Главная страница

«Роль информационной среды в развитии познавательного интереса у обучающихся с овз»


Скачать 34.91 Kb.
Название«Роль информационной среды в развитии познавательного интереса у обучающихся с овз»
Дата04.03.2016
Размер34.91 Kb.
ТипДокументы



«Роль информационной среды в развитии познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ»

Познавательный интерес – избирательная направленность личности к познанию процессов предметов и явлений. Развитие познавательного интерес становится основой положительного отношения к учебе.

Процесс формирования познавательного интереса складывается под влиянием многих факторов. Решающими факторами являются содержание предмета, характер и формы работы учащихся. Реализуются они на уроке при помощи средств обучения, методов и приемов, которыми мы пользуемся. Когда ставим цели урока, мы никогда не пишем цель – чтобы было интересно, но стараемся отобрать такие формы работы, методы и приемы, которые пробуждали бы у учащихся интерес к познанию.

Я хочу остановится на роли информационной среды в формировании познавательного интереса.

Что такое информационная среда – средства обучения, при помощи которых мы можем собирать, преобразовывать, хранить и доводить до обучающихся информацию

Что относятся к информационным средам, которые может использовать учитель на своем уроке?

  • Электронные учебники,

  • Электронные словари и энциклопедии

  • Мультимедийные презентации

  • Информационные ресурсы интернета

Но существуют два очень важных условия использования инф. сред:

  1. Педагог должен обладать определенными техническими навыками и умениями

  2. Техническое оснащение кабинетов (хотя бы компьютер, хорошо бы с выходом в интернет)

Почему использование информационных сред побуждает интерес к познанию?

  • Обеспечивают наглядность и образность процессов и явлений;

  • Активизирует познавательную деятельность учащихся (детям просто интересно, как факт, что они работают с компьютером); трансформация восприятия компьютера как игрушки в средство получения информации;

  • Возможность использовать широкое информационное поле, в том числе Интернет, аудио и видео ресурсы;

  • Формулируется информационно коммуникативные умения (ребенок не просто игрок, а осваивает информационные среды, хотя бы самые простые word и т.д.)

  • Создается ситуация успеха: при неудачном выполнения задания есть возможность повторить. Часть практических работ имеет игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения

  • Если ребенок готовит сам презентацию, то ценна публичность защиты (оценка не только учителем, но и одноклассниками, положительная оценка за работу)- повышает ответственность за проделанную работу, повышает самооценку ученика.


Есть опасности при использовании информационных ресурсов:
- Доступность готовых ресурсов приводит к бездумному копированию, присваиванию чужого труда, использованию чужого мнения вместо формирования своего;

- Постоянное применение вызывает привыкание - и следовательно, снижение интереса. Ребенок не должен быть просто созерцателем, необходимо продумывать и включать активные методы и приемы работы на уроке
Преимуществом ИКТ технологий является то, что их можно применять на различных типах уроков и на различных этапах урока. Учитель может применять их как при индивидуальной, так и при фронтальной работе в классе.

Например:

  1. На этапе мотивации, где необходимо привлечь учащихся к деятельности, заинтересовать и увлечь их дальнейшей работой. В качестве стимула мы можем предложить викторину, игровые задания, или проблемный вопрос .



  1. На этапе опроса работа с компьютером может психологически облегчить учащимся работу, Для учащихся с ДЦП подкреплять устные вопросы зрительно, представить вопросы в интересной форме позволяет ранжировать вопросы с учетом инд. особенностей (вопросы от легких к сложным) . Отвечая на вопросы, мы поднимаемся к вершине. Совершая восхождение вы можете получить хорошие отметки. Для « 5» надо набрать 9 баллов, для «4» -6 баллов. Если вы отвечаете на вопрос, помеченный кружочком -1 балл, треугольником- 3 балла, ромб – 2 балла.

Логические опорные схемы позволяют визуально представить информацию как опору ребенку для ответа. У ребенка исчезает страх перед неправильным ответом.

  1. При изучении нового материала ребенок не должен быть пассивным зрителем, необходимо переключать виды деятельности: заполнение схем, таблиц, постановка вопросов, либо учащиеся сами находят информацию и ее представляют. Можно использовать не только презентацию, но интерактивные ресурсы.

  2. В заключение хочу обратить внимание на ресурсы интернета, которыми может воспользоваться учитель: Единая коллекция инф. образовательных ресурсов, где размещается разнообразный материал ко всем урокам, классам и предметам. Материал представлен в разнообразной форме: Презентации, мет. Рекомендации, интересные Факты, интерактивные материалы. Я хочу предложить думающую таблицу, которая хорошо отражает связь научных знаний с повседневной жизнью. Такую форму работы можно использовать при закреплении материала.

  3. Еще один ресурс интергуру- интернет государство учителей, где размещается разнообразный материал, и мы можем предложить свои разработки.

Хочу закончить свое выступление такими словами:

Скажи мне-и я забуду, покажи мне- и я запомню, вовлеки меня -и я научусь.