Главная страница

Дата: 15. 10. 2014г. Цель: Обеспечить условия для педагогов доу по изучению и внедрению в практику доу положений фгос до. Задачи


Скачать 126.48 Kb.
Название Дата: 15. 10. 2014г. Цель: Обеспечить условия для педагогов доу по изучению и внедрению в практику доу положений фгос до. Задачи
Шульгина Н.Е
Дата 29.03.2016
Размер 126.48 Kb.
Тип Документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №161

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

в соответствии с ФГОС ДО

Выполнила:

старший воспитатель

Шульгина Н.Е.

Нижний Новгород

2014г.
Форма проведения: Круглый стол.

Дата: 15.10.2014г.

Цель: Обеспечить условия для педагогов ДОУ по изучению и внедрению в практику ДОУ положений ФГОС ДО.
Задачи:

  1. Содействовать формированию знаний и умений по вопросу взаимодействия с семьями в современных условиях.

  2. Расширять знания о формах взаимодействия с семьями воспитанников.

  3. Развивать умения представлять свой опыт по методическому мероприятию, аргументировано отстаивать собственную позицию, преодолевать трудности и т.д.


Предварительная работа:

1. Работа с педагогами по подготовке к мероприятию (изучение темы, составление сценарного плана круглого стола)

2. Проведение разных форм методической работы (консультации, выставки, собеседования и т.д.);

3. Работа по самообразованию;

4. Подготовка технического оснащения к мероприятию, подготовка раздаточного материала, решение организационных вопросов.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, столы, стулья для участников, листы бумаги, карандаши, ручки, листы с заданиями.
Ход мероприятия:

- Добрый день, уважаемые коллеги и гости! Сегодня в нашем детском саду сетевое событие, очередное методическое мероприятие.

1. Слово хочу предоставить Юлии Константиновне Лакеевой - заведующей детским садом.

2. Открытие мероприятия - старший воспитатель Наталья Евгеньевна Шульгина

3. О важности и актуальности темы – воспитатель Ольга Сергеевна Балакина

Вед. Сегодня тема нашего методического мероприятия «Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами Дошкольного Образования. Мероприятия будет проходить в форме круглого стола.

Цель нашего мероприятия: Обеспечить условия для педагогов ДОУ по изучению и внедрению в практику ДОУ положений ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Содействовать формированию знаний и умений по вопросу взаимодействия с семьями в современных условиях.

  2. Расширять знания о формах взаимодействия с семьями воспитанников.

  3. Развивать умения представлять свой опыт по методическому мероприятию, аргументировано отстаивать собственную позицию, преодолевать трудности и т.д.

Надеюсь, наша встреча будет эффективной, информационной и давайте обсудим правила введения круглого стола.

1. Выслушивать друг друга.

2. Соблюдать временной регламент.

3. Не перебивать друг друга.

4. Будьте внимательны и активны.

Уважаемые коллеги, мне хотелось бы рассказать притчу.

«Давным - давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или нет?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был - готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

Уважаемые коллеги, а как вы думаете притча связана с современностью и изменениями, которые происходят в дошкольном образовании?. (высказывания).

Пожалуй, сегодня, в связи с современными изменениями в дошкольном образовании, каждому из нас, педагогов, стоящих у истоков детства, необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека - это ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее.

Человек, рожденный в семье, учится радоваться, сочувствовать, у него формируется характер, складывается эмоционально - нравственный опыт, уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно нам педагогам помочь, а также понять родителям воспитанников.

Ежедневное взаимодействие с родителями - это неотъемлемая часть деятельности педагогов ДОУ.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Ассоциации».

ИГРА «АССОЦИАЦИИ».

У каждого педагога взаимодействие с родителями с чем-то ассоциируется?

Задание: Я начинаю фразу вы продолжаете - для меня взаимодействие с родителями - это ….

Вед. – действительно процесс взаимодействия это горная тропа: то широкая, то узкая, с крутыми поворотами, завалами. На ней много подъемов и спусков.

