|
Маленькие секреты большого опыта (мини-эссе)
Маленькие секреты большого опыта (мини-эссе)
Да, опыт, действительно, большой. У каждого, кто пришел в школу, чтобы работать по-настоящему, даже после года пребывания в статусе учителя литературы, появляется опыт. Это опыт общения, опыт преподавания, опыт подачи материала, опыт любви к своим ученикам. Я искренне считаю, что мой опыт гораздо больше, чем у других предметников. Почему? Да потому, что литература учит жизни. Достоверно известно, что люди, которые любят читать, совершают меньше ошибок в своей жизни. И это неудивительно! Ведь читая, человек примеряет на себя ту или иную ситуацию и делает выводы, стоит ли ему поступать так, как, например, Анна Каренина или Евгений Онегин.
За время своей работы я поняла, что мне очень нравится то, чем я занимаюсь. Конечно, за время моей работы в школе у меня уже накопилось много секретов. Это и как научить любить стихи, и как сделать так, чтобы все с удовольствием прочитали «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя, запомнили героев «Войны и мира», и даже как сдать ЕГЭ по литературе. Но, пожалуй, главных секретов у меня два: первый – любить детей, а второй – ценить русских классиков и радоваться, что каждый день общаешься с умнейшими людьми страны: Пушкиным, Тютчевым, Некрасовым, Тургеневым, Толстым и другими, чьи имена просто обязан знать уважающий себя человек. Среди этих имен есть и наши современники: Астафьев, Распутин, Дементьев и некоторые другие. Мне, действительно, очень приятно, что за советом, причем абсолютно любым, я могу обратиться именно к ним, великим русским писателям и поэтам. У них я легко найду ответ на самый сложный вопрос. И своих детей я учу именно этому: читать не только ради отличной отметки на уроке, но и обращаться к хорошей книге в разные моменты жизни – за помощью, поддержкой, ответом на вопрос о смысле жизни, к примеру.
Воспитательный потенциал литературы и чтения очень велик – с этим не поспоришь. Художественная литература призвана сыграть особую роль в формировании сознания не только любого человека, но и в гуманизации современного общества в целом. Она несет в себе художественную, эстетическую память народа, нравственные установки. Вот почему так важно серьезно относиться к каждому уроку литературы, будь он в 5 или 11 классах. Чтение книг формирует читателя, его духовный мир, прививает вкус к хорошей литературе.
А вот для того, чтобы привить ребенку вкус к чтению, необходимо выбирать интересные произведения. Вот я и выбираю, ведь школьная программа предлагает не слишком большой выбор по-настоящему захватывающих книг. А между тем, чтение ребенком хорошей художественной литературы способно воздействовать на подрастающего человека всесторонне, расширять его жизненные горизонты, давать ему радость от полноты его собственной внутренней жизни, эмоционально обогащать, будить человечность.
Всем известно, что нравственные начала в книге не даются без усилий, не преподносятся в готовом виде. Они проникают в душу читателя и закрепляются в его эмоциональной памяти. Настоящий писатель, подлинный художник, не действует назиданиями и сентенциями. Он делает читателя своим соавтором, вовлекая его в жизненные ситуации и во взаимоотношения людей, предоставляет возможность самому разобраться, что такое хорошо и что такое плохо. Читатель невольно задумывается над тем, что его радует и что огорчает, что заставляет восхищаться, и что негодовать, что следует беречь и что подлежит отрицанию, что волнует, что вызывает симпатии и антипатии. Именно так, в работе чувств, и происходит воспитание личностных качеств человека, развиваются его разум и чувства, идет обогащение духовным опытом человечества, сконцентрированного в хорошей книге. Под влиянием возвышающего воздействия литературы человек в дальнейшем способен приходить к определенным выводам самостоятельно. Стараюсь подкидывать своим ученикам именно такие книги, которые заставляют думать, сопереживать, благо таких произведений огромное количество. Это книги и русских авторов, и зарубежных писателей.
Каждая полноценная в художественном отношении книга — это кусок жизни, она зовет ребенка из ограниченной рамками собственной жизни к новому, еще не испытанному опыту. Она открывает возможность пережить непережитое, занять собственную позицию, сделать выбор, принять решение.
Литература способна внешние по отношению к читателю социальные нормы поведения превращать во внутренние регуляторы поведения, закрепляться в сердце, потому что добытый через сопереживание и собственную мысль вывод может стать убеждением, войти в плоть и кровь и незаметно руководить человеком по жизни.
Под влиянием книги у школьников на первый план выступает осознание себя и своего отношения к миру через сопоставление с героем книги. Моих учеников интересует, чем они сами похожи или не похожи на героя, как бы они сами действовали, оказавшись на месте персонажа. Характерная особенность подростков — способность осознавать себя в процессе мысленного общения с героем. Впечатления, полученные от глубоко затронувшего душу произведения, могут регулировать поведение ребенка, страховать его от дурных влияний.
Итак, научить получать от чтения хороших книг пользу и удовольствие – вот задача учителя литературы. Для этого я отбираю произведения детской художественной классики с учетом интереса, возрастных потребностей детей и их жизненного опыта. В таких произведениях необходимо выделить те ситуации, которые бывают в реальной жизни. Путем проблемных вопросов вовлекать учеников в обсуждение жизненных ситуаций, изображенных в книге, все время при этом акцентируя их внимание на личностном отношении к проблемам, изложенным писателем. Затем стоит предложить ученикам изложить свое отношение к ситуации и привести аналогичные примеры из реальной жизни. Опять же с помощью проблемных вопросов побудить школьников высказать свои соображения, почему произошла та или иная ситуация, почему повел себя именно так каждый из героев, как это сказалось на их жизни в дальнейшем.
Кроме того, в моей работе мне очень помогает второй секрет, позволяющий получить хороший результат. Этот секрет - любовь к ученикам. Именно эта любовь не дает мне проводить уроки скучно, формально, неинтересно. Любая встреча с моими учениками – это праздник, это радость открытия, узнавания, общения с интересными молодыми людьми, которые в чем-то умнее меня. Например, они лучше разбираются в технике, чем я. Зато я даю им возможность прикоснуться к вечным ценностям, к каким я отношу классическую литературу — олицетворение духовности — в наивысшей степени обладающую воспитательным потенциалом.
Вот и все мои секреты (уж не знаю, маленькие они или большие), но весь мой опыт говорит о том, что без знания литературы невозможно стать гармонично развитой личностью, способной не только к сопереживанию, но и к анализу. Без погружения в мир, нарисованный писателем, нельзя научиться мечтать, верить в чудеса, быть оптимистом. Книга учит думать, дает возможность примерить на себя несколько жизней и решить, какая тебе больше по вкусу. Замечательная у меня профессия: всегда рядом молодое поколение и лучшие книги. А я проводник между вечными ценностями и душами наших детей. И это здорово!
|
|
|