Главная страница

Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции


Скачать 100.15 Kb.
НазваниеНейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции
Дата07.03.2016
Размер100.15 Kb.
ТипДокументы


Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе
с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции

Градобоева Татьяна Ивановна,

педагог-психолог высшей кв. категории
В настоящее время все большую актуальность приобретают синдром гиперактивного поведения с дефицитом внимания (СДВГ) и синдром минимальной мозговой дисфункции (ММД). Эти синдромы относят к легким нарушениям психического развития ребенка. Именно
с ними часто встречаются учителя в своей практике.

Возникновение СДВГ связано с недостаточностью вклада со стороны лобных отделов коры головного мозга, особенно левого полушария, т.е. недостаточной деятельности 3-го блока программирования и контроля и 1-го блока, отвечающего за эмоционально-мотивационную организацию психической деятельности, а также недостаточной связью между этими блоками.

У детей с СДВГ появляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности. Наблюдаются: слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях.

Большинство ученых-психологов отмечают три блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность.

Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными беспорядочными движениями, вызванными несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови. Для детей с СДВГ характерна чрезмерная болтливость, указывающая на недостаток развития внутренней речи, неспособность усидеть на одном месте. В двигательной сфере наблюдаются нарушения координации, мелкой моторики и праксиса. Это – неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, несформированность почерка.

Дефицит внимания может проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуются непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредотачиваться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Но если деятельность вызывает у ребенка интерес, то он способен удерживать внимание часами.

Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Такие дети не могут регулировать свои действия и подчиняться правилам, не умеют ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (у них часто меняется настроение).

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.

Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 10-15 минут. Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле так, чтобы пола касались только его задние ножки. Учитель требует, чтобы ученики «сели прямо и не отвлекались». Но эти два требования вступают в противоречие. Если голова и тело неподвижны, у гиперактивных детей снижается уровень активности мозга.

Вместе с тем, гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные. К примеру, Д. Эдисон и У. Черчилль относились к гиперактивным детям и считались трудными подростками.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5-10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй - в 12-15 лет. Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. Возраст 5,5-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности.

Второй всплеск гиперактивности проявляется в 12-15 лет и совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.

По современным научным данным, среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1. Высокая частота распространенности синдрома у мальчиков обусловлена более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействием во время беременности и родов. У девочек полушария головного мозга менее специализированы из-за большого количества межполушарных связей, поэтому они имеют большой резерв компенсаторных механизмов по сравнению с мальчиками при поражении ЦНС.

Причины и механизмы развития СДВГ окончательно не выяснены, однако на современном этапе исследования считаются доминирующими три группы факторов в развитии синдрома:

  • генетические факторы;

  • повреждение ЦНС во время родов;

  • негативное действие внутрисемейных факторов.

Второй синдром, которой также относится к легким нарушениям психического развития ребенка, носит название минимальной мозговой дисфункции (ММД).

ММД может возникнуть на основе синдромов несформированности или дефицитарности мозговых структур. ММД (легкое повреждение мозга) – синдром, отражающий наличие легких нарушений развития, возникших в основном в перинатальном периоде. Незначительные отклонения деятельности мозга могут приводить к различным нарушениям в области интеллекта, двигательной сферы, в функционировании органов чувств и вегетативной нервной системы. Интенсивность проявления синдрома зависит от внутренних и внешних факторов.

Дети с ММД имеют трудности в учебе, их поведение не соответствует возрастной норме. При поступлении в школу нарушения мелкой моторики отражаются на всех сторонах деятельности. Нарушения познавательных процессов связаны с расстройствами слухового и зрительного восприятия, трудностями в образовании понятий, инфантильностью и неконкретностью мышления, на которые постоянное влияние оказывают сиюминутные импульсы. Наблюдается незрелость речи, ограниченный словарный запас, замедленность речи и другие нарушения, имеющие социальный характер.

Дети, находясь в плену многочисленных внешних воздействий, не могут сосредоточиться на процессе обучения, постоянно двигаются, играют на уроке, что-нибудь выкрикивают. К учителю такие ученики относятся инфантильно, фамильярно, не воспринимают их требований. Дети с ММД отличаются низкой работоспособностью. Они не способны к продолжительной и целенаправленной работе.

Общая лабильность, смена настроений ребенка в течение коротких интервалов времени, низкая эмоциональная устойчивость, приводящая к реакциям типа аффекта, отсутствие контроля собственных действий, характеризует детей с ММД как неподготовленных к школе. В младшем школьном возрасте, по причине достаточно строгих требований и незрелости ребенка, четко проявляются все специфические признаки ММД.

