Главная страница

Формирование речевой культуры


Название Формирование речевой культуры
страница 4/4
Дата 11.03.2016
Размер 0.5 Mb.
Тип Документы
1   2   3   4

Обучение учащихся средствам оценки – одна из форм обогащения словарного запаса
Одной из возможностей обогащения словарного запаса учащихся является работа над средствами оценки в их речи. На мой взгляд, обучение учащихся средствам оценки представляется плодотворным и необходимым, т.к. они выполняют важную роль в формировании личности, помогают достичь выразительности как в устной, так и в письменной речи. Одним из путей обогащения речи учащихся средствами оценки является анализ художественного текста произведений русской классики.
Фрагмент урока закрепления изученного

по разделу «Лексика» в 5 классе
Текст для анализа:
…Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь…

(А. С. Пушкин)

Вопросы и задания:

  1. Какие чувства испытываете вы, читая эти строки?

  2. Благодаря каким языковым средствам описание яблока у А. С. Пушкина так чудесно?

  3. Какие эмоционально окрашенные единицы лексики (слова) помогают автору передать свое отношение к описываемому предмету?

  4. Есть ли в отрывке из сказки А. С. Пушкина повторяющиеся слова? Какова роль лексического повтора?

  5. Подготовьтесь к выразительному чтению: выберите нужный тон, определите место коротких и длинных пауз, отметьте слова, на которые следует делать логическое ударение.

  6. Какие слова в этом описании вы считаете самыми важными?

  7. Какое из этих слов многозначное? Докажите.

  8. Подготовьтесь к зрительному диктанту по отрывку из сказки А. С. Пушкина.

  9. Создайте текст по аналогии или сочинение-миниатюру на тему «Яблоко».



Знакомство с моделями речевых ситуаций
В десятом классе новая речеведческая информация дается в виде компактных таблиц или схем обобщающего характера, к которым можно обращаться в дальнейшем как к своего рода опорным конспектам.
10 класс

Уроки по стилистике
Модель речевой ситуации

обиходно-разговорной сферы общения


Цель общения

Предмет речи

Отношения коммуникантов

Поделиться мыслями, чувствами, настроениями

События личной жизни; события общественной практики, «пропущенные» через призму личного «Я» коммуниканта

  1. Неофициальные, интимные, заинтересованные

2. Устная или письменная форма общения


Основные речевые жанры:

  1. Личные записи дневникового плана.

  2. Личная переписка: письма, открытки, записки.

  3. Бытовые рассказы.

  4. Поздравительное слово в кругу друзей.


Модель речевой ситуации

публицистической сферы общения


Целеустановка

Предмет речи

Отношения коммуникантов

Воздействовать + информировать

События общественной жизни; категории морали и нравственности

Полуофициальные (один – много); тяготение к непринужденности и непосредственному контакту с аудиторией


Основные речевые жанры:

  1. Ораторские выступления, дискуссионные выступления.

  2. Жанры газетно-журнальной публицистики (заметка, статья, очерк, репортаж, интервью, этюд, эссе, фельетон).


Работа над этикетными формулами
Как расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и постепенно подвести их к осознанию важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения? Одним из основных средств на пути достижения этой цели могут стать речевые ситуации, которые в виде модели можно представить следующим образом:

кто – кого (кому) - с какой целью – при каких обстоятельствах – что говорит (слушает).

Учебные речевые ситуации могут создаваться на основе наблюдений над повседневной речью учащихся и окружающих их людей, а также на основе текстов художественных произведений. Для работы отбираются преимущественно те формулы речевого этикета, которые актуальны для данного возраста или станут таковыми в ближайшем будущем.

Формулы речевого этикета, выраженные отдельными словами и словосочетаниями и особенности их значения и употребления в различных речевых ситуациях целесообразно изучить в 5 классе на материале темы «Словосочетание».
Приветствие:

  • здравствуй (-те);

  • добрый день (утро, вечер);

  • привет;

  • здорово.

Прощание:

  • до свидания;

  • до скорого свидания;

  • счастливого (доброго) пути;

  • прощай (-те).

