Главная страница

Анализ деятельности школьного краеведческого музея «Летопись» моу большекошинской сош за 2012-2013 учебный год


Скачать 82.06 Kb.
НазваниеАнализ деятельности школьного краеведческого музея «Летопись» моу большекошинской сош за 2012-2013 учебный год
Дата03.03.2016
Размер82.06 Kb.
ТипАнализ

Анализ деятельности школьного краеведческого музея « Летопись»

МОУ Большекошинской СОШ

за 2012-2013 учебный год.

Современный этап развития цивилизации характеризуется глобализацией, охватывающей все сферы человеческой деятельности (политики, экономики, культуры и др.), а также нестабильностью, возникновением различного рода глобальных проблем и кризисов, политических и национальных конфликтов. Умение их преодолевать и предотвращать в будущем, адаптироваться к условиям быстро меняющегося окружающего мира и быть социально мобильным человеком возможно при условии достижения каждым членом общества высокого уровня образования. Особая роль при этом отводится общему и дополнительному образованию школьников, структурным компонентом которого является деятельность школьного краеведческого музея.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию. Требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

Школьный краеведческий музей позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления обучающихся на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды.

Музей в нашей школе выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций. Особенность музейной работы в школе заключается в том, что она выступает одним из средств организации образовательного процесса и подчинена решению задач по обучению, развитию и воспитанию учащихся, которые стоят перед школой. Отсюда вытекают цель и задачи программы развития музея, по которой велась работа в течение года.

Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

Задачи:

образовательные: расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музея;

развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучения краеведческого материала, развитие познавательного интереса
учеников к изучению истории;

воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны; формирование национальной терпимости, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.

Основные формы и методы деятельности музея:

- поисковые выезды и выходы на местность (походы, экскурсии), совместная деятельность педагогов со школьниками и их родителями, жителями села по сбору музейных предметов и краеведческого материала;

- работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с архивным материалом; опрос и анкетирование местных жителей, родственников, дарителей, специалистов для определения и описания музейных предметов, их регистрации в инвентарной книге музея.


Школьный краеведческий музей выполнял следующие функции:

Поисковая и исследовательская работа с учащимися;

Проектная деятельность

Координаторская работа с общественными организациями ( социальные партнеры: Селижаровский краеведческий музей, и архивный отдел Селижаровского района, Селижаровское Районное Отделение Тверского Областного Отделения Всероссийской Общественной Организации Ветеранов « Боевое Братство»,Большекошинская сельская библиотека, Дом Культуры, администрация сельского поселения)

Организационное проведение общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся и учителей;

Направления краеведческого движения в школе.

В течение текущего учебного года поддерживались связи:

-с районным краеведческим музеем, который проводит краеведческие уроки, приглашает обучающихся школы на различные мероприятия ( выставки, мастер-классы, экскурсии);

- с архивным отделом Селижаровского района, который в течение года проводят краеведческие чтения и экскурсии, на которые приглашают обучающихся нашей школы, делятся имеющейся информацией;

- с Большекошинской сельской библиотекой ( тематические лекции);

- с Селижаровским районным отделением « Боевое Братство»( организация детского отдыха, обмен имеющейся в его распоряжении информационного материала).

Советом музея продолжалась работа по сбору материала, изучению собранного материала, обеспечению учёта и хранению экспонатов. К сожалению, эти находки и еще более ста музейных предметов, собранных в предыдущие годы, до сих пор остаются полными не инвентаризированными, т.е. не оформлены в книге учета основного фонда музея. Обработка в процессе инвентаризации любого привезенного или подаренного музейного предмета требует немало времени, иногда на это уходит месяцы. Часто необходимым становится сбор информации для определения предназначения данного предмета, точного его названия, времени появления и других сведений через интернет, литературные, справочные и краеведческие источники, запросы в музеи или другие учреждения, консультации со специалистами. Эта кропотливая, но интересная работа, дающая возможность педагогам школы осуществить принципы индивидуализации образования школьников на основе их педагогического сопровождения при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута, который может быть представлен краеведческой исследовательской работой или проектом, или творческой работой/проектом по изучению данного музейного предмета/экспоната.

