Главная страница

Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности


Скачать 192.98 Kb.
Название Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности
Дата 23.02.2016
Размер 192.98 Kb.
Тип Документы

Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности

«Разум человеческий владеет тремя ключами,

открывающими все: цифрой, буквой, звуком.

Знать, думать, мечтать».

В. Гюго

Главные задачи современной школы, как сказано в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Следовательно, востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях и в соответствии со статьей 3 нового федерального закона об образовании в РФ основным принципом политики в сфере образования становится создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей.

В современной педагогике акцентируется внимание на формирование метапредметных умений и навыков, на развитие у школьников цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними, что делает знания практически более значимыми и применимыми. Это помогает учащимся приобретенные знания и умения при изучении одних предметов, использовать при изучении других, и дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни.

Становится ясно, что основная задача учителя на современном этапе – грамотно перейти с понятий «образованность», «обученность», «умения», «знания» на понятия «компетенция», «компетентность». Компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей, отношений, способностей), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.  При этом предлагается выделить химическую компетенцию как ключевую. Она включает в себя химически грамотное обращение с веществами, материалами и процессами,  безопасное как для собственной жизни, так и для нормального, естественного функционирования окружающей среды. Требования нового качества образования позволяет наиболее эффективно использовать предметную область химии для формирования определенных компетентностей в обучении химии (модель компетентностей), в том числе и метапредметных или учебных (для организации собственно учебной деятельности по решению проблем, задач, выполнении проектов - целеполагание, планирование, выбор средств и способов выполнения, исполнительские, рефлексия и оценка.) В процессе обучения химии необходимо формировать следующие метапредметные компетенции:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и передавать информацию в словесных, образных, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность слышать собеседника, понимать его взгляды, признавать право другого человека на другие мысли;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами и методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, преподавать и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса возможно на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий, в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели. В настоящее время роль учителя в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности ученика.

Педагогическая целесообразность использования компьютера в учебном процессе определяется педагогическими целями, достижение которых возможно только с помощью компьютера, т.е. благодаря его возможностям. Поэтому меняются не только методы и приёмы подачи материала, но и сама подготовка к уроку. Информационно-коммуникационные технологии являются проникающими и поэтому находят достойное место в образовательном процессе при использовании любой другой технологии. ИКТ позволяют осуществить доступ к обширной информации, ярко и наглядно представить результаты работы, увеличивают динамику урока. Кроме того, владение этими технологиями сегодня становится необходимым и для учителя, и для ученика, так как на современном этапе есть смысл говорить о новом коммуникационном пространстве, созданном на уровне технических устройств и систем, о новом информационном обществе. Применение компьютерных технологий на уроках химии усиливает восприятие нового материала, облегчает его усвоение и запоминание, воздействует сразу на несколько информационных каналов обучающегося, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении.

Преподавание химии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. Особенно богат в этом смысле курс органической химии в 10 классе (профилактика алкоголизма, курения, токсикомании, наркомании, правильное и сбалансированное питание, грамотное обращение с лекарствами, БАВ и полимерами). Учу применять полученные знания и умения по химии для безопасного использования веществ и материалов в лаборатории, быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. Большое внимание уделяю строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок.

Через работу по пропаганде ЗОЖ реализую проектные методы обучения метапредметного характера. Через систему лабораторных опытов и практических работ формирую исследовательские навыки, осуществляя деятельностный подход в обучении. Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение. Проблемное обучение применяю, создавая на уроках ситуации, которые мотивируют обучающихся на поиск новых знаний. Подобран богатый дидактический материал в виде разноуровневых контрольных заданий. Технология дистанционного обучения реализуется в ходе участия в дистанционных олимпиадах и курсах, телекоммуникационных проектах. Обучающиеся используют ресурсы Интернет для подготовки к олимпиадам, ЕГЭ, в ходе проектной деятельности. При этом большое внимание уделяю развитию критического мышления, т.е. обучению подвергать полученную информацию анализу, направленному на понимание скрытого смысла того или иного сообщения. Т.о. наряду с классно-урочной системой параллельно выстраиваю иные организационные формы обучения по химии.
Обоснованность выбора образовательных технологий на примере двух (в т.ч. информационной) и результативность их использования


Наименование
технологии


Показатели


Информационно-коммуникационные технологии


Учебно-исследовательские технологии

Обоснование выбора технологии для данного класса (группы).

