Главная страница

Рабочая программа по курсу «Краеведение» для 9 класса составлена на основе документов: Закон РФ "Об образовании " №3266-1 от 10. 07. 92 ( с последующими изменениями и дополнениями)


Скачать 84.9 Kb.
Название Рабочая программа по курсу «Краеведение» для 9 класса составлена на основе документов: Закон РФ "Об образовании " №3266-1 от 10. 07. 92 ( с последующими изменениями и дополнениями)
Дата 16.03.2016
Размер 84.9 Kb.
Тип Рабочая программа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Краеведение» для 9 класса составлена на основе документов:

- Закон РФ “Об образовании ” № 3266-1 от 10.07.92 ( с последующими изменениями и дополнениями).

- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18.07.2002г.№2783.

- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312.

- Учебный план МБОУ Туимская СОШ №3 на 2012-2013 учебный год. Приказ № 75 от 01.09.12г.

Курс «Краеведение» для 9 класса включается в компонент образовательного учреждения учебного плана МБОУ Туимская СОШ № 3 на 2012-2013 учебный год.

Цели курса:

  1. воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свою Республику, район, (его традиции, памятники природы, истории и культуры);

  2. развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни;

  3. повышение качества подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации.


Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных географических, исторических, экологических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности;

- научить применять знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

- научить адаптации к условиям проживания на определенной территории;

-отработать практические навыки самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общая характеристика курса:
«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия. (Ф. Гансберг)

Главным объектом изучения краеведения является родная Республика. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курсов истории, географии, экологии в 5-8 классах. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в краеведении – историко-гео-экологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с созданием электронных презентаций при изучении отдельных вопросов и при выполнении зачётных работ. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями курса краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания.

Программа курса рассчитана на учащихся 9 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему селу, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.

Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к истории своего края, окружающей географической и экологической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Особенности программы.

Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: Ширинский районный краеведческий музей им. Лалетина, районная и сельская библиотеки, другие культурные учреждения и памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью: сбор и обработка интересной информации для подготовки выступлений и проведения уроков, создание электронных презентаций.

Изучение курса предусматривается в школьном компоненте федерального базисного учебного плана.

Формы контроля:

- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего контроля;

- презентации проектов учащихся.

Формы организации учебной деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные.

Технологии обучения и технологические приемы: проектные, проблемные, интерактивные, в том числе технологии критического мышления через чтение и письмо, поиск информации, дискуссии, дебаты, а также рекомендуется использовать технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций и социально-контекстного обучения.

Основные содержательные линии:

- историческая судьба Хакасии;
- достопримечательность Хакасии;
- традиции и быт хакасов; - шаманизм;
- природоохранная деятельность в Хакасии.


Согласно учебному плану МОУ Туимская СОШ № 3 программа курса «Краеведения» для 9 класса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) в течение первого полугодия 2012-2013 учебного года.

Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать

- суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;

- год рождения и даты основных этапов образования родного села, Республики;

- численность населения и национальный состав;

- выдающихся людей – уроженцев Республики Хакасия;

- основные формы рельефа, полезные ископаемые, особенности климата, внутренних вод, почвенно-растительного покрова,

- интересные природные объекты;

- историко-культурные достопримечательности;

- историю и традиции родной школы;

- крупные предприятия Хакасии;

- проблемы родного села;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Учащиеся должны уметь:
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,

- составлять краткую историческую характеристику территории на основе разнообразных источников информации и форм ее представления;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


Содержание учебной дисциплины



Название темы

Содержание темы

Количество часов

1

Введение в курс краеведения

Общая характеристика курса краеведения

1

2

Историческая судьба Хакасии

Историческая судьба Хакасии. История моего села.

3

3

Культура и религия хакасов

Традиции и быт хакасов. Шаманизм. Достопримечательность Хакасии.

6

4

Экология и география Хакасии

Экологические проблемы в Хакасии. Природные условия Хакасии. Природоохранная деятельность в республике.

3

5

Зачётные работы

Презентации зачётных работ


3

6

Обобщение

Обобщение курса краеведения


1




Итого:




17


Календарно-тематическое планирование по курсу краеведения 9 класс



Дата план

Дата факт

Тема

1

03.09




Введение в курс краеведения


2

10.09




Историческая судьба Хакасии


3

17.09




Историческая судьба Хакасии


4

24.09




История моего села


5

01.10




Экологические проблемы в Хакасии


6

08.10




Достопримечательность Хакасии


7

15.10




Достопримечательность Хакасии


8

22.10




Традиции и быт хакасов


9

29.10




Традиции и быт хакасов


10

12.11




Шаманизм


11

19.11




Шаманизм


12

26.11




Природные условия Хакасии


13

03.12




Природоохранная деятельность в Хакасии


14

10.12




Презентация зачётных работ


15

17.12




Презентация зачётных работ


16

24.12




Презентация зачётных работ


17

31.12




Обобщение курса краеведения



Источники информации и средства обучения

Литература для учителя

  1. Анжиганова Л.В., Зеленецкая Т.И. «Современная Хакасия». Часть I и II. Хакасское книжное издательство, г. Абакан, 2007г.

  2. Зеленецкая Т.И., Кудрявцева Т.Ю. «Методическое пособие для учителей по курсу «Современная Хакасия». Хакасское книжное издательство, г. Абакан, 2007г.

  3. Тугужева В.Н. «Из истории Хакасии». Хакасский республиканский институт усовершенствования учителей.

Литература для учащихся

  1. Бутанаев В.Я. «Хакасы», Москва, «Инсан», 1995г.

  2. Бутанаев В.Я. «Традиционная культура и быт хакасов», Хакасское книжное издательство, г. Абакан, 1996г.

  3. Кызласов Л.Р. «Древнейшая Хакасия», Издательство Московского университета, 1986г.

  4. Медведкина Е.И., Степанов М.Г. «Родной край – Хакасия», Хакасское книжное издательство, г. Абакан, 2007г.

  5. Никитина В.В., Кызласова А.Г. «Литература Хакасии». Учебная хрестоматия для 5 – 9 классов, Хакасское книжное издательство, г. Абакан, 1992г.

  6. Пантелеев А.Ф., Пантелеева Н.Н. «Из истории Хакасии». Хакаское отделение книжного издательства, г. Абакан, 1989г.

  7. Чебодаев П.И. «История Хакасии». Хакасское книжное издательство, г. Абакан, 1992г.