Главная страница

Сопроводительный материал к элективным курсам в варианте без использования икт


НазваниеСопроводительный материал к элективным курсам в варианте без использования икт
страница1/6
Дата10.02.2016
Размер0.76 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6

СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЭЛЕКТИВНЫМ КУРСАМ

В ВАРИАНТЕ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

Сложное это дело - профессию выбирать, тем более не­легко сделать это самостоятельно. Наверное, гораздо проще обстоит дело, когда профессию выбирает за тебя кто-то другой, например родители или друзья. Но проще - не значит лучше....

Надеемся, что тесты, предлагаемые в рамках наших занятий, по­могут тебе лучше разглядеть, к чему стоит прилагать усилия в поиске «своей» профессии. Но имей в виду, что и само прохождение тестов тоже требует усилий. Нам предстоит много и активно поработать, вдумчиво, пунктуально, с карандашом в ру­ках. Мы предлагаем не развлекательные анке­ты, как в «глянцевых» журналах, а серьезные, научно обоснованные психологические методики для изучения профессиональных интересов и склонностей.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Дифференциально-диагностический опросник.

  2. Профессионально-значимые качества личности.

  3. Профессиональная направленность личности.

  4. Склонность к исполнительскому или творческому труду.

  5. Профессиональная идентичность.

  6. Области профессиональных интересов.

  7. Анализ профессии.

  8. Перспектива профессии.

  9. Профессиограмма.

  10. Комплект сопроводительных анкет.


Известно несколько тысяч профессий. Как же в них со­риентироваться, чтобы совершить адекватный выбор? Для этого нужно хорошо понимать, чем профессии отли­чаются друг от друга, выделить те ключевые признаки, по которым можно разобраться в этом многообразии.

Мы рассмотрим несколько таких «осей измерения», которые позволяют классифицировать профессии и о ко­торых имеет смысл подумать, чтобы совершить адек­ватный выбор. Прежде всего, различают несколько ти­пов профессий, в зависимости от того, что в них являет­ся предметом труда. Основные предметы труда таковы:

• другие люди

• природа

• техника

• знаковые системы

• художественные образы

• сам человек

Методика, приведенная ниже, поможет разобраться в том, к каким из этих групп профессий ты более склонен.
Дифференциально-диагностический опросник
(методика Е.А. Климова; модификация А.А. Азбель)
Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения ты способен одинаково успешно выполнять лю­бую работу. В таблице приведен список различных ви­дов работы. Если бы пришлось выбирать лишь одну ра­боту из каждой пары в этом списке, что бы ты предпо­чел? Выбери один вид работы из каждой пары и запиши его номер.

1.а.

Выращивать, дрессиро­вать служебных собак для поиска наркотиков.

1.б.

Разрабатывать новые мо­дели электронной бытовой техники.

2.а.

Спасать людей после ава­рий, землетрясений.

2.б.

Заверять документы, оформлять доверенности и договора.

3.а.

Петь в музыкальной группе.


3.б.

Интенсивно тренироваться, совершенствоваться и добиваться новых спортив­ных результатов.

4.а.

Налаживать работу компьютеров, оборудования.

4.б.

Рассказывать о товаре,

убеждать людей приобре­тать его.

5.а.

Переводить научные тексты.


5.б.

Писать рассказы, сценарии, фельетоны.

6.а.

Тренировать свой организм, (больших физических нагрузок.)

6.б.

Разрабатывать мероприятия по охране редких растений.

7.а.

Ремонтировать оргтехнику: компьютеры, телефоны.


7.б.

Исправлять смысловые и стилистические ошибки в подготавливаемых для пе­чати текстах.

8.а.

Заниматься флористикой,

оформлять помещения цветами.


8.б.

Анализировать состояние растений и животных в условиях загрязненной сре­ды.

9.а.

Управлять автомобилем, автобусом, трейлером, локомотивом поезда.


9.б.

Микшировать музыку или корректировать фотоснимки с помощью компь­ютера.

10.а.

Ежедневно тренировать свои атлетические навыки в спортивном зале, в бассейне, на стадионе, корте и т. п

10.б.

Отлаживать работу спортивного автомобиля и заменять механизмы в

случае неисправности.

11.а.

Давать людям консультации по туристическим маршрутам других городов и стран.

11.б.

Оформлять витрины универмагов; заниматься оформлением концертов и шоу.

12.а.

Разводить декоративных рыб и ухаживать за аква­риумами в офисах

12.б.

Оказывать людям медицинскую помощь.

13.а.

Упорядочивать документацию фирмы и подготавливать новую (договора, счета, доверенности )

13.б.

Вырабатывать навыки красивой походки и пластичных движений для выступления на подиуме.

