Главная страница

Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития,составление профиля индивидуального маршрута ребенка, через реализацию авторизованной иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет


Скачать 204.54 Kb.
НазваниеОпределение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития,составление профиля индивидуального маршрута ребенка, через реализацию авторизованной иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет
Дата07.03.2016
Размер204.54 Kb.
ТипДокументы

Представление и публичное выступление о разработке, создании, освоении, использованию и распространению инновационного исследовательского образовательного проекта по теме: Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития ,составление профиля индивидуального маршрута ребенка , через реализацию авторизованной иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет.

Руководители проекта учитель – логопед высшей категории Кантур Татьяна Георгиевна, учитель логопед первой категории Сидорова Таисия Сергеевна. МБДОУ ЦРР детского сада №2

Творческий вид деятельности учителей – логопедов МБДОУ ЦРР детский сад №2 Кантур. Т.Г Сидровой Т.С позволил достаточно точно сформулировать цели и задачи предстоящей деятельности , проанализировать и систематизировать совокупность имеющихся и необходимых средств, обеспечивающих, оптимальные пути достижения желаемого результата , а самое главное- раскрывают возможности для педагогического творчества

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующий противоречиями между :

В настоящие время для обследования детей используются набор методик в упрощённой вопросно-ответной форме , без учёта особенностей детей ( специфики их познавательной деятельности , эмоционально-волевой сферы , Несформированность регулирующей функции речи ).

В результате такой диагностики невозможно получить реальную картину развития ребёнка . Это часто приводит к ошибкам в оценке уровня речевого развития детей .

Необъективные диагностические данные не могут служить материалом для выявления структуры речевого развития , определение прогноза , реальных потребностей ребёнка , не могут быть использованы для изучения динамики , планирования и организации коррекционно-образовательной работы . Существующая ситуация не удовлетворяет , её надо изменить .

Исходя из вышеизложенного , мы видим актуальность и значимость проблемы разработки , использовании авторизованной иллюстративной методики обследования , которая представит выбор методов и технологий при всесторонним обследовании каждого ребёнка поступающего в детские сады (логопедический пункт , специальные группы ) .

Поэтому - управление проектирование предполагает :

1)Создание условий для перехода от существующей ситуации к желаемой ситуации .

2)Обеспечение прохождения четырёх стадий :

1.Организация проектирования (сформировать цель , задачи )

2.Разработка проекта (организовать , спланировать деятельность

3.Реализация проекта (оказание практической помощи , контроль за осуществление проекта )

4.Оценка результатов и последствий реализаций проекта (презентация )

Ожидаемые результаты : разработка и использование авторизованной иллюстративной методики обследования позволит решить следующие вопросы :

-учесть особенности детей с ФН , ФФН , ОНР

-создать красочный иллюстративный материал систематизируя его по 10 разделам

-сделать вывод о степени сформированности всех сторон речи в количественном качественном отношении (учёт допускаемых ошибок по диагностическим заданиям 10 разделов учитывая бальную оценку )

-спланировать коррекционно-развивающую работу в соответствии с реальным результатом обследования ( составить речевой профиль ребёнка на начало и конец учебного года ) , показать общий бальный результат в сравнении (мониторинг , динамика )

-вычислить суммарные индексы по каждому из разделов , и за все 10 разделов , на каждого ребёнка индивидуально

-включить в коррекционно-образовательный процесс инновационные авторские программно-методические разработки , которые , помогут вызвать наибольший интерес у детей повысить уровень речевого развития на 99-100 % .

-установить уровень успешности по каждому разделу и подвести общий уровень успешности за всю проведённую методику

-на основании речевого профиля , диагностических карт по 10 разделам составить индивидуальный коррекционный маршрут детей по коррекции с перечислением всех номеров , заданий наиболее вызывающих трудность у дошкольников

1. По коррекции фонетического недоразвития речи ( ФН ) ;

2.По коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи ( ФФН ) ;

3. По коррекции общего недоразвития речи (ОНР 2 , 3 , 4 уровень ) ;

-осуществить индивидуальный подход ;

-разработать диагностические карты по 10 разделам , которые позволят увидеть и провести процедуру обработки интерпретации данных , которые позволит проанализировать особенности выполнения заданий

