Главная страница

Доклад Тема Л. К. Шлегер о воспитании детей дошкольного возраста в детских садах


Скачать 154.01 Kb.
НазваниеДоклад Тема Л. К. Шлегер о воспитании детей дошкольного возраста в детских садах
Дата14.02.2016
Размер154.01 Kb.
ТипДоклад

Предмет «История педагогики»

Доклад

Тема «Л.К.Шлегер о воспитании детей дошкольного возраста в детских садах

Значительную активность в организации учреждений для детей дошкольного возраста проявляли общественные организации Москвы. Среди них наиболее инициативно действовали Московское общество воспитательниц и учительниц, при Педагогических курсах которого в 1908 году был открыт детский сад для девочек, а в 1910 году — отделение по подготовке руководительниц детских садов. Широкое развитие сети детских садов после Великой Октябрьской социалистической революции потребовало разработку совершенно новой системы общественного дошкольного воспитания. Советское дошкольное воспитание создавалось в борьбе с различными буржуазными системами и теориями: теорией свободного воспитания, саморазвития, методом проектов и др. Большой известностью пользовалось общество «Сетлемент» под руководством С.Т. Шацкого. В 1908 году полиция закрыла это общество за попытку воспитания детей в «социалистическом духе». Однако педагогическая деятельность была продолжена в новом обществе под названием «Детский труд и отдых». Л.К. Шлегер, одна из старейших отечественных специалистов по дошкольному воспитанию, руководила детским садом этого общества. «История нашего дошкольного дела, — говорила Шлегер, — представляет из себя историю изучения ребенка и историю нашего собственного роста». Первый народный детский сад Москвы, открытый обществом «Сетлемент» в 1905 году, разместился в маленьком деревянном доме на пустыре Тихвинского переулка. В нем были четыре комнаты и кухня. Ни водопровода, ни канализации. Вечером в помещении занимались клубы, а утром детский сад. При доме была большая площадка для игр. Обстановка самая примитивная — высокие столы, табуретки и скамейки. Обслуживающего персонала не было. За весь период работы в 1905—1911 годы было отпущено 300 руб. на оплату помещения, отопление и воду. Детский сад был открыт в одном из самых отсталых и бедных районов Москвы — Марьиной Роще, и чтобы набрать детей, надо было уговорить и убедить родителей. В детский сад было принято 20 детей от 5 до 7 лет. Подводя итоги своих педагогических исканий в период с 1905-го по 1908 год, 
Л.К. Шлегер писала:

«Мы пришли к следующим выводам:

  1. дети имеют право на собственную жизнь;

  2. каждый возраст имеет свои интересы, свои возможности и изучать нужно каждый возраст

  3. детям нужно дать полную свободу в работе и игре;
    4) свободная работа служит нам показателем роста;
    5) материал, который мы вводим в детский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможность самовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать;
    6) думать о насаждении общественности искусственным путем, давая детям готовые формы для этого возраста, невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность;
    7) наша роль — помогающая, направляющая, изучающая, наблюдающая».

С 1907 года детский сад размещался в здании общества в Вадковском пер., д. 3, которое было построено по оригинальному проекту А.У. Зеленко на средства, собранные членами общества при поддержке благотворителей. Здание сохранилось до наших дней (сейчас это дом № 5) и служит украшением Вадковского переулкотрудники детского сада, члены общества С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, Л.Д. Азаревич, Е.П. Останина и другие занимались изучением влияния среды, взрослых на развитие ребенка, искали новые методы воспитания детей из пролетарской среды, занимались углубленной разработкой методических вопросов воспитания детей дошкольного возраста, изучали литературу и опыт работы зарубежных педагогов и детских садов. Общество «Детский труд и отдых» стало центром организационной деятельности по созданию в Москве сети учреждений внешкольной работы с детьми, в которую включались и дошкольные учреждения. Эта работа рассматривалась как организованная борьба за сохранение детства.

