|
«Веселые звуки [ с ] и [ ш ]»
Конспект занятия по воспитанию звуковой культуры речи детей
Старшая группа
Тема: «Веселые звуки [ с ] и [ ш ]»
Интеграция образовательных областей (условное обозначение): (З) - «Здоровье», (Ф) - «Физическая культура». (С) - «Социализация», (Б) - «Безопасность», (П) - «Познание», (К) - «Коммуникация», (Ч) - «Чтение художественной литературы», (М) - «Музыка».
Режим
|
Образовательные задачи
|
Развивающие
+
задачи по воспитанию звуковой культуры речи
|
Воспитательные задачи
|
Оборудование
|
Содержание работы
|
Утро
Предшествующая работа
|
|
( К ) Развивать фонематический слух (звуковая культура речи).
|
( Ч ) Учить внимательно слушать текст потешки (формирование интереса и потребности в чтении).
|
Потешка.
|
Я предлагаю детям внимательно послушать потешку и выделить в ней сначала слова со звуком [ с ], затем со звуком [ ш ]. Потешку читаю два раза.
Как у нашего кота Шуба очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Глаза смелые, Зубки белые.
|
НОД Вводная часть
|
( П ) Дать представление о том, что стрекоза – это насекомое, она летает; дать представление о том, как выглядит стрекоза (природа).
|
( М ) Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к танцам, составлять композицию танца, проявлять самостоятельность в творчестве (развитие танцевально-игрового творчества).
( К ) Развитие речевого дыхания (звуковая культура речи)
( К ) Развитие речевого слуха (звуковая культура речи).
|
|
Магнитофон, диск с записью мелодии «Задорный танец» музыка В. Золотарева, воздушные шары.
Плоская игрушка «стрекоза» (вырезанная из картона) на веревочке.
Игрушка мишка.
|
Я раздаю детям воздушные шары и предлагаю им потанцевать. Включаю мелодию «Задорный танец» музыка В. Золотарева. Дети импровизируют под музыку.
После танца я спрашиваю детей:
- Вам было весело? (Да!)
- А с каким предметом вы танцевали? (С воздушным шаром).
А сейчас мы с вами поиграем со стрекозами.
Провожу с детьми упражнение «Поддувалочка».
Методика: каждому ребенку даю плоскую игрушку (вырезанную из картона) «стрекоза» на веревочке. Ребенок берет игрушку за ниточку, чтобы стрекоза была на уровне рта и дует на нее. Я слежу за тем, чтобы плечо ребенка не поднималось и чтобы он не надувал щеки в процессе ротового выдоха.
Задание: «У кого стрекоза дальше улетит».
После упражнения «Поддувалочка» я предлагаю детям поиграть с мишкой.
Провожу с детьми упражнение «Мишка».
Методика: Для этого упражнения я выбираю водящего, которому даю игрушку мишку. Далее дети рассаживаются в небольшой полукруг, а водящий отсаживается немного поодаль от них и поворачивается к ним спиной. Затем кто-нибудь из детей по моей негласной команде зовет мишку: “Мишенька, приди”. Водящий должен угадать, кто позвал медведя повернуться и подойти к тому ребенку, прорычать ему как медведь.
|
НОД Основная часть
|
( П ) Уточнить представление детей о жилище медведя – берлога (природа).
|
( К ) Закреплять правильное произношение звуков [ с ] и [ ш ]; учить детей различать эти звуки на слух и в произношении; произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками; учить определять место звука в слове (начало, середина, конец) (звуковая культура речи).
( З ) Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Снять физическое напряжение, ослабить утомление.
( К ) Учить детей отчетливо и внятно произносить фразы, в которых есть слова со звуками [ с ] и [ш] (звуковая культура речи).
( К ) Учить детей отчетливо и внятно произносить фразы, в которых есть слова со звуками [ с ] и [ш]; развивать силу голоса: переводить фразу с тихого на громкий голос; развивать интонационную выразительность: одну и ту же фразу произносить вопросительно, утвердительно и восклицательно (звуковая культура речи).
|
( С ) Закреплять умение выполнять правила игры (развитие игровой деятельности).
( Ч ) Учить внимательно слушать текст стихотворения.
|
Мешочек, игрушки и предметы в которых есть звуки [ с ] и [ш ].
Чистоговорки.
|
Провожу дидактическую игру «Чудесный мешочек»
Игровая задача. Правильно произносить слова со звуками [ с ] и [ ш ], определять место звука в слове.