Информационно – коммуникационные технологии обучения (ИКТ) – это процессы подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер. Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой школьного образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Реализация этой задачи невозможна без включения информационной компоненты в систему химического образования. Владение информационными технологиями, умение заботиться о своём здоровье, вступать в коммуникации, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Использование компьютерных технологий в моей работе позволяет достигать целей образования, делая процесс обучения личностно значимым для обучающихся.

Задача достижения новых результатов образования в школе требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектно-исследовательских работ.

Готовность педагога к работе с данной образовательной технологией (КПК, самоподготовка, учебно-методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение процесса обучения с использованием данной технологии)

Для проведения уроков с применением ИКТ использую: компьютеризированное рабочее место учителя с выходом в Интернет, подключённое к локальной сети, личную мультимедиатеку; компьютерный класс; интерактивную доску с проектором, систему голосования Verdict, Votum, Aciv. В настоящее время в своей работе использую разные виды электронных образовательных ресурсов:

- Единая Коллекция Цифровых образовательных ресурсов. Федеральная Коллекция Цифровых образовательных ресурсов. В коллекциях размещены наборы цифровых ресурсов (ЦОР) к отдельным главам учебников, тематические коллекции, методические материалы. Коллекции ежедневно пополняются новыми цифровыми образовательными ресурсами

-Тематические сайты по химии. Сайт позволяет систематизировать накопленный материал и дополнять его новыми данными.

-Компьютерные презентации - незаменимое средство усиления наглядности изложения учебного материала, позволяет сделать урок живым и увлекательным, собирать и представлять информацию из различных источников, моделировать процессы.

- Коллекция электронных учебных пособий по химии.

  • Изучение дополнительной литературы по освоению новых ЦОР, использованию ИКТ на уроках химии.

  • Создание методической разработки: «Формирование познавательной компетенции через использование ИКТ-технологий на уроках химии» (материалы прилагаются).

  • Прохождение курсов: компьютеризация процесса обучения химии. 36ч (ИОЦ, 2003), Intel. Обучение для будущего (ГОУ ЯО ИРО, 2004) и др.

  • Использование ресурсного банка Медиатрансляции Ярославского центра телекоммуникаций.

Для организации исследовательской деятельности обучающихся использую возможности кабинета химии гимназии, помощь родителей и социальных партнёров. Занимаюсь самообразованием по данному вопросу:

  • КПК «Развитие метапредметных умений школьников в ИКТ – насыщенной среде. Модуль «Исследовательская деятельность»

  • КПК «Развитие субъективности и индивидуальности ребёнка в условиях школьного образования. Модуль «Исследовательская деятельность»

  • Изучение дополнительной литературы по организации исследовательской и проектной деятельности на уроках химии

  • Систематическое участие в работе Московского педагогического марафон учебных предметов. День учителя химии (учредители — Департамент образования г. Москвы, Издательский дом «Первое сентября», Московский институт открытого образования) (6ч)



Здоровьесбе-регающий эффект использования технологии

Результат любого труда, особенно умственного, зависит от настроения, психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее. Поэтому важно создать на уроке благоприятный психологический фон, ситуацию успеха, использовать различные формы и методы работы. Реализации этой задачи также может способствовать включение информационной компоненты в систему химического образования и активное участие обучающихся во внеурочной деятельности. Проведение учебных занятий с использованием ИКТ проходит с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Тематика проектов и презентаций затрагивает аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников, профилактику асоциальных явлений. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

«Открытость» педагога к трансляции опыта работы по данной технологии.

02.10.2008 г., как активный участник Интернет мастер-класса «Цифровые образовательные ресурсы в практической работе педагога», была приглашена на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Информатизация образования. Школа XXI века», организатором которой являлось Федеральное государственное учреждение Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ФГУ ГНИИИТТ «Информатика»)

Участие в областном конкурсе среди образовательных учреждений на лучшую организацию работы по профилактике ВИЧ/СПИДа и аддитивного поведения среди несовершеннолетних с социальным проектом «Мы за здоровый образ жизни» - диплом лауреата (1 место) - представлен в виде сайта.