В отчетном докладе Попечительскому совету Московского учебного округа в 1911 году отмечались основные цели общества. Первая цель — параллельная работа с городским общественным управлением по ликвидации огромной бреши в народном образовании города: отсутствия дошкольного образования и воспитания. Вторая цель — создание экспериментального детского учреждения, включающего все формы работы с детьми. Общество стремилось к тому, чтобы на практике доказать право на жизнь новых, нешаблонных методов работы с детьми, учитывающих особенности окружающей ребенка среды и его индивидуальности, а также предусматривающих организацию жизни детей на трудовом принципе. Именно этого принципа придерживались воспитательницы детского сада во второй период его существования с 1909-го по 1917 годы. Основной коллектив воспитательниц оставался прежним, менялись лишь отдельные работники. Количество детей увеличивалось из года в год — от 75 до 90, в связи с чем прибавлялось и число воспитательниц. С каждым годом работа детского сада становилась все более первопроходческой. Именно здесь была предложена система работы с детьми дошкольного возраста рабочих окраин с опорой на самостоятельность детей, приучение их к труду. Были также предприняты попытки планового ведения работы с детьми и организации ее учета. Большое внимание уделялось наблюдению за детьми, ведению дневниковых записей. Двери детского сада были открыты для всех, кто интересовался проблемами дошкольного воспитания. Многие содержательницы частных детских домов вносили в свои занятия с детьми находки детского сада под руководством Л.К. Шлегер, а затем детский сад стал осуществлять подготовку педагогов для работы с дошкольниками через так называемый «институт практиканток». Неоднократно детский сад выставлял свои материалы на различных выставках. После революции этот детский сад вошел в состав I опытной станции по народному образованию при Наркомпросе и продолжил исследовательскую работу в области дошкольного воспитания. В начале XX века создание детских садов московскими общественными организациями получило довольно широкое распространение. Детские сады были открыты при правлении Симоновского районного комитета Московского областного отдела Лиги образования (1906 г.), секцией женского труда при Московском немецком обществе (1912 г.), Московским обществом грамотности, имевшим свою комиссию дошкольного воспитания (1913 г.), просветительным обществом при Московском сельскохозяйственном институте (1913 г.), Комитетом братства хоругвеносцев (1910 г.) и др. Общественные организации Москвы активно пропагандировали идеи дошкольного воспитания. С этой целью организовывались лекции, беседы, использовалась печать. Появление новых детских садов требовало специальной подготовки педагогов. При Московских женских педагогических курсах с 1909/10 учебного года было открыто одногодичное отделение по подготовке руководительниц детских садов. В учебный план входили следующие предметы: психология, педагогическая психология, история педагогических идей, дошкольное воспитание, педагогическая патология, гигиена, обзор детской литературы, подвижные игры и гимнастика, рисование, пение, ручной труд, физиология человека. Позже отделение стало двухгодичным. Эти курсы подготовили не одну сотню квалифицированных руководительниц детских садов не только для Москвы, но и для провинции. В 1912 году в печати начинают появляться статьи о системе Монтессори. Ряд педагогов едет в Италию изучать теорию и практику Домов ребенка (дочь Л.Н. Толстого Т.Л. Сухотина, Ю.И. Фаусек, Е.И. Тихеева). Интерес к системе Монтессори в этот период был главным образом теоретическим. Детских садов, работавших по системе Монтессори, было немного: три в Санкт-Петербурге и два в Москве. Активизация деятельности кружков и общественных организаций, связанных с воспитанием детей, способствовала созыву различных съездов, на которых обсуждались и вопросы дошкольного воспитания. 2—7 февраля 1912 года в Московском городском общественном управлении состоялся первый съезд деятелей народного образования, на котором поднимался вопрос о необходимости создания широкой сети народных детских садов.Требование включить дошкольное воспитание в общую систему народного образования звучало и на Съезде деятелей народного образования в Московском уездном земстве в 1914 г

