Главная страница

Цель: обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами


Скачать 39.46 Kb.
Название Цель: обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами
Дата 10.03.2016
Размер 39.46 Kb.
Тип Документы



Тема «Легко ли живется биоиндикаторам?»

Цель:

обеспечение формирования экологического сознания и воспитания любви к природе через ознакомление с организмами-биоиндикаторами.

Задачи:

Личностные: сформировать принципы рационального природопользования через связь между состоянием окружающей среды и биологическим составом природных сообществ

Метапредметные:

  • овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, давать определение понятиям, проводить эксперимент, делать выводы и заключения, аргументировать свою точку зрения.

  • способность выбирать смысловые установкив своих действиях по отношению к живой природе.

Предметные: приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, выявление приспособлений организмов к среде обитания,анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, формирование яркого образа разнообразия живой природы своего района.

Оборудование: мультимедиа, карточки для учащихся с инструктажом выполнения биологического эксперимента и домашним заданием, лупы, хвоя сосны обыкновенной и гербарии хвойных.

Ход урока:

І Мотивация

- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами урок здоровьесбережения природы. Как вы думаете, что значит природа здорова?

- Как это можно установить, по каким признакам?

- Как сберечь здоровье природы?

- О них мы сегодня и поговорим, тема нашего обсуждения, как вы видите: «Легко ли живется биоиндикаторам?»

ІІ Осмысление

А чтобы раскрыть эту тему, мы с вами должны ответить на следующие вопросы:

  1. В чем актуальность биоиндикации?

  2. Теоретические аспекты биоиндикации

  3. Требования к биоиндикаторам.

  4. Методика проведения биоиндикации на примере исследовательской работы «Изучение экологического состоянии атмосферного воздуха, используя в качестве биоиндикатора сосну обыкновенную»

ІІІ Открытие нового знания.

Учитель: И в этом нам помогут следующие ребята...

Инструктаж учащихся: сейчас мы заслушаем ваши отчеты о выполнении групповой домашней работы, одновременно с докладчиками все остальные фиксируют у себя в тетрадях главные тезисы, необходимые для ответа на поставленные вопросы (вопросы перечисленны на доске).

Выступление 1 группы (приложение №1)

  • В связи с чем возникла необходимость в исследовании состояния окружающей среды?

Выступление 2 группы (приложение №2)

  • Сформулируйте определение биоиндикации и биоиндикаторов.

Выступление 3 группы (приложение №3)

  • Представьте, что вы эколог который занимается исследованием взаимосвязи человека с окружающей средой и специализируется на вопросах биоиндикации. По каким признакам вы бы стали отбирать биоиндикаторов для своей работы?

Выступление 4 группы - группы исследователей, которые занимались изучением экологического состояния микрорайона Доброе, используя в качестве биоиндикатора сосну обыкновенную (приложение №4)

Выполнение исследовательской работы в группах (приложение №5)

Заключение

Опытом установлено,что в грязной зоне хвоинки с усыханием преобладают над неповрежденными.В зоне с большим содержанием газа и пыли количество хвоинок с пятнами почти в два раза больше,чем в чистой зоне. Это свидетельствует о том, что в загрязненном воздухе содержится в два раза больше опасных веществ,которые задерживаются листовой поверхностью сосны, приводя к образованию пятен с последующим усыханием.
ІV Рефлексия

По результатам нашего эксперимента мы можем сделать вывод о том, что сосна как биоиндикатор является показателем сильной загрязненности воздуха нашего микрорайона. Теперь давайте ответим на вопрос нашего урока: Легко ли живется биоиндикаторам? Для этого мы с вами вспомним все, что сегодня обсуждалось и попробуем найти путь решения этой проблемы. А поскольку объектом наблюдения была сосна, то её мы возьмем за основу обсуждаемой проблемы.

Дерево РКМЧП (проблема - стебель, компоненты ее составляющие - ветви, вывод в корне - решение проблемы представляется в виде 3 основных направлений деятельности человека: природоохранная, природовосстановительная и рациональное природопользование). Приложение №6.

Рекомендуемое домашнее задание.

1. Исследуйте растительность школьного двора на наличие следующих биоиндикаторов:

Биоиндикатор

Отметка о наличии (+)

Пармелия



Ксантория



Муравейники



Тополь




Липа




Береза





Подсчитайте количество плюсов. Сделайте вывод о состоянии атмосферы по результату. Если вы набрали 5-7 плюсов: состояние благополучное, 3-4: состояние удовлетворительное, 0-2: пора бить тревогу!

2. Исследуйте свой двор (дома) на наличие биоиндикаторов состояния атмосферы. Опишите место положения двора, указав наличие отрицательных и положительных факторов окружающей среды. Сделайте вывод о состоянии атмосферы вашего двора.