14.а.

Изучать генетику, выводить новые сорта растений.

14.б.

Работать в фондах архивов, находить необходимые документы.

15.а.

Сопровождать людей в сложных туристических походах в роли инструктора.

15.б.

Придумывать и отрабатывать сложные акробатические трюки, спортивные номера.

16.а.

Лечить кошек, собак, лошадей и пр.

16.б.

Осуществлять сборку компьютеров.

17.а.

Искать нужных людей, проводить подбор персо­нала в фирмы.

17.б.

Проводить финансовый анализ рынка ценных бумаг.

18.а.

Играть на сцене, сниматься в кино, ставить трюки.

18.б.

Тренировать, репетировать точные движения перед выступлением.

19.а.

Налаживать работу медицинского лазера, ультразвуковой аппаратуры.

19.б.

Преподавать различные предметы в школе, техникуме, институте и т. д.

20.а.

Рассчитывать экономный путь транспортировки то­вара до потребителя.

20.б.

Оформлять иллюстрациями сайты, книги, журналы.


21.а.

Осуществлять постоянную психологическую и физическую подготовку к сорев­нованиям, турнирам, выс­туплениям.

21.б.

Участвовать в экспедициях, посвященных изучению природных явлений.


22.а.

Строить дома по планам, делать разводку электри­чества в соответствии с проектом.

22.б.

Работать с финансовыми

законами и кодексами.


23.а.

Проектировать садово-парковые зоны, оформ­лять участки с помощью растений.

23.б.

Анализировать молекулярный состав крови.


24.а.

Проектировать новое производственное оборудование, дома.

24.б.

Производить архитектурно-восстановительные работы исторических мест.

25.а.

Оттачивать мастерство

выполнения спортивного упражнения, превозмогая усталость и страх.

25.б.

Разрабатывать новые модели спортивных тренажеров.


26.а.

Организовывать праздники, выступать в роли тамады.

26.б.

Вести концертные программы, объявлять зрителям имена выступающих и названия номеров про­граммы.

27.а.

Изучать жизнь организмов с помощью электронного микроскопа.


27.б.

Оказывать людям психологическую помощь, работать на телефоне доверия.

28.а.

Обрабатывать, анализировать и обобщать социологические данные.

28.б.

Профессионально работать над красотой своей фигуры и внешности.

29.а.

Разрабатывать средства защиты растений от вреди­телей и вирусов.

29.б.

Создавать компьютерные программы.

30.а.

Консультировать людей в зале для фитнеса, в бассейне, на спортивной площадке.

30.б.

Тренировать общую выносливость и совершенствовать отдельные спортив­ные или артистические на­выки.

Обработка результатов осуществляется в соответствии с «ключом». Каждый ответ, совпадающий с приведен­ным в «ключе», оценивается в один балл.

Подсчитывается сумма баллов в отдельности по каждо­му из шести столбцов. Эти суммы свидетельствует о склонности к работе с соответствующими предметами труда:

• 9-10 баллов: ярко выраженная склонность.

• 7-8 баллов: выраженная склонность.

• 4-6 баллов: склонность на среднем уровне.

• 2-3 балла: склонность не выражена.

• 0-1 балл: такой предмет труда активно отвергается - «что угодно, только не это».

По набранной сумме баллов в каждом столбце можно судить о склонности к профессиям разных типов. Ярко выраженная склонность или выраженная склонность по­казывают, что профессии именно этого типа наиболее ин­тересны, к ним выражено предпочтение (впрочем, это еще не гарантирует высоких способностей именно к та­ким профессиям, хотя в большинстве случаев человеку интересно как раз то, к чему он более способен). Если результат свидетельствует о наличии склонности на сред­нем уровне сразу к нескольким типам профессий, сле­дует выбирать профессии, сочетающие в себе разные

Природа

Техника

Другие

люди

Знаковые

системы

Художествен­ные образы

Сам человек



16



26

За

36






46



56



66






76






86









96

10а




106

11а




116




12а




126

13а




136

14а







146













15а







156

16а

166

17а

176

18а

186




19а

196

20а

206

21а

216

22а




226

23а




236

24а







246

25а




256

26а




266




27а




276

28а




286

29а







296













30а







306

предметы труда. Профессии из тех групп, склонность к которым не выражена, все равно могут быть освоены, но вряд ли станут любимыми и приносящими удоволь­ствие.

