|
Урока литературы и изо «Пейзаж в поэзии и живописи начала ХХ века»
Конспект интегрированного урока литературы и ИЗО «Пейзаж в поэзии и живописи начала ХХ века»
для учащихся 6 класса
Выполнили:
Васильева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы;
Кузовкова Елена Всеволодовна, учитель ИЗО и технологии.
Цели урока:
Воспитание нравственно-эстетического восприятия мира
Знакомство с жанром лирического пейзажа;
Учиться анализировать стихотворения
Развитие ассоциативно-образного мышления, памяти, умения анализировать материал, навыков публичного выступления.
Задачи урока:
Расширить знания о жанре пейзажа.
-
Познакомить обучающихся с пейзажными стихотворениями И.А.Бунина и художников родного края;
Способствовать развитию творческого воображения, эстетического вкуса, любви к природе;
Укреплять межпредметные связи (литература, изобразительное искусство, МХК).
Предполагаемые результаты:
Подготовка и защита проекта «Иллюстрация к пейзажному стихотворению» по результатам и анализу папки с ответами(кейса).
Ход урока
Учитель литературы: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами попытаемся соединить два прекрасных учебных предмета – Изобразительное искусство и русскую литературу. На уроке мы с вами проведем параллели, найдем точки соприкосновения этих учебных предметов.
Учитель ИЗО: Мы постараемся использовать необычный метод анализа работы (сопоставим пейзажные стихотворения и картины русских художников-пейзажистов). Применив «кейсовый метод», каждая группа учащихся набирает количество правильных ответов в свою папку.
Учитель литературы: Наша задача на сегодняшний урок: сопоставить пейзажные стихотворения И.А.Бунина и весенние пейзажи русских художников. Посмотрите в окно, что происходит за окном нашего класса? Какое прекрасное время года наступает? Конечно же, это весна.
Учитель ИЗО: Рассмотрите картины, подобранные к сегодняшнему уроку и сделайте анализ при помощи карточек (1), опросника (2).
Карточка 1: Вычеркните карточки, не относящиеся к пейзажу.
природа
надпись
цветы
человек
Картины к уроку:
4
3
2
1
8
7
6
5
9
10
8
7 - Какие картины называют пейзажем и почему?
Ответы детей.
- Назовите известных вам художников-пейзажистов:
Саврасов 2. Моне 3. Куинджи
4. Жостовская роспись 5. Левитан.
(дети самостоятельно выбирают фамилии художников)
Педагог дает развернутое понятие о жанре пейзажа, делается акцент на работы художников, которые мы рассматриваем.
- Выберите картины (по номерам), которые можно отнести к жанру пейзаж?
-Выберите цвета, которые художники чаще использует в написание весенних пейзажей для передачи весеннего настроения?
1. голубой
2. синий
3. ярко красный
4. черный
5. коричневый
6. темно зеленый
7. свет зеленый
8.белый
Ответы детей.
Учитель литературы: Мы видим великолепные пейзажи художников, но в литературном произведении также используется пейзаж.
Вспомните, в каких произведениях литературы мы встречали описание природы?
Зачем автор может использовать пейзаж в литературном произведении?
Сейчас вам предстоит провести настоящее исследование. Сегодня вы впервые познакомитесь с русским поэтом, писателем Иваном Александровичем Буниным. Это человек удивительной судьбы, пронесший через всю свою жизнь любовь к России, к русской природе. Итак, начнем. Откройте учебники и прочитайте стихотворение Ивана Александровича Бунина «Бушует полая вода…».
Ученики читают стихотворение:
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
1892 год
О чем стихотворение?
Какие чувства вызвали у вас эти строчки?
Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете стихотворение?
Что вы представляете, читая стихотворения Бунина?
Как в стихотворении отражается стремительность наступления весны, а затем неторопливость пробуждения природы?
Как описывается весна от начала стихотворения к концу, от образов “дикой” природы к образам деревенского пейзажа?
Какими звуками и запахами наполнен весенний воздух? С помощью каких частей речи автор передаёт эти ощущения?
-
Как поэт выразил прозрачность, наполненность воздуха?
Учитель ИЗО:
- Давайте выберем картину, на которой художник наиболее ярко показал весенний воздух?
