|
Виды творческих работ на уроках литературы
ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Перед учителем литературы очень остро стоит вопрос : как повысить интерес к своему предмету, как сделать книгу—классическую, сложную—верным и необходимым спутником школьников?
Уроки литературы требуют от учителя не только знания своего предмета, но и способности заинтересовать ребят, увлечь их в мир книг, заставить их переживать и радоваться вместе с героями литературных произведений.
Учащиеся средних классов обычно переживают то, о чем читают в художественном произведении, начинают более глубоко понимать его, учатся на уроках размышлять о героях, их поступках.
И особенно важно в этом возрасте привить детям стойкий интерес к литературе, любовь к книге, которая должна стать другом на всю жизнь.
Я хочу рассказать о тех видах творческих работ, которые применяю на уроках литературы. Один из таких видов деятельности — игра. Она способствует в равной мере ,как приобретению знаний, так и развитию многих необходимых качеств личности. Поэтому игра---не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне его.
Иных мнений, по—моему, быть не может. Другое дело определить, кто играет охотнее: ученики 5-8 классов или 9-11.Считаю, что все они хотят играть. Важно только, исходя из особенностей возраста, выбрать форму игры и использовать ее на уроке.
Например, в 5 классе проходим тему « Загадки». Провожу урок как игру—отгадывание. Напоминаю, что загадывать загадку—значит задавать задачу, интонация здесь особая. Ребят делю на группы, каждая получает карточки с загадками на определенную тему: «Природные явления.» , «Человек», «Вещи» и другие. Разгадывая загадки, дети разбирают их. Дома они придумывают свои загадки ,и на уроке всем классом отгадываем их. Например, такие: «Белая вата куда-то поплыла». (Облако); «По воде идет—не тонет, по огню идет—не горит». (Тень).
При изучении темы «Сказки» в 5 классе провожу викторину «В мире сказок». Я показываю им иллюстрацию, а дети называют сказку, отмечают, народная она или литературная, вспоминают, кто ее написал. Можно усложнить эту игру, не только назвать автора и сказку, но и объяснить, какой момент изображен на рисунке, пересказать этот эпизод. Это помогает формировать умение пересказывать главное, пересказывать кратко, но так, чтобы остальным было интересно слушать.
В 5-6 классах провожу небольшие викторины по произведениям, изучаемым в школе или просто по интересным детским книгам. Я читаю небольшой отрывок текста, а ребята называют произведение, автора, говорят, кому из героев принадлежат прочитанные слова или о ком идет речь. Стараюсь выбрать самые увлекательные эпизоды из рассказа, повести или сказки, и, если ученики не читали эту книгу, им обязательно захочется узнать, что будет дальше.
Иногда использую и индивидуальные задания в средних и старших классах. На карточках пишу отрывки из произведений и пронумеровываю их. Ученик, получив 3-4 карточки, записывает на листке их номера и рядом —названия произведений, фамилию автора, сцену, о которой идет речь. Если ученик не знает, то ставит прочерк. Ученикам такое задание нравится, потому что кажется легко выполнимым, а учителю просто его проверить.
Своеобразным получился урок в 8 классе, после изучения рассказа-главы «Фотография, на которой меня нет» В. Астафьева. Это был урок развития речи, но он имел и другие цели, кроме подготовки к сочинению, -- это развитие души, памяти—памяти о прошлом своей семьи, своего рода.
Когда на уроке обсуждали с учениками рассказ В. Астафьева, я предложила им принести из дома семейные фотографии, расспросить родителей, бабушек, дедушек, кто изображен на фотографиях, какие события отразились на них. Ребята принесли фотографии своих близких. Просто удивительно, с каким искренним интересом дети слушали выступления одноклассников,и не важно было, что некоторым фотографиям лишь 5-6 лет. Для них это тоже срок. Главное в другом_-- в пристальном внимании к близкому человеку, к его жизни, его переживаниям. Из такого малого и складывается большое: доброта, любовь, гуманизм… А этого нам, взрослым, часто не хватает…
Обычно в старших классах интерес к литературе у ребят падает. Причин много: и возраст, и большие по объему произведения. И чтобы как-то заинтересовать их, нужно применять новые виды работы на уроках литературы.
Например, в 10 классе, после того как были изучены произведения А. Н. Островского «Гроза», «Бесприданница», я вместе с учениками провела урок-викторину. Класс был разделен на три группы. Каждая получила свои вопросы.
Примерные вопросы, использованные в викторине:
1. «Вы блестящий барин лет за 30 из судовладельцев». Мнения персонажей о вас противоречивы. В глазах одних вы «идеал мужчины», для других вы лишь «промотавшийся кутила», «развратный человек». Кто же вы? (С. С.Паратов С. «Бесприданница».
2. Как называется ваш пароход? («Ласточка»). Кому вы его продаете? (Вожеватову) и т. п.
Все вопросы касаются Паратова С.С.
2 группа.
1. «Вы являетесь предметом поклонения и восхищения в своем кругу». «Эта женщина создана для роскоши», «дорогой бриллиант и дорогой оправы требует»,--так говорят о Вас. Ваше имя означает «чайка». Кто же вы?
(Л.Д.Огудалова. «Бесприданница».)
3 группа.
1.»Вы сирота. Семья ваша, кроме вас, состоит еще из одного человека—вашей сестры. Живете вы у богатого дяди из милости, терпите от него унижение. Ваше имя? ( Борис Григорьевич а».) и т. д.
И в ходе работы был выявлен лучший знаток пьес А.Н. Островского. На этом уроке все ребята активно работали, что бывает нечасто. Такие уроки вызывают живой интерес у ребят. Учитель же, помимо всего прочего, получает возможность в ненавязчивой форме выявить пресловутое знание текста.
Различные виды творческой деятельности помогают развивать интерес школьников к урокам литературы, к изучаемым произведениям. Но я думаю, что плодотворнее всего—непосредственное обращение к художественному тексту, чтение его, чтение осознанное, прочувствованное, выразительное ( в 5-6 классах—чтение по ролям).
Ведь только тогда ученик будет любить литературу, когда будет читать вдумчиво, когда поймет характер героев, проникнется их чувствами. Читая, читая и вновь читая, он учится понимать, чувствовать, переживать прочитанное произведение.
|
|
|