Детский сад Л.К. Шлегер

Детский сад, которым руководила Л.К. Шлегер, представлял собой педагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания, основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии. Основная задача детского сада - создать такую обстановку, в которой ребенок мог всесторонне развиваться и чувствовать себе свободно, находил бы отклики всем своим запросам и интересам. Требования к организации обстановки в детском саду: отдельная комната для каждой группы, соответствие мебели возрасту детей, оборудование стен, на которых дети могли бы рисовать, наличие музея детских работ и др. Деятельность педагога, главным образом, направляется на то, чтобы организовать обстановку и предоставить материалы, способствующие выявлению внутренних сил детей, развитию их творческих способностей. По мнению Шлегер, этому требованию в наибольшей степени отвечают игры и занятия с различными материалами - природным, крупным строительным и бросовым. Центральное место - творческим играм.Деление детей по группам производится по возрасту или развитию. Количество детей в группе 15 человек. Программа должна соответствовать задаче детского сада, а план действий педагога вытекает на основе наблюдений за детьми. Готовых рецептов деятельности педагога нет. Широкое развитие сети детских садов после Великой Октябрьской социалистической революции потребовало разработку совершенно повой системы общественного дошкольного воспитания. Советское дошкольное воспитание создавалось в борьбе с различными буржуазными системами и теориями: теорией свободного воспитания, саморазвития, методом проектов и др. В дошкольной литературе, издаваемой в 20-х и даже в 30-х годах, мы встречаемся еще с явно идеалистическими взглядами на взаимоотношения между развитием и воспитанием. Вот что писала, например, Л. К. Шлегер (1853—1923) в своей книге «Особенности работы с детьми-семилетками»: «Не задаваясь целью давать готовые знания ребенку, детский сад имеет в виду развитие в нем способности черпать эти знания самому из окружающей жизни». Подобные взгляды выразились в отрицании необходимости программ для детского сада, необходимости обучения детей. Роль воспитателя ограничивалась лишь созданием условий, содействующих самовоспитанию и самообучению детей. Считалось, что дети должны свободно выбирать себе занятие по собственному влечению. «Каждый может делать то, что он задумал, и выбирать соответствующий материал, ставить себе цели и достигать их. Следует говорить о программе жизни, а не о программе занятий. А эта программа должна основываться на природных склонностях и стремлениях, общих по наблюдению детей...» — писала Л. К. Шлегер. Поэтому задача воспитателя состояла лишь в том, чтобы способствовать организации детской жизни, давать толчки, вызывать желание расширять свой опыт, углублять знания. В соответствии с этим общим направлением разрешался и вопрос о приобретении детьми умений считать. Счет «должен быть связан со всеми деятельностями детей, а не быть отвлеченной учебой. В жизни ребенок на каждом шагу сталкивается с числом, измерением, вычислением, простым счетом, порядком чисел и со всеми действиями их... Каждым удобным случаем руководительница должна пользоваться для упражнения детей в счете» . Итак, даже для семилеток нет ни программы по счету, ни указаний о методах обучения, ибо развитие числовых представлений, по мнению Л. К. Шлегер, должно совершаться в процессе лишь повседневной жизни и игр детей.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ДОШКОЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ Л. К. ШЛЕГЕР

Луиза Карловна Шлегер (1863—1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти.
После окончания Саратовской женской гимназии с педагогическим классом она с 1882 по 1884 г. учительствовала в городской начальной школе Тамбова. Затем училась на Московских высших женских курсах, после чего работала в детских приютах Московского общества попечения о бедных и больных детях. С 1905 г. Л. К. Шлегер руководила народным детским садом, открытым в Москве педагогическим обществом “Сетлемент” (позднее общество “Детский труд и отдых”), возглавляемым С. Т. Шацким. Воспитательницы этого детского сада с большим энтузиазмом и совершенно бесплатно не только вели педагогическую работу, но и сами обслуживали детей, убирали помещение детского сада и т. д. С 1919 г. этот детский сад вошел в систему учреждений первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР.
Л. К. Шлегер была активным членом общества. Как и другие его члены, она резко протестовала против установок официальной педагогики.
Деятельность общества была направлена на то, чтобы облегчить тяжелую участь детей трудящихся. Слова Шацкого “возвратите детям их детство были его девизом. Члены общества стремились провести в жизнь идею “защиты детства”, организовать “новое воспитание детей, без принуждения и наказаний, царивших в казенной школе. Увлеченные этой утопической идеей, они пытались на практике создать своеобразные оазисы — воспитательно-образовательные учреждения, стоящие вне существующей системы школьного образования. Члены общества понимали, что тяжелое положение детей трудящихся обусловлено государственным строем царской России, однако считали, что улучшить жизнь народа, в том числе “защитить детство”, можно путем просвещения и правильного воспитания.
В конце 1907 г. общество “Сетлемент” было закрыто правительством “за попытку проведения социализма среди маленьких детей”, хотя члены общества не были связаны с революционными рабочими Москвы.
После закрытия “Сетлемента” эта же группа педагогов возобновила свою деятельность во вновь созданном ими в 1909 г. обществе “Детский труд и отдых”. Они уже значительно меньше занимались социальными проблемами, а главным образом углубленно разрабатывали методические вопросы, усиленно изучали литературу и опыт зарубежной педагогики.
Л. К. Шлегер тщательно изучала литературу по теории и практике дошкольных учреждений за рубежом, но была против механического перенесения заграничных образцов в русскую педагогику. Вначале в руководимом ею детском саду были введены занятия с фребелевским материалом, но после тщательного анализа они были сняты за формализм, исключающий, детскую активность и творчество. Отвергнут был и материал Монтессори как не связанный с жизнью и интересами детей.
Л. К. Шлегер стремилась найти новые пути воспитания, исходя из условий жизни в России и национальных особенностей русских людей. Вместе со своими сотрудниками она подбирала новый дидактический материал — “жизненный материал (глина, песок, дерево и др.), который давал бы детям возможность проявить творческую активность и самодеятельность.
От программных, строго регламентированных занятий по Фребелю воспитательницы под руководством Шлегер перешли к построению воспитательной работы на основе эмпирического изучения детей, их интересов и предоставления им полной свободы в играх и занятиях.