-составить многоуровневое логопедическое заключение : определить механизм и формы речевой симптоматики

-создать пятибалльную систему при выполнении каждого задания , которая позволит , не только сделать оценку каждого задания , но и подвести общий балл , уровень успешности , по каждому из 10 разделов . Те задания которые вызвали затруднение включить в коррекционную индивидуальную работу

-составить подбор диагностических заданий по всем разделам в соответствии с возрастными особенностями детей

-выявить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребёнка , сравнить его результаты с результатами других детей

-учесть , что от правильно проведённой диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребёнка , но и часто его судьба .

-снизить влияние таких факторов , как недостаточная компетенция , предвзятость и другие индивидуальные особенности экспериментатора

Цель проекта: Использование авторизованной иллюстративной методике обследования детей 4-7 лет в коррекционном процессе

Задача №1Использование авторизованной иллюстративной методике обследования детей 4-7 лет в коррекционном процессе

ЗАДАЧА №2
Создание и подбор иллюстративного материала


Задача 3
разработка 5 - ти балльной системы, которая позволит получить сумму баллов и определить уровень развития по всем перечисленным разделам


Задача 4разработать авторизованную методику обследования , создать диагностические задания по всем разделам , разработать специальные критерии оценки в соответствии с возрастными особенностями детей. Слоговая структура слов.

Задача№5 Провести индивидуальную оценку каждого диагностического задания , провести подсчет суммы балла за все диагностические задания по каждому разделу.Подвести сумарную оценку по каждому из 10 разделов и вычеслить общий балл за выполнение всех заданий методики.Определить уровень успешности

Задача№6 Составление индивидуального речевого профиля ребенка. Мониторинг речевого развития , начала и конец учебного года

Задача №7 составление индивидуального коррекционного маршрута, индивидуальной программа по преодолении речевых нарушений.ФН,ФФН,ОНР 2 ,3,4, уровень. Многоуровненвое логопедическое заключение

Задача№8 Авторские , програмно-методические разработки используемые в коррекции речевых нарушений

Проект”Определение механизма и формы речевой симптоматики , уровня речевого развития ,составление профиля индивидуального маршрута ребенка , через реализацию авторизованной иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет

Данный проект может быть использован при обследовании дошкольников с речевыми нарушениями для установления логопедического заключения составление индивидуального речевого профиля , составление индивидуального коррекционного маршрута и отслеживание динамики речевого развития, используя речевой профиль и бальную оценку при исследовании и изучения важных разделов и направлений с опорой на разработанные диагностические задания с учетом возрастных возможностей детей.

(Работа учителей логопедов МБДОУ ЦРР детский сад №2

Краснодарского края ,Каневского района ,ст.Каневской.)

Обследование один из важнейших этапов, в ходе которого определяется уровень речевого развития дошкольников

Обследование даёт большие возможности для определения механизма и формы речевой симптоматики.

Обследование дает возможность составить индивидуальный профиль речевого нарушения и составить индивидуальную программу по исправлению и коррекции

Обследование является важным этапом коррекционной работы . От правильно проведенной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка , но и часто его судьба.

Обследование. Эффективность коррекционной работы логопеда определяется умением правильно оценивать структуру дефекта и степень выраженности нарушении.

Обследование охватывающие как речевые, так и неречевые возможности ребенка с использованием авторизованной иллюстративной методики обследования, позволит провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

Обследование дает возможность выявить сильные и слабые стороны речевой деятельности ребенка , сравнить его результаты с результатами других детей.

Цель проекта: Использование авторизованной методики обследования в коррекционно-образовательном процессе.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач

Разработка диагностических карт последующим разделам

Разработка диагностических карт по следующим разделам


1)Изучение исследование сформированности артикуляционной моторики


2)Изучение исследование сформированности произносительной стороны речи

3) Изучение исследование сформированности звуковой стороны слова

4)Изучение исследование сформированности фонематических процессов и готовности к звуко-буквенному анализу

5)Изучение исследование сформированности звуко –слоговой структуры слова

6)Изучение исследование сформированности импрессивной и экспрессивной речи.(словарь)

7) )Изучение исследование сформированности грамматического строя речи

8) Изучение исследование сформированности связанной речи

9)Изучение исследование сформированности тонкой моторики кистей и пальцев рук

10) Изучение исследование сформированносити неречевых прихических функций

Разработка диагностических карт.