Постоянная плохая успеваемость, знание собственных недостатков приводят к созданию у ребенка отрицательного представления о самом себе. Результатами длительной неуспеваемости в школе, а часто и неадекватного отношения к индивидуальным особенностям ребенка со стороны родителей и учителей могут стать постоянные прогулы. Наиболее специфической формой бегства является «уход в болезнь». Оно может быть связано с невротическими соматическими проявлениями, например, с утренней рвотой, болями в животе, головными болями. Возврат на низший уровень развития (регрессия) также является частой реакцией ребенка с ММД. Ребенок не хочет быть большим и самостоятельным, потому что это приносит ему одни неприятности. Проявление синдрома ММД с возрастом может меняться. Если в детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Предлагаем правила работы с детьми с синдромами СДВГ и ММД.

  • Трудный материал обязательно давать в первой половине дня.

  • Нагрузку ребенка следует уменьшить.

  • Работу с детьми необходимо делить на более короткие, но более частые периоды, использовать физминутки.

  • Важно снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

  • Во время занятий обязательно посадить ребенка рядом со взрослым.

  • Как можно чаще на занятии использовать тактильный контакт.

  • О тех или иных действиях с ребенком следует договориться заранее.

  • В педагогической деятельности использовать экспрессивность – как одно из важных качеств учителя.

  • Во время занятия давать ученикам короткие, четкие и конкретные инструкции.

  • При работе с детьми использовать гибкую систему поощрения и наказания. При этом категорически должны быть исключены физические наказания.

  • Необходимо поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

  • В общении с ребенком важно предоставлять ему свободу выбора.

  • Всегда оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

Помощь детям с СДВГ и ММД включает в себя медикаментозное лечение и нейропсихологическую коррекцию, которая предусматривает особую организацию обучения в школе и дома. Методы коррекции направлены на перестройку окружающей ребенка среды путем уменьшения количества отвлекающих и невротизирующих факторов. Успех в работе с такими детьми зависит как от раннего диагноза, так и от терпения со стороны учителей и родителей.

Дети с легкими нарушениями психического развития имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы, для развития которых должны соблюдаться следующие условия:

  • обеспечение спокойного эмоционально-нейтрального климата для игры и обучения;

  • соблюдение режима дня;

  • наличие увлечений (занятие спортом, забота о животных и т.д.);

  • обучение по личностно ориентированной программе без интеллектуальных перегрузок;

  • медикаментозная поддержка;

  • разработка комплексной индивидуальной программы помощи ребенку со стороны невролога, психолога, педагога, родителей;

  • своевременная нейропсихологическая коррекция.




Использование нейропсихологических упражнений при коррекции

СДВГ и ММД
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

Существует несколько типов кинезиологических упражнений. Рассмотрим некоторые из них:

1. Растяжки.

Цель упражнения: Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Снеговик.

Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения мягко упадите на пол и растайте, превратитесь в лужицу воды.

Дерево.

Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Вы семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.

Полет.

Стоя. Сделайте несколько сильных взмахов руками, разводя их в стороны. Закройте глаза и представьте себе, что вы летите, размахивая крыльями.

2. Дыхательные упражнения.

Цель: энергетизация мозга, снятие мышечного напряжения, ликвидация ощущения тревоги.

Воздушный шар.

Представьте, что у вас в животе – воздушный шар. Когда вы выдыхаете воздух, шар надувается, при вдохе шар сдувается. Попробуем вместе. Выдох. Шар надули, животики выпятили. Вдох. Шар сдулся – животики втянули в себя.

Вдох-выдох.

Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, притягивая руки к подмышкам ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.

Задержка дыхания.

Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно.

3. Упражнение, направленное на снятие стресса.

Ситуация.

Цель: лобно-затылочная коррекция.

Одну ладонь положите на затылок, другую на - лоб. Закройте глаза и подумайте о негативной ситуации. Сделайте глубокий вдох-выдох. Представьте ситуацию еще раз, но в положительном аспекте, придумайте, как можно эту ситуацию разрешить. После появления своеобразной «пульсации» между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается глубоким вдохом-выдохом. Упражнение выполняется от 30 секунд до 10 минут.

4. Коммуникативные упражнения.

Цель: активизация лобных отделов головного мозга. Обеспечение регуляции процессов программирования и контроля.


Шепчем вместе.

Учитель задает детям вопросы: сколько дней в неделе? Какое сейчас время года? Сколько минут длится урок? Каждый, кто знает ответ, молча поднимает руку. Когда большинство группы будут готовы, учитель начинает считать, понижая голос: раз, два, три. На счет «три» дети хором шепчут ответ.

Говори!

Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся. «Сколько будет два плюс три?»… «Говори!»; « Какого цвета у нас в классе потолок?»… «Говори!»; «Какой сегодня день недели?» и т. д.» 5. Когнитивное упражнение.

Цель: активизация лобных отделов головного мозга. Обеспечение регуляции процессов программирования и контроля.

Чаша доброты.

Учитель поясняет: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чаши доброты. Рядом еще одна пустая чашка, потом еще и еще. Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку, она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

Рекомендуемая литература:



  1. Блум Ф., Лейзерсон А. Нарушения психического развития ребенка. М.,1988.

  2. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.,2002.

  3. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. Распространенность, факторы риска и профилактика. М.,1997.

  4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. СПб., 2002.

  5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.,2003.

  6. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М., 1986