Выступления: на городском семинаре учителей химии и биологии «Использование современных технических средств обучения в интерактивном пространстве» («Использование интерактивных средств обучения на уроках химии»), «Интерактивное взаимодействие Ученика и Учителя»

Защита сетевого проекта «Способы развития метапредметных умений» в рамках КПК. (2011г.). Имею личный сайт в готовой оболочке с публикациями в Социальной сети работников образования «Наша сеть»(http://nsportal.ru/), Личный кабинет на сайте Издательского дома «Первое сентября» (http://1 september.ru). Вхожу в «Сетевое сообщество учителей химии Ярославской области» (http://www.openclass.ru/)

Разработка урока химии в 9 классе с использованием компьютерных технологий по теме «Коррозия металлов» была представлена на III Всероссийский конкурс педагогического мастерства "Мой лучший урок" (2 место). Включает в себя учебное исследование «Факторы, влияющие на скорость коррозии».

Как активный слушатель на занятиях КПК делюсь накопленным опытом с коллегами по изучаемым вопросам.

Выступление на педсовете гимназии №8 («Особенности работы с одарёнными детьми на уроках химии»).

Имею web-страницу с методическими материалами по проекту «Пища XXI века», включая исследовательские работы обучающихся, в образовательной вики-среде (http://wiki.iteach.ru),

Результативность использования образовательных технологий (за последние 5 лет)

На конференциях разного уровня обучающиеся представляют результаты научно – исследовательской деятельности, используя в качестве представления мультимедийные продукты. С 2004 г. под моим руководством команды обучающихся 8-11 классов участвуют в телекоммуникационном образовательном проекте «Путешествие в мир химии» ГУ ЯО ЦТИСО г. Ярославля, занимая призовые места. Участники команд «@Менделеевцы» и «Ученики Бутлерова» МОУ гимназии №8 им. Л.М. Марасиновой г. Рыбинска внесены в региональную информационную базу системы электронного мониторинга успехов одарённых детей и их наставников.

2010-2011- Команда «@Менделеевцы» 9кл:I тур – дипломант, II тур -3место

Команда «Галогены» 10 класс – участник

2011-2012 - Команда «Ученики Бутлерова»10кл.-2место

Команда «@Менделеевцы»10кл.- I тур – дипломант; IIтур-3 место

Команда «Восьмой элемент» 11 кл. – участник

2012-2013- Команда «Кобальт» 9 кл.- I, II тур -дипломант

Команда «@ Менделеевцы» 11 кл.- I тур –дипломант

2013-2014 – Команда «Триозы»8 кл.- II тур -1 место (в т.ч. 1 место по России)

Команда «Кобальт» 11 кл.- I – участник, II тур -дипломант

2014-2015 - Команда «Кобальт» 11 кл.- I – 2 место, II тур -1 место

Команда «Триозы»9 кл.- I, II тур -дипломант

Использование современных технологий на уроках химии способствует лучшему усвоению материала, о чём свидетельствует итоговая аттестация обучающихся. Имею сертификат по ИКТ – компетентности от интернет-холдинга «Электронные образовательные ресурсы «Первое сентября»


Развитие личности обучающегося средствами предмета


Направление развития

Формы, методы, приемы

Результат

Примечание

Ценностно-ориентационное

Знакомство с биографиями учёных-химиков оставивших след в нравственной истории страны и мира

Наблюдение .Анкетирование

Чувство гордости за российскую, химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремлённость

Следование примеру — ведущий метод воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим.

Трудовое

Разноуровневое обучение

Экскурсии на производства

Встречи с представителями ВУЗов и СУЗов

Готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории

Пропедевтический курс 7 класса помогает выявить одаренных и творческих обучащихся для мотивированного выбора расширенного изучения химии с 8 класса, с дальнейшим профессиональным самоопределением

Познавательное

Метод проектов

Учебное исследование

Интеллектуальные конкурсы

Умение управлять своей познавательной деятельностью

Результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, психологического климата. Ситуация успеха может стать мощным мотивационным толчком в обучении. Успешность - в повышении самооценки. Портфолио – новый подход к оцениванию количественных и качественных показателей, результатов работы. Обучающийся может производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.


