ноябрь 2015 года.

Этапы реализации проекта:

  • диагностико-моделирующий;

  • проектировочный;

  • реализационный (презентационный);

  • аналитический(корректирующий).

Программа проектных мероприятий



Комплекс мер

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Этап 1 Диагностико - моделирующий этап

1

Изучение нормативных документов о федеральных государственных стандартах общего образования.

Образовательные учреждения

апрель-август

Руководители ШМО, тьюторы

2

Заседание ШМО «Знакомство с метапредметами (УУД)»

Образовательные учреждения

апрель - май

Руководители ШМО, тьюторы

3

Выявление круга учителей, преподающих математику в 5 классе в 2015-2016 уч.году.

Образовательные учреждения

апрель

Методист РОО, Руководители ШМО, тьюторы

4

Посещение уроков и консультации с учителями начальной школы в работе по ФГОС

Образовательные учреждения

апрель- май

Учителя работающие в 5 классе в 2015-2016 уч. году , руководители ШМО, тьюторы

5

Посещение уроков 5 класса и консультации учителями начальной школы

Образовательные учреждения

Сентябрь

Учителя начальной школы, руководители ШМО,тьюторы

6

Подбор диагностического инструментария.

Образовательные учреждения

В течение срока реализации проекта

Руководители ШМО, тьюторы

Этап 2 Проектировочный

1

Проведение стартовой диагностики уровня готовности педагогов к переходу на новые государственные образовательные стандарты.

Образовательные учреждения

май

Тьюторы

2

Создание методического сообщества учителей основной школы начинающих работу по ФГОС.

Образовательные учреждения

май

Руководители ШМО, тьюторы

3

Обсуждение на заседании КМО методических рекомендаций по составлению рабочих программ по предмету «Математика»

Образовательные учреждения

май

Руководители КМО, тьюторы

4

Проведение практического семинара по обмену опытом учителей математики, работавших по ФГОС 2014-2015 уч. году


Муниципальный район

август

Методист РОО руководитель РМО, тьюторы

Этап 3. Реализационный(презентационный)

1

Диагностика уровня профессиональной компетенции педагогов

Образовательные учреждения

май

Методист РОО, тьюторы

2

Круглый стол по обобщению опыта: «Преподавание математики в условиях реализации ФГОС ОО»

Муниципальный район

май

Методист РОО, тьюторы

3

Обучающий семинар по теме: «Актуальные проблемы преподавания математики в условиях введения ФГОС ООО».

-составление рабочих программ;

- формирование навыков работы с технологической картой и планом урока

- системное оценивание формирование УУД;

-пед.технологии.

Муниципальный район

май

Методист РОО, тьюторы

4

Обмен мнениями через созданное сообщество учителей

Образовательные учреждения

В течение срока реализации проекта

Педагоги ОУ, тьюторы

Этап 4. Корректирующий

1

Создание каждым учителем, работающем по ФГОС папки ФГОС ОО(нормативные документы, самоанализ урока по ФГОС, типология уроков, технологическая карта урока)

Образовательные учреждения

сентябрь

Учителя работающие в 5 классе в 2015-2016 уч. году ,

2

Семинар-тренинг:

«Проектирование урока математики в условиях перехода на ФГОС ООО»





Муниципальный район

октябрь

Методист РОО, тьюторы, учителя прошедшие курсы повышения квалификации по ФГОС

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта

Краткосрочные результаты

- формирование и реализация ИПП (индивидуальных профессиональных педагогических программ) учителями района;

- создание банка необходимых материалов в контексте преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО в Рыбно-Слободском муниципальном районе: нормативные документы, рабочие программы, технологические карты, поурочные планы, диагностический инструментарий;

- наличие технологий воспитания и обучения в процессе обучения по ФГОС второго поколения;

- формирование банка методических материалов по технологии системно-деятельного подхода обучения;

Долгосрочные результаты

- поэтапное введение ФГОС второго поколения по математике в основную школу Рыбно-

Слободского района: через алгоритм создания тьютором  педагогического ресурса педагога.

  • «ХОЧУ» -  создание информационно-образовательной  среды для учителя

  • «МОГУ»-  написание ИОП, ИОМ (индивидуальной образовательной программы, маршрута)

  • «ЗНАЮ»-  курсы, конференции, семинары, круглые столы, вебинары и т.д.