Игровые правила.
Дети достают из мешочка (не глядя) игрушки и предметы в которых есть звуки [ с ] и [ ш ] (шишка, карандаш, мышка, мишка, шарик, шкатулка, собака, слон, сумка, стрекоза и др. )
Дети достают игрушку или предмет и произносят слово выделяя звук [ с ] или [ш].
После того, как ребенок назвал слово и правильно произнес звук, я прошу его определить место звука в слове (начало, середина, конец). Игровые действия.
Доставать из мешочка предмет или игрушку, называть ее.
Итог игры.
Я хвалю детей, отмечаю тех, кто справился со всеми задачами.
Физкультминутка «Мишка спит в своей берлоге».
Около лесной дороги
Мишки спят в своей берлоге
(дети присели – «мишки спят».)
Мы их всех сейчас разбудим
И посмотрим, что же будет.
(Проснулись, потянулись, мальчики побежали догонять девочек.)
Произнесение чистоговорок.
Я предлагаю детям внимательно послушать, а затем воспроизвести чистоговорки (хором или индивидуально).
Произнесение чистоговорок на звук [ с ]
Со-со-со - у машины колесо
Син-син-син - мы делили апельсин
Са-са-са - хитро-рыжая лиса
Са-са-са - меня ужалила оса
Су-су-су - заблудились мы в лесу.
Произнесение чистоговорок на звук [ ш ]
Ша-ша-ша – мама моет малыша
Ши-ши-ши - что-то шепчут камыши
Ше-ше-ше - это утка в камыше Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо Шу-шу-шу - я письмо тебе пишу.
Затем я предлагаю одному ребенку произнести чистоговорку в форме вопроса: «У машины колесо?», другому ребенку в утвердительной форме: «У машины колесо», а третьему ребенку в восклицательной форме: «У машины колесо!» И так со всеми чистоговорками. Слежу за тем, чтобы каждый ребенок принял участие в этом упражнении.
|
НОД Итоговая часть
|
|
|
|
|
Я предлагаю детям вспомнить, что мы делали на занятии: танцевали с воздушными шарами, играли со стрекозами и мишкой, играли в игру «Чудесный мешочек», слушали и произносили чистоговорки с разной громкостью голоса и интонационной выразительностью.
Спрашиваю, что больше всего понравилось, выслушиваю ответы детей.
Хвалю детей за то, что они активно и правильно отвечали.
|
Последующая работа
Прогулка
Вечер
|
|
( Ф ) Развивать физические качества: быстроту, выносливость, ловкость.
( К ) Учить детей отчетливо и внятно произносить фразы, в которых есть слова со звуками [ с ] и [ш] (звуковая культура речи).
( К ) Закреплять правильное произношение звуков [ с ] и [ ш ] (звуковая культура речи).
|
( С ) Воспитывать умение проявлять доброжелательность, честность, справедливость в подвижных играх со сверстниками; закреплять умение выполнять правила игры (развитие игровой деятельности).
( Ч ) Учить внимательно слушать текст стихотворения (формирование интереса и потребности в чтении).
( Б ) Закреплять умение соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности).
|
|
Провожу подвижную игру со стихотворением «Гуси-лебеди».
На одной стороне площадки определяют место для гусятника, где живут гуси, а на противоположной - поле, где они пасутся. Между полем и гусятником место для волка - волчье лежбище.
Одного ребенка выбирают волком. Волк сидит в лежбище, а гуси - в гусятнике. Я начинаю игру словами: "Гуси - лебеди, на поле!". Гуси вылетают, размахивая крыльями. Я читаю стихотворение:
Гуси-лебеди, летите
Гуси-лебеди, пляшите.
Гуси-лебеди, пляшите,
Быстро крыльями машите.
Гуси-лебеди домой, Серый волк под горой. Что он там делает? Рябчиков щиплет. Ну, бегите же домой!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
Правила игры. Гуси должны «лететь» после слов: «Гуси – лебеди на поле!» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»
Провожу упражнение «Назови имя».
Я говорю детям: «Назовите мне имена мальчиков и девочек со звуком [ с ] (Саша, Костя, Соня, Света и др.)
После того как дети назвали все имена, которые знают со звуком [ с ], я прошу их назвать имена мальчиков и девочек со звуком [ш] (Маша, Миша, Алеша, Ксюша и др.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|