А теперь ознакомься с тем, что же подразумевают про­фессии разных типов. Предмет труда - это то, на что направлена работа; за создание, обслуживание или пре­образование чего работник получает деньги. Выделяют несколько групп предметов труда и соответственно им классифицируют профессии:

Другие люди. Это все те профессии, которые свя­заны преимущественно с общением между людьми, с их влиянием друг на друга. Например, это врач, менед­жер, учитель, психолог, социальный работник, продавец, тренер. Для успешного овладения такими профессиями важно желать и уметь активно взаимодействовать с людь­ми, любить общаться. Профессиональная подготовка в таких профессиях включает два основных компонента: один касается области выполнения работы (например, тренер должен очень хорошо знать свой вид спорта, а продавец - специфику предлагаемых товаров), другой - подготовки к эффективному деловому взаимодействию с людьми.

Природа. Такая работа направлена на объекты жи­вой природы. Например, это деятельность агронома, фермера, кинолога (профессионального собаковода, дрессировщика собак), ветеринара, цветовода, микро­биолога (специалиста по микроорганизмам), пчелово­да или лесника. Биологические объекты сложны, измен­чивы, нестандартны, для успешной работы с ними важ­на интуиция, заботливость, инициативность и самосто­ятельность. Обычно люди положительно относятся к живым объектам. В частности это происходит потому, что природа ассоциируется с отдыхом. Но чтобы сде­лать работу такого профиля своей профессией, одной любви к отдыху на природе мало, необходимо желание постоянно и активно взаимодействовать с растениями и животными.

Техника. Это профессии, связанные с созданием, обслуживанием или эксплуатацией технических уст­ройств. Например, это водитель, пилот, железнодорож­ный машинист, специалист по обслуживанию компьютер­ных сетей, инженер-технолог. К этой же группе относит­ся и большая часть так называемых «рабочих» профес­сий: токарь, слесарь, сварщик, станочник, крановщик и т. п. Больше всего таких специалистов требуется в раз­личных областях промышленности: для добычи и пере­работки полезных ископаемых, в металлургии, машино­строении, строительстве, на транспорте. Для достиже­ния успеха в таких профессиях нужен технический склад ума, точность, склонность к конкретным действиям, а не к абстрактным размышлениям.

Знаковые системы. В этих профессиях преобла­дает работа с текстами, документами, различными база­ми данных, математическими выкладками и т. п. (все это психологи называют «знаковые системы»). Примеры та­ких профессий: переводчик письменного текста, програм­мист, бухгалтер, экономист, корректор, делопроизводи­тель, эксперт-аналитик. Для такой работы важны пункту­альность, скрупулезность, усидчивость, аналитический склад ума. Должен присутствовать интерес к знаковым системам: текстам, таблицам, формулам, схемам, картам, разного рода условным сигналам и т. п.

Художественные образы. Деятельность таких про­фессионалов направлена на создание, совершенствова­ние с помощью разнообразных изобразительных средств, художественных образов. Это сфера живописи, скульп­туры, архитектуры, кинематографии, создания литератур­ных произведений и т. д. Можно назвать здесь такие про­фессии, как художник, скульптор, писатель, литератур­ный редактор, режиссер, кинооператор, дизайнер, рес­тавратор художественных произведений. Как правило, подобные профессии подразумевают творческую рабо­ту. Для овладения ими важны соответствующие способ­ности, хорошее воображение, готовность действовать в новых, необычных ситуациях, где нет готовых, шаблон­ных способов решения возникающих проблем.

Сам человек. Это профессии, в которых основной труд сводится к самосовершенствованию, и деньги че­ловек получает за демонстрацию того, что в итоге полу­чается. Таких профессий немного, зато их представите­ли часто находятся на виду у широкой публики. Напри­мер, это спортсмен, каскадер, актер кино и театра, пе­вец, фотомодель, цирковой артист. Для успеха в этих профессиях нужен очень высокий природный уровень задатков и способностей в соответствующей сфере, же­лание и готовность демонстрировать себя, работая «на публику», а также тяга к самосовершенствованию, пре­одолению внешних и внутренних ограничений.

Некоторые профессии невозможно отнести к какой-то одной из этих групп, они находятся на стыке несколь­ких. Взять, например, такую как кассир - операционист в банке. Он общается с клиентами, следит за состоянием их счетов и вносит изменения в базу данных при поступ­лении и снятии денег (т. е. взаимодействует со знаковой системой), активно использует в работе компьютер. Па­рикмахер взаимодействует с клиентами и создает мо­дельные прически - художественные образы. Работа секретаря (офис-менеджера, помощника директора) включает взаимодействие с посетителями организации и ответы на телефонные звонки, оформление документа­ции, и выполняется с использованием компьютера. А еще он, являясь «лицом фирмы», должен иметь презентабель­ную внешность и уметь представлять себя в выигрыш­ном свете.

  1   2   3   4   5   6