Вывод: Уважаемые коллеги! Участие в игре позволила нам увидеть и проблемы и возможности практики взаимодействия педагогов ДОУ с семьей .

Мы отметили, что часто звучит словосочетание «взаимодействие с родителями». Давайте мы с вами попробуем дать определения. «Взаимодействие» (высказывания педагогов).

Взаимодействие может рассматриваться как: особый вид совместной деятельности (Х.И. Лийметс); как особый тип отношений субъектов; как процесс совместной деятельности и личностного обмена между субъектами и постоянно развивающийся в пространстве и времени (Н.Ф. Радионова) Взаимодействие как процесс характеризуют совокупная деятельность, информационная связь¸ взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. А ФГОС ДО деятельность взаимодействия рассматривает в форме сотрудничество - это общение «на равных», где родители выступают в позиции равноправных партнеров, а не в роли «учеников». Термин «сотрудничество» лежит в основе взаимодействия.

Вывод: Таким образом, взаимодействие - это взаимопонимание, взаимопроникновение, взаимоотношения, как особый тип отношения между людьми.

Вед. При организации взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьями мы пользуемся принципами. Внимание задание: назовите эти принципы: (участники называют и после слайд)

  • открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

  • сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

  • создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

  • диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.

Вед. Напомню вам - Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;

  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • воспитание уважения к детству и родительству;

  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

  • оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

Вед. В связи с этим мне хотелось по рассуждать.

ДИСКУССИЯ.

Любой вопрос регламентируется и обеспечивается нормативно - правовыми документами. Мы ранее изучали с вами эти документы. Мы поработаем с двумя документами: ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании Российской Федерации» и Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО».

А сейчас я приглашаю вас к разговору.

1. ФЗ «Об образовании РФ».

В ФЗ «Об образовании РФ» остановимся на 44 статье, который говорит о правах и обязанностях, об ответственности родителей. Мы сейчас поиграем. Передавая кубик мы будем называть права, а на обратно ответственность.

Таким образом, уважаемые коллеги вы продемонстрировали, что знаете ФЗ и надеюсь, используете в практике и переходим ФГОС ДО.

2. ФГОС ДО.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, определены основные положения по вопросу взаимодействия взрослых с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников.

Задание по тексту ФГОС ДО. У вас на столах листочки желтого цвета, найдите их. Вам необходимо найти и вставить пропущенные слова. 2 минуты вам дается для выполнения задания, начинаем работать.

1. Личностно - …………………………………..………………………… и ……………………………………. характер взаимодействия взрослых (родителей (………………… ……………….), педагогических и иных работников организации) и детей);

Личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей);

2. ………………………………….................... для участия родителей (законных представителей) в ……………………………………………… деятельности;

Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

3. …………………………………………………… с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, ……………….............. вовлечение их в образовательную ………………………………………., в том числе посредством создание образовательных проектов ………………………………………………. на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создание образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

  1. ……………………………………………………….. педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам …………………………….. и ………………………………………………. детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации).

Консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации).

  1. Обеспечение психолого – педагогической ………………. семьи и повышения компетентности ………………….(законных представителей) в вопросах ……………….и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Вывод: Вы хорошо поработали с текстом ФГОС ДО, вы правильно определили основные положения. Конечно же, это, личностно – развивающий и гуманистический характер, создание условий в образовательной деятельности, взаимодействие в непосредственном вовлечение родителей в деятельность, также родители нуждаются в консультационной поддержки.

Вед: 3. А как вы думаете, что влияет на качество взаимодействия с семьей? (высказывания участников).

Вывод: компетентность самого педагога влияет качество взаимодействия с семьями.

Таким образом, в дискуссионной части мы определили, что основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:

  • изучение семей воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.;

  • открытость детского сада семье;

  • ориентация педагога на взаимодействие с детьми и родителями.