  • «УМЕЮ» - открытые уроки, мастер-классы.

  • «ДЕЛАЮ»- качество образовательного процесса как результат повышения профессиональной компетентности учителя

      • Инклюзивное образование




  1. Оценка эффективности проекта

Предполагаем, что

- планомерное выполнение этапов проекта тьюторского сопровождения преподавания учебного предмета «Математика» в условиях введения ФГОС ООО создаст условия поэтапного безболезненного перехода на ФГОС второго поколения в основной школе

- реализация данного проекта будет способствовать повышению эффективности системы педагогического образования, непрерывного профессионального роста педагогов школы, введению в практику новых государственных образовательных стандартов, организации образовательного пространства в соответствии с требованиями ФГОС.

  1. Риски реализации проекта и пути их преодоления

Риски

Условия возникновения

Пути преодоления

Недостаточная психологическая готовность педагогов

Упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода, принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).

Повышение качества разъяснительной и информационно-пояснительной работы

Эмоционально-физические перегрузки педагогов

Отсутствие санитарно-гигиенических нормативов по учебной и внеучебной нагрузке

Определение краткосрочных и долгосрочных целей, овладение умениями и навыками саморегуляции, профессиональное развитие и самосовершенствование, эмоциональное общение.

Отсутствие практических навыков тьютора по работе по ФГОС

При реализации данного проекта

Семинары, публикации, вебинары



  1. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта:

Критерий

Показатель

1 Высокая мотивация педагогов района к преобразованиям в сфере обучения

1 Диагностика

2 Применение УУД на уроках учителями-предметниками

2 Открытые уроки

3 Применение теоретических знаний по ФГОС на практике

3 Наличие рабочих программ преподавания по ФГОС, технологических карт и др.

4 Развитие умений работать с разными категориями учащихся.

Развитие педагогических компетенций.

4 Мониторинг результатов



  1. Дальнейшее развитие проекта

По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, так как

- миссия проекта состоит в «наращивании» новых компетентностей педагогов для успешной реализации ФГОС ООО, в обеспечении формирования ключевых компетентностей педагогов с позицией тьютора и организации тьюторского сопровождения в школе.

- результаты этого проекта – банк рабочих программ, технологических карт, поурочных планов, диагностического материала по оценке формирования УУД на различных этапах урока , методических материалов по технологии системно-деятельного подхода могут быть использованы в дальнейшем для работы учителей Рыбно Слободского района в преподавании учебного предмета «Математика» в условиях поэтапного введения ФГОС ООО .

Заключение

Таким образом, программа организует тьюторское сопровождение, которое:

способствует формированию у учителя-предметника способности к самостоятельным профессиональным действиям, реализующим требования ФГОС ОО;

помогает тьюторантам в построении индивидуальной профессиональной педагогической реализации траектории требований ФГОС ОО.

Поставленные в начале задачи, мы считаем, выполнены в полном объёме, а именно:

  • Разработан диагностический материал для выявления уровня готовности педагогов района к реализации ФГОС ООО.

  • Намечен ряд мероприятий, необходимых для предотвращения рисков и проблемных зон реализации ФГОС ООО.

  • Определена необходимая методическая ресурсная база для эффективной реализации ФГОС ООО в муниципальном районе

Список использованных документов и источников информации

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  3. Долгова Л.М. Нормативно-правовое оформление тьюторской деятельности в образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009 / Науч.ред. Т.М. Ковалева. М.: АПКиПРО. 2009. С. 12-17.

  4. Дудчик С. В. Особенности организации тьюторского сопровождения в начальной школе // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. – М.: АПКиППРО, 2009.

  5. Зоткин А. Идея тьюторства и проблема субъективности в образовании. // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. – Томск, 2005.

  6. Логинов Д.А. Тьюторское сопровождение образовательного процесса в условиях построения целостной образовательной среды в единстве урочной и внеурочной деятельности // Организация инновационной деятельности образовательного учреждения в сфере духовно-нравственного развития. Секрет успеха. Выпуск 3. Сборник научно-методических материалов. / Под ред. Е.В. Губанова, Ю.Б. Пушнова. Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2011. С. 5-10.

  7. Пилипчевская Н. В. Тьюторская деятельность: теория и практика. – Красноярск, 2009.