Благодарность:

  • спасибо;

  • большое спасибо.

Согласие:

  • остаюсь;

  • остаюсь с радостью.

Вежливый отказ:

  • остался бы, да не могу;

  • остался бы с радостью, да не могу.

Обращение:

  • мама, папа, бабушка…

  • милая + имя или слова мама, бабушка и т.п.

  • родная и т.п.



Предлагаем ученикам следующие задания:

  1. Составьте с данными словами словосочетания, предложения.

  2. Ситуативное упражнение. Представьте себе, что прошло 20 лет после окончания школы. Вы встретили своего одноклассника. Какой возможен диалог?

Такая работа ведет к осознанию социокультурной дифференциации этикетных формул, то есть учитывается речевая ситуация и особенности общения по «вертикали» или по «горизонтали».
Формирование навыков пунктуационного оформления

через создание коммуникативных ситуаций
В целях экономии времени на уроке, а также для того, чтобы учащиеся почувствовали практическую необходимость использования знаков препинания в повседневной речи, создание коммуникативной ситуации ведет к необходимости использовать ту или иную синтаксическую модель, которая требует конкретного пунктуационного оформления. Предлагается использовать метод формирования навыков пунктуационного оформления сложного предложения через создание коммуникативных ситуаций при изучении несинтаксического материала.

При изучении темы «Буквы О, Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» (6 класс) учащимся был задан вопрос: «Когда после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных пишется О, а когда Ё?» Ответ предлагалось дать двумя сложными предложениями по схемам:


Если…

1
то пишется буква О
.

,

.


Буква Ё пишется

2
если…
.

,

. . . . .

На первых порах и в тех случаях, если класс слабый, даются подробные схемы предложений, со знаками препинания, с опорными словами. Затем, по мере освоения школьниками методики работы, закрепления их пунктуационных знаний, схемы упрощаются: уже нет знаков препинания и опорных слов.
Приемы, мотивирующие речевую деятельность учащихся
Уроки развития речи – занятия, на которых должна проявиться индивидуальность каждого ученика, его творческие способности, так как творчество, по утверждению психолога Л. С. Выготского, - норма детского развития.

Использование на уроках развития речи музыки, живописи, образцов художественного слова дает возможность для моделирования такой ситуации, которая раскрепощает ученика, будит в нем творческое начало, мотивирует его речевую деятельность.
Интегрированный урок русского языка, литературы, музыки, живописи

7 класс

Развитие речи

Написание сочинения-миниатюры, т.е. творческое задание по развитию языковой способности, поможет ученикам овладеть эмоциональной стороной родной речи, увидеть нравственную силу родного слова, попытаться передать разнообразие звуков, мелодий, красок природы, одухотворить ее, почувствовать себя творческой личностью, что особенно актуально в современных условиях потери нравственных ориентиров, рационализации и стандартизации общества.

Предлагаемые задания:

  • Выразительно прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева.


Утро в горах
Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росистой вьется

Долина светлой полосой.
Лишь высших гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.


  • Прослушайте «Утро» Э. Грига из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

  • Внимательно всмотритесь в репродукцию с картины Каспара Давида Фридриха «Горный пейзаж».

  • Что объединяет эти произведения? Аргументируйте свой ответ.

  • Представьте, что вы, проснувшись утром, увидели…

Попробуйте передать своими словами увиденную и услышанную картину просыпающейся природы.

  • Напишите сочинение-миниатюру «Утро».

«Использование наглядности в сочетании со словом учителя, побуждающим учащихся к определенным действиям, - пишет Л. В. Занков, - является наиболее эффективным приемом развития речи, так как при таком сочетании умственная деятельность учащихся характеризуется соединением мышления в понятиях и непосредственного восприятия».

1 Программа курса «Основы культуры речи и стилистики». – М., 1988.

2 Ожегов С. И. Очередные вопросы культуры речи. Вопросы культуры речи. – Вып. 1. – М., 1955. – с. 6.

3 Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. – М., 1944.

4 Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987.

5 Соколова В. В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.

6 Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1980.

7 Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М., 1982.
1   2   3   4