  1. №5 темп8) №6 равномерность

  2. 9) №7 дифференциация

  3. 10)№8 переключаемость

  4. 11)№9 двигательные замены

  5. 12)№10 синкинезии

  6. 13)№11 оценка в баллах, уровень успешности



  1. Ф.И ребенка

  2. № упражнения

  3. №1 движения

  4. №2 тонус

  5. №3 обьем

  6. №4 точность


1)Изучение исследование сформированности артикуляционной моторики. Оценивающиеся параметры движения


9) Степень разборчивости речи.

10)Форма заикания,степень выраженности , вид судорог

11)Оценка в баллах,уровень успешности

Ф.И ребенка

  1. Состояние дыхательной функции. Тип, вид физ дыхания

  2. Состояние дыхательной функции. Речевое дыхание

  3. Состояние голосовых функций


2)Изучение исследование сформированности произносительной стороны речи


4)Состояние просодических компонентов речи . мелодика

5)Темп речи

6)ритм

7) Паузация

8)Вырразительность


3)Изучение исследование сформированности звуковой стороны слова


№5 проверка уровня владения,произношение звуков: Ш,Ж,Ч,Щ

№6 в закрытых слогах и со стечение согласных

№7 в словах в начале,середине,конце слов

№8 в предложениях

№9 проверка уровня владения,произношение звуков: Р,Рь,Л,Ль

№10 в закрытых слогах и со стечение согласных

№11 в словах в начале,середине,конце слов

№12 в предложениях

Ф.И ребенка

№1 проверка уровня владения,произношение звуков: С,Сь,Ц. в обратных слогах

№2 в закрытых слогах и со стечение согласных

№3 в словах в начале,середине,конце слов

№4 в предложениях



№17 проверка уровня владения,произношение звуков:Й или другие звуки

№18 в закрытых слогах и со стечение согласных

№19 в словах в начале,середине,конце слов

№20 в предложениях

№13 проверка уровня владения,произношение звуков: К,Кь,Г,Гь,Х,Хь

№14 в закрытых слогах и со стечение согласных

№15 в словах в начале,середине,конце слов

№16 в предложениях



№21 Оценка в баллах.Уровень успешности



№8 игра выделение слога в ряду слогов.

№9 выделение заданного слова в ряду слов

№10 проверка уровня владения фонематическим анализом

№11 игровое упражнение определение звука в названных словах

№12 определение места заданного согласного звука в начале, середине слова

№13 иг.упражнение. Сколько звуков в слове

№14 проверкак уровня сформированности фонематического синтеза

№15 оценка в баллах уровень успешности
4)Изучение исследование сформированности фонематических процессов и готовности к звуко-буквенному анализу


Ф.И ребенка

№1 проверка уровня владения фонематического слуха

№2 проверка уровня владения отраженного произведение рядов(пар) слов.

№3 проверка уровня владения дифференциацией звуков

№4 прверка уровня владения повторам фраз

№5 проверка уровня владения фанематическими прадставлениями

№6 проверка уровня владения фонематическими представлениями игра подбор слов заданным звуком.

№7 проверка уровня владения фонематическим восприятием игра выделение заданного звука в ряду звуков


5)Изучение исследование сформированности звуко –слогово\й структуры слова


№6 двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных ТЮЛЬПАН,ДЕЛЬФИН.

