Главная страница

Центр детского творчества – открытая система в социокультурной среде Большереченского района


Скачать 66.81 Kb.
Название Центр детского творчества – открытая система в социокультурной среде Большереченского района
Дата 12.02.2016
Размер 66.81 Kb.
Тип Документы

Центр детского творчества – открытая система в социокультурной среде Большереченского района
Проблемы, связанные с самоопределением личности, всегда были предметом изучения философов, психологов, педагогов. Гармоничное развитие человека во многом определяет своевременный и правильный выбор жизненного пути, сферы творческой деятельности.

Современные подростки гораздо раньше вступают в самостоятельную жизнь, в систему общественных отношений. Многие из них испытывают потребность в творчестве, желают участвовать в разнообразных объединениях, клубах, кружках, хотят быть самостоятельными уже в школьные годы, получить основы будущей профессии.

Однако реальных возможностей для удовлетворения этих потребностей у современной школы недостаточно. Школа, в основном, направлена на обучение, на базовое образование, а раскрытие и развитее потенциальных способностей уходит на «второй план».

Восполнить это, во многом, призвано дополнительное образование детей.

Ценностью и целью педагогической деятельности в условиях Центра детского творчества является ребенок, воспитанник.

Основная цель образовательной деятельности в системе дополнительного образования – создание условий для самовыражения, саморазвития, самоопределения детей.

Деятельность УДО направлена на решение следующих задач:

- создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья;

- личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся;

- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;

- формирование общей культуры школьников;

- воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

Взаимодействие, то есть согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, - основополагающий принцип построения взаимодействий участников любого процесса.

Дополнительное образование как открытая социально-педагогическая система имеет широкие практические возможности разностороннего и разнообразного взаимодействия с семьей.

Взаимосвязь, сотрудничество и взаимодействие семьи и УДО в современной социокультурной ситуации приобретает важное социально-педагогическое значение. Деятельность педагога дополнительного образования будет гораздо эффективнее, если социальными партнерами педагога станут родители ребенка.

Задача педагога дополнительного образования заключается в поиске путей взаимодействия деятельности с родителями воспитанников с целью обеспечения единой образовательной среды, в которой основой жизни являлись бы наивысшие ценности.

Методами взаимодействия УДО с родителями являются следующие:

- родительские собрания;

- дни открытых дверей для родителей, отчетные выступления для родителей (концерты, выставки, соревнования и др.);

- открытые уроки, консультации, индивидуальные собеседования;

- досуговые программы для детей и родителей.

Многообразные связи с учреждениями образования, культуры, здравоохранения, общественными объединениями, высшими и средними учебными заведениями расширяют границы образовательно-воспитательного пространства.

Так, например, на селе многие школы тесно сотрудничают с Домами культуры, библиотеками. Детские объединения (кружки) ЦДТ, открытые на базе школ, имеют возможность творческого партнерства, что делает совместную работу более интересной, разнообразной и эффективной. Библиотека, как культурный и информационный центр, используя имеющиеся книжные фонды и различные формы и методы библиотечной работы, оказывает посильную помощь в деятельности и школ, и учреждений дополнительного образования.

При сотрудничестве с Домами культуры (и районным, и сельским) творческие коллективы ЦДТ имеют возможность выступать на «большой сцене», пригласить большее число родителей и гостей.

Сотрудничество УДО с общеобразовательными школами по развитию сети объединений позволяет совместными силами обеспечивать условия для развития детей и подростков, раскрыть их творческий потенциал в процессе занятий.

Кроме того, детские объединения ЦДТ открыты на базе других организаций и учреждений: Историко-этнографического музея, дошкольных образовательных учреждений.

Направления, по которым осуществляется дополнительное образование детей, соответствует основным тематическим направлениям дополнительных образовательных программ.

В Большереченском районе таких направлений 5. Кратко охарактеризуем деятельность ЦДТ по направлениям как возможность решения проблем воспитания и обучения молодежи.