Применение современных технологий позволяет создать интенсивную атмосферу творчества, выявить детей с признаками одаренности, сделать процесс обучения наглядным и интересным, повысить мотивацию учащихся к обучению.
Формирование метапредметных компетенций обучающихся средствами предмета (на примере познавательной компетенции)


Формы, методы, приемы

Результат

Примечание

Работа с информационными источниками

Умения:

- делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.)

-добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание)

- перерабатывать информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) для получения необходимого результата – в т.ч. и для создания нового продукта

-преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема, график, иллюстрация и др.) и выбирать наиболее удобную для себя форму. Работая с информацией, уметь передавать её содержание в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.

Примеры заданий:

-найти ответы на поставленные вопросы

- составить по тексту вопросы, таблицу, схему

- подготовить сообщение, доклад, презентацию

- используя схему, опишите круговорот азота (кислорода, т.п.)

- представление решения задачи в виде графика (для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо графическое представление данных. Это возможно сделать, используя электронные таблицы Excel. При построении диаграммы в Excel обращаю внимание на тип и вид используемой диаграммы (различия между точечной диаграммой и графиком)

- решение ситуационных задач на обобщение изученного материала

Учебное исследование

Приобретение знаний в определенной области, формирование исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), развитие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Моделирование

Использование символов и условных обозначений; составление обобщённых записей (на примере химических формул, уравнений химических реакций, схем образования химической связи. т.д.). Составление предметных моделей молекул.

Написание химических формул по названиям веществ и составление уравнений реакций – основные элементы знаково-символического моделирования. Шаростержневые модели молекул использую для объяснения явлений гомологии и изомерии в органической химии. В некоторых случаях модельный метод может включать в себя лабораторную работу, как средство, служащее доказательством или опровержением теоретического предположения.

Эксперимент

Оформление отчёта, включающего описание эксперимента, его результатов, выводов, в т.ч. с применением средств ИКТ

Один из главных методов химии. Обеспечивает мотивацию (все любят «похимичить»), деятельностный подход в обучении. Выполнение лабораторных опытов, практических работ, домашних опытов.



Компетентностный подход предполагает изменение системы оценивания. Педагогическая оценочная практика должна обогащаться через применение рейтинговых оценок, экспертных карт, накопительной системы, портфеля достижений и т. д. Процедуры оценивания включают самооценку учащихся, оценку учителя, взаимоконтроль и совместное обсуждение полученного результата. Например,


Название технологии

Раздел (тема)

Формы, методы, приемы

Результат

Формирующее оценивание

Тема 2. Неметаллы (9 класс)

Карта отслеживания эффективности урока

позволяет систематически определять сильные и слабые стороны учебного процесса и своевременно осуществлять коррекцию

Самооценка

Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (8 класс)

Листы обратной связи или

листы рефлексии (инструкциии)

определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия

Критериальное оценивание

Оценивая отдельную работу, преподаватель обращает внимание учащегося на успешность в той или иной составляющей, из совокупности, которых выставляется итоговая отметка. Таким образом, отметка становится более "прозрачной" и учащийся понимает, каким аспектам своей деятельности необходимо уделить большее внимание.

Взаимооценка


- задание «По цепочке»
-тесты с взаимопроверкой


Обучающиеся «по цепочке» задают вопросы друг другу, выслушивают ответ и определяют, верный ответ или неверный.

Каждый ученик получает карточку, подписывает её (фамилия, имя), выполняет тест, обводит в каждом вопросе один из предложенных ответов, который, на его взгляд, правильный. Затем обмениваются карточками, проверяют друг друга. Внизу на специальных строчках пишет свою фамилию (кто проверил) и оценку, которую он выставляет в соответствии с известной шкалой оценивания. После взаимопроверки тесты сдаются и проверяются учителем, выявляется совпадение / несовпадение отметок проверявших и учителя.

Портфолио




состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов»

  1. индивидуальные  образовательные достижения, предполагает возможность как качественной, так и количественной их оценки.

  2. работы, проекты, исследования (классные, домашние работы; прикладные проекты; упражнения и задачи, выполненные сверх учебной программы; сочинения, рефераты, описание экспериментов, листы самоконтроля т.п.)

  3. отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, саморефлексия ученика на разнообразную выполняемую им деятельность


Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения. Чтобы научить человека творчески мыслить, жить в постоянно меняющихся условиях, педагог сам должен работать творчески.