№7 трехсложные слова с закртым слогом ТЕЛЕНОК , ТЕЛЕФОН

№8сложные слова состичением согласных КОЛБАСА,ШАХМАТЫ

№9 трехсложные слова с закрытым слогом истечением согласных АВТОБУС ,ВИНОГРАД

№10трехсложные слова с двумя стечениями согласных ГАРМОШКА СКАКАЛКА

№11односложные слова с истичением согласных в слове ХЛЕБ ШКАФ

Ф.И ребенка

№1 проверка уровня воспроизведения изолированных слов.Двухсложные слова из открытых слогов. ВАЗА,НОТА

№2 Трехсложные слова из открытых слогов.МАШИНА,УТЯТА

№3 Односложные слова МАК,КОТ

№4.Двухсложные слова из открытого и закрытого слога. БАТОН,ОГОНЬ

№5Двухсложные слова состичением согласных в середине словаТЫКВА



№12 двухсложные слова с двумя стечениями согласных.СПИЧКИ ГНЕЗДО

№13воспроизведение сложных слов ПАРАШЮТИСТ МИКСТУРА

№14воспроизведение предложений НА КРЫШЕ У ШУРЫ ЖИЛ ЖУРАВЛЬ

№15 Оценка в баллах уровень успешности



Ф.И ребенка

№1понимание речи

№2 редко употребляемая лексика

№3 глагольный словарь

№4 словарь наречий

№5 подбор опрделений(цвет, форма ит.д)
6)Изучение исследование сформированности импрессивной и экспрессивной речи.(словарь)


№6 существительные обозначающие части предмета

№7 подбор синонимов

№8 подбор антонимов

№9 дифференциация близких по смыслу понятий

№10 уровень обощений

№11 оценка в баллах уровень успешности


\


№6согласование прилагательных, существительных,в роде,числе,падеже

№7согласование сущ. В разных падежах

№8 образование приставочных глаголов

№9 умение образовывать название детенышей

№10 образование сущ. В уменьшительно ласкательной форме

№11 образование относительных прилагательных

№12 образование притяжательных прилагательных

№13 согласование сущ. С числительными

№14 образование глаголов сов. Вида

№15 оценка в балах, уровень успешности

Ф.И ребенка

№1 проверка общего уровня языковой компитенции

№2проверка уровня конструировать предложения

\№3 владение сущ. Мн.ч,в Им. Падеже

№4 проверка уровня владения предложно- подежными формами

№5 сравнительная степень прелагательных
7)Изучение исследование сформированности грамматического строя речи


№4 пересказ

№5 рассказ по сюжетной картинке

№6 описательный рассказ

№7 оценка в баллах уровень успешности

Ф.И ребенка

№1 составление предложений

№2 рассказ по серии сюжетных картин

№3пересказ
8) Изучение исследование сформированности связной речи

9)Изучение исследование сформированности тонкой моторики кистей и пальцев рук.


Ф.И ребенка

№1 содержание пробы

№2 движения

№3 тонус

№4 обьем

№5 точность

№6 темп



№7 активность

№8 дифференциация

№9 переключаемость

№10 двигательная замена

№11 синкинезии

№12оценка в баллах уровень успешности


10) Изучение исследование сформированносити неречевых прихических функций


№6 память

№7 мышление

№8 графические навыки

№9 дивижение и действие

№10 внимание

№11Оценка в баллах и уровень успешности

Ф.И ребенка

№1 зрительное восприятие

№2 слуховой гнозис

№3 пространствнный праксис

№4 конструктивный праксис

№5 временное восприятие


ЗАДАЧА №2

Создание и подбор иллюстративного материала по каждому разделу

Изучение исследование сформированности артикуляционной моторики

Изучение исследование сформированности произносительной стороны речи

Изучение исследование сформированности звуковой стороны слова

Изучение исследование сформированности фонематических процессов и готовности к звуко-буквенному анализу

Изучение исследование сформированности звуко –слоговой структуры слова

Изучение исследование сформированности импрессивной и экспрессивной речи.(словарь)

Изучение исследование сформированности грамматического строя речи

Изучение исследование сформирован-ности связной речи

Изучение исследование сформированности тонкой моторики кистей и пальцев рук

Изучение исследование сформированносити неречевых прихических функций

Задача 3
разработка - ти балльной системы, которая позволит получить сумму баллов и определить уровень развития по всем перечисленным разделам