  • Научно-техническое творчество занимает значительное место в системе дополнительного образования детей. Технические кружки, творческие объединения подростков требуют усиленного внимания и поддержки со стороны общественности, родителей, всех организаций, заинтересованных в улучшении воспитательной работы с молодежью, в подготовке технически грамотных и творчески мыслящих людей, в создании для подростков надежной альтернативы негативному влиянию улицы, способствующей профилактике правонарушений.

  • Детский туризм и краеведение – одно из приоритетных направлений в системе ДОД. История и культура, семейные родословные и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество – все это становится предметом познания детей, источником их социального, личностного и духовного развития, воспитания патриотов своей Родины.

В Большереченском районе получили развитие различные виды туристско-краеведческой деятельности: историческое, географическое, литературное краеведение, народное ремесла, этнография, музееведение, туризм.

Педагогически правильно организованная туристско-краеведческая деятельность – средство всестороннего развития личности. Она формирует нравственное здоровье участников, гуманизм и коллективизм, гражданскую, социальную активность.

Формы организации занятий в коллективах туристско-краеведческого профиля являются привлекательными для детей разного возраста, а особенно для подростков (походы, экскурсии, учения, сборы и т.д.).

  • Эколого-биологическое дополнительное образование детей направлено на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле. Кружки экологической направленности размещены не только на базе школ, но и в БИЭМ; все они тесно сотрудничают с Комитетом по охране природы, с областной станцией юных натуралистов и опытников сельского хозяйства.

В качестве способов организации дополнительной образовательной деятельности воспитанников по этому направлению выделяются экскурсии, походы, экспедиции, природоохранная работа, а также учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на привлечение детей к участию во всевозможных научно-исследовательских проектах, конкурсах и конференциях учебно-исследовательских работ, проведение самостоятельных исследований в окрестностях места жительства.

Шире применяется практико-ориентированный подход в экологическом образовании, активизировалась природоохранная деятельность. Разворачивается практика социального партнерства. Расширяются формы организации образовательного процесса с детьми различных социальных групп (дети с ограниченными возможностями, проблемами здоровья и развития, дети-сироты, одаренные дети). Развивается экологическое воспитание детей дошкольного возраста и в детских садах, и в ЦДТ.

  • Дополнительное образование художественно-эстетического профиля – по-прежнему одно из самых массовых и популярных среди детей и родителей. Именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.

Нами созданы творческие мастерские, студии и другие объединения, способствующие воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению воспитанниками основ будущего профессионального образования.

Одним из направлений в решении задач трудового и эстетического воспитания детей является расширение сети кружков декоративно-прикладного искусства, в этом плане включены лекции и беседы по народному и декоративно-прикладному искусству, посещение музея, выставок, художественных мастерских, картинной галереи.

Работа кружков ДПИ представляет большие возможности для ознакомления с рабочими профессиями художественного производства и традиционными народными промыслами.

А такие детские объединения как фольклорные, народные творческие коллективы помогают приобщить ребенка к подлинно народному творчеству, вводит его в мир русской национальной культуры (связь с музеем, ИКК «Старина Сибирская»).

Коллективы, занимающиеся драматическим искусством, музыкой, танцами имеют возможность показать свои способности на мероприятиях районного, областного уровня.

Способствуют этому наши «партнеры»: Комитет по образованию, Комитет по молодежной политике, Комитет по культуре, библиотеки, Комитет по социальной защите населения. Ведется совместная работа с Советом ветеранов войны и труда, Советом воинов-участников войны в Афганистане.

  • Социально-педагогическое направление представлено спектром детских объединений, главное назначение которых – социализация ребенка, определение собственной позиции, значимости.


Таким образом, охарактеризовав деятельность Центра детского творчества по направлениям, мы видим, что социальное партнерство с организациями и учреждениями района способствует решению проблем воспитания детей и молодежи.