Взяв, за принцип “присматриваться к детям, куда они поведут”, т. е. ориентируясь на их спонтанное, стихийное развитие, Л. К. Шлегер встала на путь педоцентризма.
Однако практика воспитательной работы в народном детском саду в дальнейшем не совпадала с теоретической позицией педоцентризма, что отражено в отчетах детского сада
за период с 1909 по 1917 г. Так, например, воспитательницы были вынуждены все же устанавливать какие-то элементы организованного воздействия на детей, создавать известную преемственность в работе, своеобразно, хотя бы косвенными путями, руководить жизнью детей. Наряду со свободными занятиями, построенными на основе изучения и учета детских интересов и текущих переживаний, стали вводиться так называемые “предложенные занятия по плану воспитательницы и даже “обязательные занятия для всех детей (дежурства и т. д.). Эти занятия обеспечивали некоторую устойчивость и последовательность в воспитательной работе детского сада. Воспитательницы непреднамеренно вступали на путь преодоления педоцентризма педагогический принцип, отрицающий систематическое обучение и воспитание детей по заранее разработанным учебным программам и требующий организации занятий только на основе непосредственно возникающих у детей желаний и интересов. , все более и более уделяя внимание вопросам планирования и продуманной организации воспитательной работы. Там, где практика выводила их на самостоятельный, оригинальный путь исканий, на путь отказа от педоцентризма, воспитательницы народного детского сада сделали ценный вклад в методику работы с детьми дошкольного возраста, хотя ни Шлегер, ни ее сотрудницы и в этот период еще не смогли встать на правильный путь.
Чтобы обеспечить семилетним детям народного детского сада естественный и незаметный переход в начальную школу, а также, чтобы расширить опыт отыскивания “новых путей воспитания и образования детей школьного возраста, при обществе “Сетлемент” в 1907 г. была открыта экспериментально-опытная школа для мальчиков и девочек.
На основе анализа и обобщения практики народного детского сада Л. К. Шлегер было составлено несколько выпусков пособия для работников детских садов под названием “Материалы для бесед с маленькими детьми”. В пособиях указывалась литература для воспитателей, игры и песни для детей, названы экскурсии, которые могут проводиться и в других детских садах; выпуски иллюстрировались фотоснимками детских рисунков, поделок.
В этих пособиях нет текста самих бесед, а имеются только вопросы к содержанию по темам бесед (“лето”, “осень”, “зима”, “весна”, “фрукты” и т. д.). Л. К. Шлегер не ставила себе задачу отразить полностью все содержание занятий детского сада, а выделила лишь одни беседы с детьми и связанные с ними ручные детские работы.
В “Материалах для бесед с маленькими детьми были даны некоторые ценные методические указания о том, как задавать детям наводящие вопросы, как развивать их наблюдательность, как проводить в тесной связи с беседами коллективные и индивидуальные работы (из бумаги, глины, дерева и др., являющиеся своеобразным “языком детей”), как рассказывать детям, приноравливаясь к их степени развития и возрасту, и др. Это пособие получило значительное распространение в России, вызвало одобрительный отзыв зарубежных педагогов, хотя в нем сказалось определенное влияние идей педоцентризма.
Итогом педагогических исканий Л. К. Шлегер явилась “Практическая работа в детском саду, представляющая собой краткое руководство для работников детских садов, очагов и приютов по Наиболее важным разделам воспитательной работы.
Центральное место в педагогическом процессе детского сада Шлегер отводила игре. “Ребенку нужно дать широкую возможность играть... Игра — это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. К детской игре надо относиться с величайшим вниманием и серьезностью... В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта”.