Раздел №2

Произносительная сторона речи

Высокий уровень 50 баллов

Выше среднего 46-49 баллов

Средний уровень 36-45 баллов

Ниже среднего 25-35баллов

Низкий уровень 10-24 баллов

Раздел №1

Артикуляционная моторика

Высокий уровень -50 баллов

Выше среднего 40-49 баллов

Средний уровень 30-39 баллов

Ниже среднего 20-29 баллов

Низкий уровень 10-19 баллов



Раздел №3

Звукопроизношение

Высокий уровень100баллов

Выше среднего 80-99баллов

Средний уровень 60-79 баллов

Ниже среднего 40-59баллов

Низкий уровень 20-39 баллов

Раздел №4

Фонематические процессы

Высокий уровень 70баллов

Выше среднего 56-69баллов

Средний уровень 42-55баллов

Ниже среднего 28-41баллов

Низкий уровень 14-27 баллов



Раздел №8

Связная речь

Высокий уровень 25баллов

Выше среднего 20-24баллов

Средний уровень 15-19баллов

Ниже среднего 10-14 баллов

Низкий уровень 5-9 баллов

Раздел общий №1-10

Высокий уровень баллов 585

Выше среднего 474-576 баллов

Средний уровень 357-464 баллов

Ниже среднего239 -347 баллов

Низкий уровень 117-229 баллов

Раздел №9

Мелкая моторика кистей и пальцев рук

Высокий уровень 50баллов

Выше среднего 40-49баллов

Средний уровень 30-39баллов

Ниже среднего20-29баллов

Низкий уровень 10-19 баллов

Раздел №7

Грамматический строй

Высокий уровень 70баллов

Выше среднего 56-69баллов

Средний уровень 42-55баллов

Ниже среднего 28-41баллов

Низкий уровень 14-27 баллов

Раздел №6

Словарь

Высокий уровень 50 баллов

Выше среднего 40-49баллов

Средний уровень 30-39 баллов

Ниже среднего 20-29 баллов

Низкий уровень 10-19 баллов

Раздел №5

Слоговая структура слова

Высокий уровень70баллов

Выше среднего 56-69 баллов

Средний уровень 42-55баллов

Ниже среднего 28-41 баллов

Низкий уровень 14-27баллов
л

Задача№4 Провести индивидуальную оценку каждого диагностического задания , провести подсчет суммы балла за все диагностические задания по каждому разделу. Подвести суммарную оценку по каждому из 10 разделов и вычислить общий балл за выполнение всех заданий методики. Определить уровень успешности

Характеристика диагностического материала . Разработка предлагаемых диагностических материалов осуществлялась с соблюдением основных диагностических принципов , сформулированных Л.С. Выготским и развитых другими исследователями (С.Я. Рубинштейн , 1970 ; А.Р. Лурия , 1973 , 1979 ; А.Н. Леонтьев , 1965 и др.) :

-принцип системного изучения ;

-принцип комплексного подхода ;

-принцип динамического изучения (базируется на концепции Л.С. Выготского о «зонах актуального и ближайшего развития ;

-принцип качественного анализа результатов обследования ;

При разработки авторизованной методики обследования мы опирались на известный в патопсихологии метод «обучающего эксперимента « (А.Я. Иванова, 1976 ; И.Ю. Левченко , 2000 и др.) Прежде , чем проводить обследование ребёнка необходимо :

-изучить медицинскую документацию ;

-уточнить сведения о его раннем речевом развитии , а так же выяснить , замечает ли ребёнок свой речевой дефект , как к нему относится , обращались ли родители раньше к логопеду и каков результат ;

-собрать сведения о семье ,речевой семье ;

-проанализировать данные психолого-педагогического обследования .

Предлагаемый материал сгруппирован по 10 разделам .

Новизна проекта заключается в модификации и создании авторизованной иллюстративной методики обследования в которой соединены лучшие педагогические технологии

При изучении и исследовании сформированности моторики артикуляционного аппарата используется известная методика (Г.В. Чиркина 1992, Г.А. Волкова 1993 , Т.Б. Филичева , Г.В. Чиркина 1991 , Л.В. Лопатина , Н.В. Серебрякова 1994 и др.)

При изучении исследовании сформированности

произносительной стороны речи использовалась литература следующих авторов Г.В. Волкова (2003г) , В.О. Йощенко (2006) Т.А. , Ткаченко , Л.В. Лопатина , Н.В. Серебрякова (1994г) и д.р.

