|
Вагу Мария Викторовна заместитель директора по увр, учитель истории
Вагу Мария Викторовна
заместитель директора по УВР, учитель истории
Государственного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 334
Невского района Санкт-Петербурга
Эпизоды из истории Белоруссии на уроках истории России как одно из средств формирования толерантности в рамках проекта «Национально-культурное взаимодействие на постсоветском пространстве на примере сотрудничества школ России и Республики Белоруссии
Несколько лет наша школа входит в ассоциацию «Золотое кольцо школ – друзей Белоруссии», цель которой - развитие и укрепление дружеских связей с Республикой Беларусь. Коллектив школы изучает историю, традиции и культуру братского народа, ежегодно проводит декаду Белоруссии, активно сотрудничает с фондом «Белые росы».
Изучение славянской культуры позволяет не только ученикам, но и педагогам осознать свою самобытность, приобщиться к духовным истокам своей страны, а также к традициям и обычаям братского белорусского народа. В 2006г. коллектив школы начал работу по проекту «Национально-культурное взаимодействие в сфере образования на постсоветском пространстве (на примере сотрудничества школ Санкт-Петербурга и Белоруссии)». С 2008г. работа над проектом осуществляется при сотрудничестве с фондом «Белые росы».
Материалы по истории Беларуси предназначены для ознакомления с основными значимыми событиями, историческими личностями и деятелями культуры. История двух братских народов тесно взаимосвязана, достаточно вспомнить, что на заре создания Древнерусского государства народы входили в единую древнерусскую народность, потомками которой в будущем стали в силу исторического развития русские и белорусы.
Эпизоды из истории Белоруссии возможно органично включить в курс «История России», не нарушая структуры российского исторического образования. В таблице приведены варианты включения эпизодов из белорусской истории в темы уроков по истории России.
Темы уроков по Истории России
|
Эпизоды из Истории Белоруссии
|
Возникновение Древнерусского государства
|
Полоцк- самый древний город Белоруссии, основанный в 862году. Путь «из варяг в греки»
|
Принятие христианства
|
Рогнеда-дочь полоцкого князя Рогволда, жена великого князя Владимира
|
Феодальная раздробленность
|
Информация о Полоцком княжестве и княжеско-вечевом строе
|
Великое княжество Литовское
|
Белорусские земли в составе княжества
|
Борьба с Западом
|
Яков- воин из Полоцка, отличившийся в Невской битве 1240 года. Грюнвальдская битва 1410 года.
|
Борьба с Золотой Ордой
|
Участие князя Андрея Полоцкого в Куликовской битве
|
Культура XYI-XYII веков
|
Франциск Скорина –восточнославянский и белорусский гуманист, просветитель, первопечатник
|
Отечественная война 1812 года
|
Оборонительные бои под Полоцком и Могилевом. Бои под местечком Мир, в которых отличилась Надежда Дурова.
|
Культура начала XX века
|
Витебск- один из художественных центров России. М.Шагал. К.Малевич.
|
Образование СССР
|
Участие БССР в образовании СССР. Укрупнение территории БССР за счет ряда районов РСФСР почти в 2 раза.
|
Великая Отечественная война
|
Партизанское и подпольное движение. ХАТЫНЬ. Вклад белорусского народа в Великую Победу. Участие БССР в основание ООН.
|
Причины, обусловливающие актуальность выбранного направления.
Наиболее общей причиной являются тенденции глобализации мирового пространства. В современном мире успешность функционирования государства в целом и конкретной личности в частности возможна только в условиях взаимосвязи национальных, религиозных культур. Особую значимость эта тенденция приобретает в контексте взаимодействия двух братских славянских народов, связанных более чем тысячелетними историко-культурными традициями.
Еще одна значимая причина – это реализация образовательных проектов на государственном и городском уровнях по развитию толерантности. Идеи нашего проекта способствуют развитию толерантности, как у учеников школы, так и у педагогов.
Третьей причиной является наличие между Россией и Республикой Беларусь межгосударственных соглашений, направленных на осуществление тесной экономической и культурной интеграции. В образовательном же отношении для нас принципиальное значение имеет Президентская инициатива «Наша новая школа». Этот документ имеет стратегическое значение и определяет сегодня основные тенденции развития отечественного образования.
|
|
|