Главная страница

Пояснительная записка. Объединение "Художественная вышивка"


Скачать 55.92 Kb.
Название Пояснительная записка. Объединение "Художественная вышивка"
Дата 04.03.2016
Размер 55.92 Kb.
Тип Пояснительная записка

Пояснительная записка.

Объединение "Художественная вышивка", руководителем которого я являюсь, функционирует в Школе Прикладного искусства (далее ШПИ) в селе Сицком с момента её существования. Моя программа учитывает и обобщает весь приобретённый опыт работы автора, составлена в соответствии с требованиями современной педагогики, откорректирована с учётом интересов обучающихся, потребностью семьи. Также при составлении программы принимались во внимание особенности контингента села. Программа обеспечивает не только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, развитие творческих способностей обучаемых через декоративно – прикладное творчество с учётом современных условий жизни, дизайна, быта, семьи. Программа составлена с учётом возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка. Важный аспект в обучении – индивидуально – личностный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности подростка. На занятиях объединения «Художественная вышивка» девочки осваивают различные виды ручной вышивки, изучают её особенности, знакомятся с историей народной вышивки и художественными промыслами России, с народными традициями и современными тенденциями данного вида ремесла. Большое внимание уделяется приобщению к национально – региональным особенностям, к знанию родного Нижегородского края.

На занятиях воспитанники приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретной вышивки, качественной обработке изделий.

Художественная деятельность воспитанников объединения способствует развитию их творческих возможностей, интеллекта, формирует эстетический вкус, помогает реализовать себя в общении со сверстниками, педагогом. Именно в такой близкой социальной среде школьник получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

В данной программе особое значение уделяется практической работе. Во время практических занятий идёт изучение и освоение различных технологий вышивки, приёмов работы с инструментами и техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Особенностью моей программы является изучение народных традиций и региональных особенностей, в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни, то есть внесение в традиционное, элементов новизны и современности. Программой предусмотрено варьирование содержания занятий, форм их проведения.

Программа рассчитана на два года обучения, но желающие могут продолжить посещать объединение и совершенствовать свои умения вплоть до выпуска из школы. Таким образом, возраст воспитанников объединения составляет с 10 до 17 лет.

В группу 1 года обучения набираются все желающие с 10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год.

В группу 2 года обучения набираются учащиеся, закончившие 1 год обучения. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Всего 216 часов в год. Для обучающихся, посещающих группу II курса более одного года, предполагается свободный выбор темы по желанию и по силам, учитывая личную потребность. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, они создают свою работу, начиная с истоков – эскиза, в который вкладывают мысли и фантазию, а не пользуются готовыми наработками. По отношению к ним педагог выступает как консультант и советчик, сведя к минимуму вмешательство в творческий процесс.

О своей деятельности ребята регулярно отчитываются на праздниках и выставках сначала в объединении, потом в ШПИ. Лучшие работы участвуют в районных, городских выставках, конкурсах. В этой деятельности выделяются более одарённые дети.


Цель:

Развитие творческих способностей детей, формирование у них высокого уровня потребностей к саморазвитию и самосовершенствованию на основе приобщения к традиционной русской культуре.

Задачи:

  • Обучающие:

- Овладение знаниями в области декоративно – прикладного творчества и основ народных художественных промыслов

- Формирование умений и навыков выполнения ручной и машинной вышивки, освоение различных техник вышивки

- Творческая самореализация детей через выполнение творческих проектов

  • Воспитательные:

- Воспитание гражданских и патриотических чувств обучающихся посредством изучения лучших образцов народной художественной вышивки

- Формирование личностных качеств: аккуратности, исполнительности, усидчивости, требовательности к себе

- Формирование гуманно – созидающей творческой личности воспитанника

  • Развивающие:

- Развитие познавательных интересов воспитанников

- Развитие художественного вкуса, фантазии, бережного отношения к народным традициям

- Развитие мелкой моторики: рук, глаз, творческого мышления
Основная задача 1 года обучения – познакомить девочек – подростков с увлекательным искусством вышивания, дать начальные знания предмета, выявить возможности и способности детей для последующей работы, побудить желание дальнейшего совершенствования в данном виде декоративно – прикладного творчества.

Второй год обучения нацелен на закрепление приобретённых знаний, умений и навыков, овладению более сложными приёмами ручной художественной вышивки, совершенствованию мастерства. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют творческую активность, создают авторские работы, проектируют, комбинируют материалы и техники выполнения, участвуют в конкурсах и выставках. Основная задача педагога – формирование поисково-творческого интереса и создание условий для самореализации обучающихся через выполнение авторских работ. Возможность использования разнообразных техник вышивки, а так же комбинирование вышивки с другими видами художественной обработки ткани даёт импульс творческому поиску, сотрудничеству, сплочению коллектива воспитанников, интеграции между объединениями ШПИ.

В программе уделяется внимание экскурсионной деятельности, цель которой – обогащение впечатлений и знаний об окружающем мире, истории и многообразии художественных ремёсел и промыслов.

Программа основана на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанников.

Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать подростка сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере искусства, в окружающем его мире.

Принцип коллективности предполагает, что образовательный процесс осуществляется в детско – взрослых общностях, даёт юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, художественно – творческой самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно – ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в декоративно – прикладной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями и совместное продуцирование художественных ценностей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для обучающихся идентификации себя с Россией, народами России, Российской культурой, природой родного края.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике «замысел – реализация – рефлексия». В логике этого принципа в программе предусматриваются творческие проекты по художественной вышивке.

Принцип диалога культур предполагает рассмотрение творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох, рассмотрение декоративно – прикладного творчества как диалога культур всех участников коллектива.