В течение 2012-2013 учебного года мы были участниками мероприятий муниципального и областного уровня:

  1. Конкурс школьных краеведческих музеев – 2-е место;

Силами руководителя музея и Совета музея велась просветительская (образовательная) деятельность, которая включала разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности со школьниками (тематические уроки, классные часы, экскурсии, конкурсы, подготовка экскурсоводов и др.).: Урок мужества по теме «Время выбрало их…» (встреча с представителями организации « Боевое Братство»); «Война 1812 года в событиях и лицах» - году истории посвящается..; День Конституции РФ - (экскурсия по залу истории символов России- видео-урок; Освобождение района от немецко-фашистских захватчиков (экскурсия, лекция); «Живая память Афгана» - Афганистан болит в моей душе ( к дню вывода российских войск из Афганистана - 15 февраля); День космонавтики – « В небо к звездам» - игровая программа; Тематическая лекция с презентацией – « Калининская область в годы Великой Отечественной войны» - ко дню освобождения Калинина и Калининской области от немецких захватчиков.

Также велась информационно-аналитическая деятельность, которая включала оформление стендов, выставок различной тематики; создание презентаций и компьютерных носителей краеведческой тематики: презентация « Мой виртуальный музей. Я поведу тебя в музей», стенд

« Мой край-Верхневолжье», фотовыставка Маркова А.В. . « Мой край родной» и др. К сожалению, в течение учебного года не были оформлены запланированные стенды: « Школа вчера, сегодня, завтра..» и « Трудовые династии земли Большекошинской», но материал подготовлен и нуждается только в обработке и в оформлении. Был подготовлен выставочный зал для передвижных экспозиций. На сегодняшний день тематика зала « Никто не забыт, ничто не забыто». В зале представлены стенды:

-« Без прошлого нет будущего» ( Большая Коша в годы Великой Отечественной войны);

- « Мы помним» (стенд к Дню освобождения пгт.Селижарово от немецко-фашистких захватчиков);

- « Наши ветераны»;

- « Опаленные Афганистаном и Чечней»;

- Краеведческий клуб « Летопись» ( деятельность клуба « Летопись»).

- карта « Боевой путь наших земляков».

Общественно-полезная деятельность музея также включала продолжение совместной работы с представителями районной организации « Боевое Братство», которая связана с их участием в подготовке и проведении в музее различных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения.( Урок мужества по теме «Время выбрало их…» (встреча с представителями организации « Боевое Братство», «Живая память Афгана» - Афганистан болит в моей душе ( к дню вывода российских войск из Афганистана - 15 февраля);)

В течение года сайт школы пополнялся новым материалом, по мере его поступления руководителем музея Бердниковой О.А.

За текущий учебный год были проведены следующие мероприятия:


№ п/п

Мероприятия

участники

Дата проведения

Ответственный

1.

Урок мужества по теме «Время выбрало их…» (встреча с представителями организации

« Боевое Братство»)

1-11кл.

17.09.2012.


Бердникова О.А.

СоловьеваО.


2.

«Я поведу тебя в музей»-


1-4 кл..




Бердникова о.А.

3.

«Война 1812 года в событиях и лицах» - году истории посвящается..


7,9 классы

декабрь

Бердникова О.А.

4

День Конституции РФ

(экскурсия по залу истории символов России- видео-урок)

6-9 классы

декабрь

Бердникова О.А.

5.

Освобождение района от немецко-фашистских захватчиков (экскурсия, лекция)

6-11 классы

январь

Бердникова О.А.

6.

«Живая память Афгана» - Афганистан болит в моей душе ( к дню вывода российских войск из Афганистана - 15 февраля);


1-11 кл

18.02.2013.


Бердникова О.А

7.

День космонавтики – « В небо к звездам» - игровая программа


. 1-6 классы

апрель

Бердникова О.А

8.

Участие в межмуниципальной конференции « Моя малая Родина» с проектом « Голос из прошлого: история деревни Большая Коша»

9 кл.

апрель

Бердникова о.А.

9.

Участие в конкурсе школьных краеведческих музеев




ноябрь

Бердникова О.А.

10

Тематическая лекция с презентацией –

« Калининская область в годы Великой Отечественной войны» - ко дню освобождения Калинина и Калининской области от немецких захватчиков.

7-11 кл.

декабрь

Бердникова О.А.

11.

Краеведческие чтения в районном архиве Селижаровского района

9 кл.

апрель

Бердникова О.А.

12.

Оформление выставочного зала для передвижных экспозиций.




Март-май

Бердникова О.А.



Запланированные мероприятия проведены в не полном объеме, что объясняется наличием насыщенного плана мероприятий из районного отдела образования.

Проанализировав работу за текущий год, на следующий учебный год ставлю перед собой следующие задачи:

  • пополнять школьный сайт и разработать экскурсии в веб-странице виртуального музея.

  • продолжить подготовку и проведение экскурсий с демонстрацией музейных экспонатов.

  • продолжить работу по ранее запланированным проектам.

  • Наладить сотрудничество с редакциями газет Селижаровского и Ржевского районов с целью освещения работы музея.