Главная страница

Формирование словоизменения глаголов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Общее недоразвитие речи


Скачать 19.04 Kb.
Название Формирование словоизменения глаголов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Общее недоразвитие речи
Дата 12.02.2016
Размер 19.04 Kb.
Тип Документы

Формирование словоизменения глаголов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

У дошкольников с общим недоразвитием речи имеются нарушения грамматического строя речи.

Одним из направлений логопедической работы по развитию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является формирование словоизменения глаголов.

Словоизменению глагола, его согласованию с существительным уделяется особенно большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает в качестве предиката (сказуемого). Для формирования у детей грамматически правильного предложения необходимо прежде всего верно обозначить связь подлежащего и сказуемого, чаще всего выраженных существительным и глаголом.

Формирование системы словоизменения глагола проводится с учетом семантики, фонетических особенностей формообразования, последовательности появления глагольных форм в онтогенезе. Известно, что настоящее время, обозначающее непосредственно происходящие, воспринимаемые в данный момент ребенком события, усваивается, легче и раньше, чем прошедшее, а тем более будущее время.

В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе по формированию словоизменения глагола.

1) Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе:

а) дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием, без чередования звуков в основе

Речевой материал: идет - идут, стоит - стоят, говорит - говорят, молчит - молчат, поет - поют, звенит - звенят, стучит - стучат, гремит - гремят и др.);

б) с безударным окончанием без, чередования звуков в основе (плачет - плачут, чистит - чистят, прыгает - прыгают, бросает - бросают);

в) с чередованием звуков в основе (течет - текут, бежит - бегут, печет - пекут, стережет - стерегут, стрижет - стригут и др.).

2) Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2,3 - го лица:

а) дифференциация в единственном числе;

б) дифференциация во множественном числе;

в) дифференциация 1, 2,3 - го лица единственного и множественного числа.

3) Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе:

а) согласование глагола и существительного в мужском роде;

б) согласование глагола и существительного в женском роде;

в) согласование глаголов и существительных среднего рода;

г) дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.

Литература

    1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) - Спб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.

    2. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.