Уважаемые коллеги, мы проговорили о нормативном обеспечении, о условиях взаимодействия. Нам важно сейчас остановиться на самом процессе взаимодействия. У вас на столах есть карточки зеленого цвета, со словами: РЕЗУЛЬТАТ, ЦЕЛЬ, ФОРМА, СОДЕРЖАНИЕ, они написаны не в последовательности процесса. Наша задача составить алгоритм взаимодействия, то есть слова расставить по порядку в той последовательности, в которой осуществляется этот процесс.

На первое место поставим, а почему? На второе, на третье, на четвертое?
1. ЦЕЛЬ 2. СОДЕРЖАНИЕ 3. ФОРМА 4. РЕЗУЛЬТАТ
Вед. Если определили алгоритм взаимодействия, следует остановиться на формах взаимодействия детского сада и семьи, разновидности вы знаете, это:

  1. Информационно - аналитические

  2. Познавательные

  3. Досуговые

  4. Наглядные

  5. Дистантные

У вас на столах есть листочки с таблицей «Формы взаимодействия с родителями», вам необходимо заполнить эту таблицу, уважаемые коллеги и вас гости тоже попрошу немного поработать с нами. Время на выполнения задания 3 минуты.

Информационно - аналитические формы.

Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Опрос, социальные опросы

Анкетирование

Патронаж

Интервьюирование

Наблюдение

Изучение медицинских карт

Психологические методики

Общение на интернет – форуме

Рекламные щиты

Плакаты

Информационные брошюры ДОУ

Презентация ДОУ

Сайт ДОУ

Общение на интернет – форуме

Общение с родителями выпускников и родителей детей, посещающих ДОУ

Информационная корзина

Почтовый ящик

СМИ

Интервью и беседа

Рекламные ролики

Рекламные проспекты

Познавательные формы.

Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими
особенностями детей дошкольного возраста; формирование у родителей практических навыков воспитания детей.


ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Педагогический консилиум

Педагогические конференции

Семинар – практикумы

Тематические консультации

Педагогический совет

Круглый стол

Презентации

Устный педагогический журнал

Симпозиум

Практикум

Вечера вопросов и ответов

Педагогическая беседа

День открытых дверей

Дебаты

Ознакомительные дни

Совместные экскурсии

Туристические походы

Педагогическая лаборатория

Читательская конференция

Аукцион

Семинар – практикум

Душевный разговор

Мастер класс

Ток – шоу

Вечера вопросов и ответов

Родительский университет

Родительские встречи

Дискуссии

Родительские тренинги

Дни добрых дел

Деловые игры

Семейная гостиная

Клубы для родителей

Эпизодические посещения

Родительские чтения

Общие собрания


Досуговые формы.

Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Дни открытых дверей

Праздники, развлечения, досуги

Кружки

КВН, викторины

Просмотр фильмов

Коллекционирование

Концерты

Соревнования

Совместные походы и экскурсии

Праздники, развлечения

Вернисаж

Совместные проекты

Выпуск семейных газет

Выставки

Семейные коллекции

Реликвий

Клубы отцов, бабушек

Семейные вернисажи

Благотворительные акции

Домашние гостиные

Совместные походы и экскурсии

Наглядные формы.

Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Тематические выставки

Информационные проекты

Организация дней открытых дверей

Выпуск газет

Организация мини – библиотек

Фотомонтаж из жизни группы, в кругу семьи

Анкетирование

Информационное оснащение группы (папки – передвижки, буклеты, информация о знаменательных датах)

Совместные дела (фотоконкурсы на различные темы)

Семейная летопись

Информационные листы

Как мы живем (интересные события)

Какие мы молодцы (размещаются успехи детей, педагогов, родителей)

Книга отзывов и предложений

Родительские газеты

Видеофильмы

Дистантные.

Это дистанционные формы взаимодействия с семьями.

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

e-mail

контакты

сети интернет


Спасибо, уважаемые коллеги.

Наше методическое мероприятие подходит к концу. Как вы, считаете, цель нашего мероприятия достигнута? Участвуя в мероприятии каждый из вас по- разному реагировал на содержание. Прошу высказать собственные впечатления от участия (высказывают мнения). Таким образом, надеюсь, что содержание деятельности круглого стола теперь мы можем использовать в практической работе.