- Какая картина лучше показывает настроение первого стихотворения И.Бунина? Объясните, почему вы так считаете.
Учитель литературы: Прочитаем следующее стихотворение Ивана Бунина, подумайте, чем отличаются два стихотворения? (Эмоциональный фон стихотворения, возраст автора, строки длинее, почему?)
Ученики читают стихотворение:
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы...
Все цветет и поет, молодые надежды тая...
О весенние зори и теплые майские росы!
О далекая юность моя!
1900 год
Обратите внимание на то, сколько лет было автору во время написания первого стихотворения, сколько во время написания второго?
Как вы думаете, изменилось ли мировосприятие Бунина за время, прошедшее между двумя стихотворениями?
Найдите строки, с помощью которых автор передает свою радость в одном и в другом стихотворении.
Учитель ИЗО: Давайте выберем картину, которая может проиллюстрировать второе стихотворение. Объясните свой выбор.
Учитель литературы: Поговорим ещё об одном стихотворении Бунина «Первый соловей». Прочитайте его.
Первый соловей
Тает, сияет луна в облаках,
Яблоня в белых, кудрявых цветах.
Зыбь облаков и мелка, и нежна,
Возле луны голубая она.
В холоде голых, прозрачных аллей,
Пробует цокать, трещит соловей.
В доме, уж темном, в раскрытом окне,
Девочка косы плетет при луне.
Сладок и нов ей весенний рассказ,
Миру рассказанный тысячу раз.
1916 год
Что вы можете сказать об этом стихотворении?
Как вы думаете, кто видит весну в этом стихотворении?
Сочетание монохроматических
цветов
цветов
Яркое солнце
Пастельные краски Учитель ИЗО: Какие приемы использует художник, создавая пейзаж? Карточки.
Эпитет
Олицетворение
Контрастные сочетания
Сравнение
Метафора
Учитель литературы: Теперь разберемся, чем может пользоваться поэт, изображая картины природы в стихотворении.
Карточки. (Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора; вспомнить, что это?) Найдите в прочитанных стихотворениях художественные средства, использованные автором.
Заполните таблицу.
Выберите из стихотворений примеры сравнений, эпитетов, олицетворений, метафор.
Сравнение
|
Эпитет
|
Олицетворение
|
Метафора
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какое из стихотворений вам понравилось больше остальных, почему?
Какое из стихотворений вы смогли бы иллюстрировать?
В заключение нашего урока ученикам предстоит выполнить последнее задание: написать синквейн о весне.
Синквейны учеников:
«Весна!
Яркая и красочная.
Приходит, цветет, уходит.
Весна, весна, и все ей радо!
Чудесное время года!»
**** ****
«Весна!
Чарующая, яркая.
Тает, шумит, расцветает.
Здорово наблюдать за цветением весны!
Чудесная весна!»
«Весна!
Искрящаяся, радующая!
Волнует, радует, очаровывает.
Все ждут тебя!
Сказка!»
«Весна!
Ранняя, поздняя!
Шумит, разливается, блещет.
Нам очень нравится весна!
Сияние!»
Выводы:
- Чему научились на сегодняшнем уроке?
-Что нового узнали?
Рефлексия: выберите значок, которым вы можете оценить урок и свою работу на уроке (желтое солнышко – отлично, белое солнышко – хорошо, тучка – удовлетворительно).
Домашнее задание: защита проектов «Иллюстрация к пейзажному стихотворению»
Ребята, вашим домашним заданием будет проиллюстрировать стихотворение И.А.Бунина. А следующий урок вам будет предоставлен для рассказа о ваших работах.
Учителями предложена последовательность оформления проектов.
№
|
Содержание проекта
|
Источник информации
|
1.
|
Тема:
|
|
2.
|
Задачи:
|
|
3.
|
Форма: презентация, доклад, синквейн
|
|
4.
|
Анализ материалов кейсовой папки, собранной на уроке
|
|
5.
|
Представление работы.
|
|
Дети представляют работы и читают выбранные стихотворения.
Выполнили:
Васильева Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы;
Кузовкова Елена Всеволодовна, учитель ИЗО и технологии.
|
|
|