Главная страница

«доу и семья в подготовке к школе»


Скачать 53.53 Kb.
Название «доу и семья в подготовке к школе»
Дата 27.02.2016
Размер 53.53 Kb.
Тип Документы

Консультация для воспитателей

« ДОУ и семья в подготовке к школе»
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том, случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьёй и вовлекает её в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в детские учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных путей пропаганды педагогических знаний, но в сложившейся социально-экономической ситуации этого уже недостаточно.

По итогам анкетирования было выявлено, что у большинства родителей переход детей в школу вызывает беспокойство, чувство страха, неуверенность за своего ребёнка. Практика убедительно показывает, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания позволяет значительно повысить эффективность подготовки детей к школе. К проблемам, негативно влияющим на качество образования и процесс развития личности детей старшего дошкольного возраста, относятся:

-- тестирование дошкольников при приёме в школу;

-- форсированная целевая специальная подготовка к школе;

-- отсутствие познавательной мотивации к учению;

-- психотравмирующий характер познавательного общения

родителей с ребёнком в семье;

-- жёсткий контроль взрослыми всех видов детской деятельности;

-- отсутствие у детей самостоятельности, инициативности, умения

планировать свою деятельность;

-- боязнь ошибок и отрицательных личностных оценок.

Возникающие проблемы приводят к различным негативным факторам, таким как проявление неврозов, угасание самостоятельности и творческой активности, снижению умственной активности, искажениями в развитии, динамике ухудшения здоровья.

Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи при подготовке детей к школе означает создание единого образовательного пространства развития ребёнка, которое поддерживается как детским садом, так и семьёй.

Принципы такой работы заключается в: непрерывности и единстве общественного и семейного воспитания; системности и плавности; доверии и сотрудничестве между педагогами и родителями.

Важные условия интеграции: корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов; ориентация на потребности, интересы семьи и ребёнка; реализация идеи самоценности дошкольного детства в семье и ДОУ; организация жизни ребёнка с позиции всестороннего личностного развития; развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Интеграция образовательных задач приводит: к развитию познавательных, художественных и коммуникативных способностей, на которых в дальнейшем строится система научных понятий, формируется мировоззрение; полноценному и своевременному развитию специфических дошкольных видов деятельности, которые позволяют учитывать особенности возраста, в них осваивается познавательное содержание, формируются новые физиологические функции; нахождению ребёнком индивидуального стиля общения со взрослыми и сверстниками, преодолению затруднений, возникающих в процессе общения, стимулировать личностного роста, повышению уверенности в собственных силах и формированию положительного отношения к социальному миру.

Интеграция образовательных задач при подготовке детей к школе включает три блока: информационно-аналитический, содержательно- методический, контрольно-оценочный.

Информационно-аналитический блок предполагает: сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучения семей, их трудностей в подготовке детей к школе, запросов на получение педагогической информации с помощью тематического опроса, а также педагогическое просвещение с использованием интерактивных форм: индивидуальные и подгрупповые консультации по актуальным вопросам подготовки к школе, информационные листовки – памятки, библиотека родителей, видеотека.

Содержательно- методический блок предполагает организацию общения взрослых с ребёнком и педагогов с родителями и детьми, создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения. Используются такие формы взаимодействия, как игротеки, открытые занятия, выставки выходного дня, презентации детских достижений, галереи детского рисунка, смотры совместного творчества, театральная пятница, встречи с интересными людьми, викторины, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов.

Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи. Используются экспресс- методы сразу после проведения того или иного мероприятия: оценочные листы, книга отзывов, самоанализ педагогов, фотовыставки о проведении праздников, театрализованных представлений, занятий.

Применяются также методы оценки отсроченного результата: собеседование с детьми, учёт активности родителей, повторная диагностика или анкетирование.

Существует несколько показателей эффективности работы детского сада с семьёй: появление у родителей интереса к содержанию занятий;

-- возникновение дискуссий по инициативе родителей;

-- увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся

формированию личности ребёнка, его внутреннего мира;

-- размышление родителей о правильности используемых ими

методов воспитания;

-- повышение активности родителей при анализе педагогических

ситуаций.

Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи при подготовке детей к школе обеспечивает решение многих проблем адаптации и успешного обучения выпускников на последующих ступенях образовательной системы.

И в заключении хочется вспомнить слова В.А. Сухомлинского: «Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка». Только с таким подходом можно обеспечить ребёнку полноценное развитие и дорогу в успешную школьную жизнь.

Система работы ДОУ с семьёй




Принципы работы с родителями




Методы изучения семьи

Целенаправленность, систематичность,

плавность.

Дифференцированный подход к работе

с родителями с учётом многоаспектной

специфики каждой семьи.

Возрастной характер работы с

родителями.

Доброжелательность, открытость.



Анкетирование.

Наблюдение за ребёнком.

Посещение семьи ребёнка

Обследование семьи

ребёнка с помощью

проективных методик.

Беседа с ребёнком.

Беседа с родителями.


Формы работы с родителями




Общие

Групповые

Индивидуальные


Педагогические консультации,

беседы, семинары,

тренинги, конференции


Совместное проведение

занятий, досугов


Клубы по интересам: национальные

традиции, молодая семья,

профессиональные интересы



Участие родителей в

методических

мероприятиях:

изготовление костюмов,

организация видеосъёмки



Дни открытых дверей




Педагогическая гостиная