При изучении и исследовании сформированности звукопроизносительной стороны речи проводится обследование согласных (если есть необходимость , то и гласных звуков , изолированно и на материале слогов . слов , фразовой речи .

Материал изложен в работах Г.В. Чиркиной (1992г) , Т.Б. Филичевой (1993г) , О.Е. Грибовой , Т.П. Бессоновой (1999г) , Т.Б. Филичевой , Т.В. Тумановой (1993г) и других авторов .

При изучении и исследовании сформированности фонематических процессов . Используемые в данном разделе приёмы схожи с пробами применяемыми в нейропсихологическом обследовании и позволяют выявить у ребёнка не только нарушение фонематического слуха , но и ряд других показателей А.Р. Лурия , (1973 , 1979) , Л.С. Цветкова (1971 , 1998) , Т.И. Власенко (1992)

При изучении и исследовании сформированности звукослоговой структуры слова задания формировали с опорой на 13 классов по Марковой .

При изучении и исследовании сформированности лексического развития , подбор перечней слов , разработка технологии обследования осуществлялось с опорой на исследования Ю.С. Ляховской (1967 , 1970) ; Н.П. Ивановой (1980) ; О.И. Соловьёвой (1966) и других авторов .

 При изучении и исследовании сформированности грамматического строя речи . Разработка содержания данного раздела осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями , составленными разными авторами (Л.Ф. Спирова , А.В. Ястребова (1992) ; Т.Б. Филичева , Г.В. Чиркина , (1993) ; И.О. Соловьёва .

При изучении и исследовании сформированности связной речи использовались исследования Р.И. Лалаевой (1998) , Г.А. Волковой (1993) , В.П. Глухова , Н.Ю. Боряковой (2003)

При изучении и исследовании сформированности тонкой моторики кистей и пальцев рук включены пробы Н.И. Озерецкого (1930г) А,Р. Лурия (1962 , 1969) и другие методики , модифицированные с учётом возраста и особенностей исследуемых детей .

 

При изучении и исследовании сформированности неречевых психических функций использовалась литература следующих авторов И.Ю. Левченко . Т.В. Волковской и др. Смотреть приложение №1

Задача№5 Провести индивидуальную оценку каждого диагностического задания , провести подсчет суммы балла за все диагностические задания по каждому разделу.Подвести сумарную оценку по каждому из 10 разделов и вычеслить общий балл за выполнение всех заданий методики.Определить уровень успешности Смотреть приложение №2

Задача№6 Составление индивидуального речевого профиля ребенка. Мониторинг речевого развития , начала и конец учебного года.смотреть приложение №3

Задача №7 составление индивидуального коррекционного маршрута, индивидуальной программа по преодолении речевых нарушений.ФН,ФФН,ОНР 2 ,3,4, уровень. Многоуровневое логопедическое заключение

В настоящие время , пока проблема классификации далека от своего разрешения , целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение . Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их .

Медицинский аспект классификации предлагает учёт того , какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой ) , в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом ) , какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство) , время наступления нарушения (до начала формирования речи , в процессе его или после того , как речь уже сформирована ) .

Логопедический аспект предполагает учёт того , какое звено речевой системы нарушено : нарушения голоса , лексического , грамматического , семантического строя речи .

Психологический аспект предполагает учёт того , в какой мере нарушена коммуникативная функция речи , какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение , каковы тенденции спонтанного развития расстройства , каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства .

механизм и форма речевого нарушения , характер отклонений в функционировании процессов и операций , обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности
.Дислалия функциональная : моторная , сенсорная , сенсо-моторная
.Дислалия органическая (механическая)
.дизартрия : бульбарная , псевдобульбарная , корковая , подкорковая , мозжечковая
.алалия : моторная , афферентная , эфферентная , сенсорная , оптическая :
речевую симптоматику
.сигматизм (отсутствие свистящих и шипящих звуков или их искажение : губно-зубной , призубный , межзубный , боковой , носовой , свистящий , шипящий ) : ламбдацизм (отсутствие звуков Л , Ль или их искажение ) и другие .
Состояние неречевых психических функций :слухового восприятия , внимания и памяти ; зрительного восприятия внимания и памяти ; психомоторики , оптико-пространственных представлений , невербального интеллекта , эмоционально-волевой сферы , особенностей поведения , игровой активности



План индивидуальной работы по коррекции фонетического недоразвития речи(ФН).