Очень важным в воспитательном отношении является, считала она, ручной труд (особенно работы по дереву). “... Он дает выход потребности ребенка к деятельности, к деланию вещей, к воплощению его мысли. Он развивает мускулы рук, которые связаны с мозговыми центрами. Разнообразием материала развиваются внешние чувства — зрение, осязание, чувство формы, пропорции, глазомер... Неважно, что вещь, сделанная ребенком, не изящна, не закончена, но важно настроение ребенка, важна его работа мысли, работа его мускулов, его фантазии и то чувство удовлетворения, которое он испытывает, сделав ее”. Ручной труд помогает воспитанию у детей выдержки, воли, внутренней самодисциплины. Деловое настроение группы, общее настроение, общие интересы создаются в атмосфере труда. Ручной творческий труд должен быть связан с другими занятиями. В детском возрасте нужно избегать механической работы, и труд ценен постольку, поскольку он требует напряжения. У детей нужно вырабатывать навыки самообслуживания. Это способствует воспитанию у них самостоятельности и самодеятельности, замечала Шлегер.
Шлегер уделяла большое внимание физическому воспитанию детей
. Рациональное питание детей в детском саду (завтрак до начала занятий, горячее блюдо в полдень), отдых (сон), чистота помещения и тела, движения детей — основные условия для их нормального развития. Ритмические движения под музыку, подвижные игры, ручной труд, деятельность по самообслуживанию являются важными средствами правильного физического развития ребенка.
В книге “Практическая работа в детском саду” были даны методические указания по вопросам физического и эстетического воспитания, по воспитанию у детей чувства общественности через коллективный труд, игры и занятия, по некоторым вопросам умственного воспитания (методика сенсорного воспитания, рассказывания, драматизации
и др.).
Особенно большое значение придавалось воспитанию органов чувств. Основной путь сенсорного воспитания детей Шлегер видела в естественной повседневной воспитательной работе с ними — в играх, ручных работах, занятиях со строительным материалом и т. д. В отдельных случаях для проверки развития органов чувств она применяла специальные упражнения.
В народном детском саду Шлегер был применен крупный оригинальный строительный материал для игр и занятий, введены куклы, использованию которых в воспитательной работе детского сада она придавала большое значение. “Кукла — живое существо для ребенка; играя с ней, он живет вместе с ней,— писала Шлегер.— Игра в куклы дает богатый материал для наблюдения и для бесед, для определения всего миросозерцания ребенка. Дети переживают с куклами свою ЖИЗНЬ”, жизнь окружающих. Куклы делают все, что делает человек. Ведение дома, работа отца, матери, своя жизнь — все драматизируется полностью. Эмоциональное средство, которым необходимо воспользоваться”.

В своей книге Л. К. Шлегер рекомендовала, чтобы воспитательница вела свою группу начиная с младшей и до перехода детей в школу; это обеспечивает, указывала она, углубленное изучение индивидуальных особенностей детей и индивидуальный подход к ним на практике.
В книге Л. К. Шлегер нет ни слова о религиозном воспитании детей. Этим она выгодно отличается от других теоретических работ по дошкольному воспитанию (Вентцеля, Тихеевой).
Книга “Практическая работа в детском саду” получила большое распространение среди дошкольных работников до революции. Ею пользовались дошкольные работники и в первые годы Советской власти.

В практической деятельности Л. К. Шлегер и ее сотрудников в народном детском саду имелись значительные методические достижения. Уважение к творческому проявлению личности ребенка в играх и занятиях, индивидуальный подход к каждому ребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях, внимательная забота о здоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии, поиски новых форм педагогического воздействия на детей, развивающих их самодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь, постоянное совершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми являлись характерными особенностями педагогического творчества Л. К. Шлегер и ее сотрудников.
Однако, несмотря на то, что практика работы детского сада стояла на пути преодоления педоцентризма и детский сад, руководимый Л. К. Шлегер, являлся образном продуманной, хорошо организованной воспитательной работы, в своих теоретических высказываниях Шлегер продолжала стоять на позициях защиты “свободного самовыявления ребенка”, “отрицания задач воспитания, лежащих вне ребенка”.
Л. К. Шлегер первая из группы педагогов общества “Детский труд и отдых» предложила в 1918 г. свои силы, знания и опыт дошкольному отделу Наркомпроса РСФСР В условиях Советской власти в процессе творческой работы, под влиянием идей развивающейся марксистско-ленинской педагогики она преодолела свои заблуждения и активно участвовала в методической работе и подготовке первых советских дошкольных работников.

ЛИТЕРАТУРА

1.Кондратьева М.А., Шикалова Т.Н., Шкляева Н.М. Теория и практика дошкольного образования в России. Конец XIX - 20-е годы XX столетия: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. завед./ Под ред. М .А.Кондратьевой.-Глазов/ Глазов, гос. пед. ин-т, 2003. - 204 с.