  1. Развитие под

вижности артикуляционного аппарата

  1. Коррекция звукопроизношения

  2. Развитие произносительной стороны речи(дыхание, голос, и т.д.)

  3. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков

  4. Развитие тонкой ручной моторики пальцев рук

  5. Развитие слухового зрительного внимания,памяти,логического мышления

  6. Формирование фонематических процессов и готовности к звуко - буквенному анализу

  7. Воспитание самоконтроля за речью



  1. Формирование практических умений и навыков, пользования правильною речью





План индивидуальной работы по коррекции фонетико фонематического недоразвития речи(ФФН).

  1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата №2,№3,№6

  2. Коррекция звукопроизношения №5,№6,№7,№8, №14,№15

  3. Развитие произносительной стороны речи(дыхание, голос, и т.д.) №1,№2

  4. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков

  5. Развитие тонкой ручной моторики пальцев рук №5,№7,№8

  6. Развитие слухового зрительного внимания,памяти,логического мышления №7,№8 №10

  7. Формирование фонематических процессов и готовности к звуко-буквенному анализу №1,№2,№10,№11

  8. Развитие звукослоговой структуры слова№13,№14

  9. Воспитание самоконтроля за речью

  10. Формирование практических умений и навыков, пользования правильною речью





План индивидуальной работы по коррекции общего недоразвития речи(ОНР 3 уровень).

  1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата

  2. Коррекция звукопроизношения

  3. Развитие произносительной стороны речи(дыхание, голос, и т.д.)

  4. Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков

  5. Развитие тонкой ручной моторики пальцев рук

  6. Развитие слухового зрительного внимания,памяти,логического мышления

  7. Формирование фонематических процессов и готовности к звуко-буквенному анализу

  8. Развитие звукослоговой структуры слова

  9. Развитие грамматического строя речи

  10. Развитие связной речи

  11. Воспитание самоконтроля за речью

  12. Формирование практических умений и навыков, пользования правильною речью

  13. Формирование неречевых психических функций




Многоуровневое логопедическое заключение


Логопедическое речевое заключение

органическая (механическая) Дислалия , фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) : сигматизм шипящих звуков (отсутствие) , ротацизм (отсутствие звука [Р]) , нарушение дифференциации свистящих и шипящих звуков ; нарушение полиморфное .

псевдобульбарная дизартрия , ОНР (3 уровень речевого развития ) : увулярное [Р], боковое произношение свистящих и шипящих , мягких переднее-и заднеязычных звуков ([Т] , [Д] , [К] , [Г] , [Х] ) и звука [Л] ; нарушение полиморфное . Несформированность фонематического синтеза . Снижение объёма предикативного словаря . Нарушения грамматических функций словоизменения и словоизменения и словообразования , выраженные экспрессивные аграмматизмы , нерезко выраженные импрессивные аграмматизмы . Речевая активность снижена . Несформированность психомоторики , слухового внимания и памяти . Невербальный интеллект в пределах средней нормы . В поведении адекватен , контактен , эмоционально лабилен .


Задача№8 Авторские , програмно-методические разработки используемые в коррекции речевых нарушений

  1. Практический материал по развитию фонетико-фонематической стороны речи детей 5-7 лет.

  2. Цикл логопедических занятий:»Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества у детей 6-7 лет»

  3. Логопедическая тетрадь №1 по формированию и коррекции лексики , грамматики , связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями

  4. Логопедическая тетрадь №2 по преодолению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

  5. Преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию авторской коррекционно-развивающей программы «Вижу, слышу и играю- правильно говорю!»

  6. Цикл логопедических занятий : «Обучение пересказу по серии сюжетных картин с использованием массажа фаланг пальцев»для детей 5-7 лет.

  7. Развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики у детей с нарушением речи по средствам бусографии.

  8. Иллюстративная методика обследования дошкольников 4-7 лет

Смотреть приложение. №4 буклеты