Главная страница

Урок взаимного обучения учащихся по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е»


Скачать 49.86 Kb.
Название Урок взаимного обучения учащихся по теме «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е»
Дата 06.03.2016
Размер 49.86 Kb.
Тип Урок

Урок взаимного обучения учащихся

по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е» (7 класс)

Учитель русского языка и литературы

Сотникова Н.Г.

МБОУ СОШ №10

ЦЕЛЬ: формирование навыка написания НЕ с наречиями в занимательной нетрадиционной форме в результате групповой работы над материалом.

ЗАДАЧИ: 1) В познавательно-занимательной форме подать новый материал; формирование навыков научного высказывания на заданную тему (р/р).

2) сопоставление нового материала с изученным (написание НЕ с различными частями речи); опережающее обучение(по теме «Буквы Е-И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий»)

3)Взаимопощь учащихся при работе над новым материалом, воспитание чувства коллективизма, ответственности.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Таблица по повторению «НЕ с различными частями речи»

2. Опорный конспект по новой теме «НЕ с наречиями на –о, -е» и такие же конспекты на столах.

3.Сигнальные таблички с названиями экипажей.

4.Отличительные знаки членов экипажей.

5.Табель оценок.

6.Жетоны для жеребьёвки.

Ход занятия

Подготовительный этап (предварительный)

  1. В классе формируются «экипажи» из 4-х человек:

- командира – самого сильного ученика

- штурмана – послабее

- двух пилотов

Им раздаются отличительные значки и таблички с названием «экипажей» ( «Орленок», «Чайка», «Буревестник», «Ласточка», «Журавлик», «Сокол»).

  1. Подготовка к жеребьевке для отчета экипажей.

Жетоны:

«Выбор» 2 шт. – отвечающего назначает учитель

«Делегат» 1 шт. – экипаж сам определяет посланца для ответа

«Доверие» 2 шт.- опрос не проводится, выставляются оценки, полученные в группах (система корректировки)

«Счастливчик» 1 шт.- никто из экипажа не отвечает.

  1. Вступительное слово учителя

РЕБЯТА! Сегодня мы проведем необычный урок, урок взаимного обучения по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е». Для этого мы заранее сформировали экипажи. Каждый экипаж состоит из 4-х человек: командира, штурмана и 2-х пилотов.

Я прошу подойти ко мне командиров и взять сигнальные таблички с названиями экипажей, по которым я буду определять вашу готовность в группах.

Итак, экипажи, я буду вашим руководителем полётов. Я ставлю перед вами цель: усвоить новую тему. Свою работу мы построим следующим образом. Сначала повторим уже изученный материал о правописании НЕ с различными частями речи, потом я объясню новую тему урока, далее начнется работа в группах. Командир по опорному конспекту повторит все для своей команды, мы закрепим, и потом по команде примет зачёт у «штурмана», 1-го и 2-го пилота, внесет оценки в табель.

Только после этого мы проведём отчет экипажей. А вот как именно это будет происходить, решит жребий!

Итак, экипажи, вы готовы?

  1. Повторение по таблице «НЕ с различными частями речи»

  1. Рассмотреть каждую колонку таблицы, определить, чем является НЕ: частью корня, частицей или приставкой, дополнить каждую часть речи своими примерами.

  2. Найти сходство (по пунктам) у некоторых частей речи.

  3. Выполнить карточки на скорость( по экипажам):

(Не)красивый поступок, (не)видел выхода, большой (не)ряха, (не)навидеть ложь, (не)правильное решение, (не)аккуратность в работе, (не)брежный жесть, мой недруг, (не)правильный, а ошибочный, (не)глубокая, но рыбная река, сильно (не)годовать, это (не)ветер, крайне (не)серьёзный, (не)знает прошлого,(не)достает слов, дом (не) кирпичный;

  1. Объяснение нового материала.

- Наречия, которые оканчиваются не на –о или –е, а на другие гласные, НЕ пишется раздельно.

  • Не по-весеннему

  • Не издалека

  • Не по-дружески

  • Не по-соседски

  • Не очень

  1. Подробное объяснение

Вспомним написание НЕ с существительными и прилагательными.

Слитно Раздельно

I) Без «НЕ» не употребляется: I)Противопоставление с союзом А

Эта работа выполнена Мальчик ударил не сильно,

небрежно. а слабо.

II) Можно заменить синонимом: II)Если есть слова нисколько,

Ничуть, нисколько

Он рассказывал неинте- Она рассказывала вовсе не

ресно (= скучно, плохо) интересно.

3).Обратиться к записи в углу доски (см. выше).

- С какой частью речи содержание правила «НЕ с наречиями»

совпадает полностью? (с прилагательными).

  1. Закрепление

К доске вызываются по очереди «смельчаки» (по одному человеку от команды).

Игра «Четвертый лишний» (Записать примеры, применяя поморфемное письмо, под диктовку, найти «лишнее» слово , объяснить, по какому принципу исключили) – объяснительный диктант.

Жить не-близ-к-о, летать не-выс-ок-о , не-быстр-о выполнить, не выс-ок-о, а низко; неряш-лив-о одет; не-плох-о выполнил, натоплено не-жар-к-о, нисколько не слож-но; говорить не-лж-ив-о, слушать вовсе не_интерес-н-о, не-хорош-о подумал, не-удач-н-о пошутил

V)Работа в группах.

Теперь командир ещё раз повторит правило своему экипажу и вы все вместе приведете примеры на каждый случай. Далее командир примет зачет у штурмана, оценит его, и они вместе примут зачёт у пилотов. Все оценки заносятся в табель.

VI) Отчёт экипажей.

Проводится жеребьёвка, в результате которой к доске выходят 3 человека и пишут диктовку на оценку.

Диктант (проверка с капитанами).

Едет небыстро; ночь пришла не спокойно, а тревожно; негодующе посмотреть; чертит неплохо; ударил несильно; расположен не далеко, а близко; отнюдь нелегко выполнить; нелепо выглядит; доказывать нисколько не убедительно.

VII) Подводятся итоги, выставляются оценки.

Заключительное слово учителя.

Итак, на сегодняшнем уроке мы поставили перед собой цель усвоить новый материал по теме «НЕ с причастиями». Я думаю, что все экипажи с этой задачей успешно справились. Помогли нам в этом уже имеющиеся знания по правописанию НЕ с другими частями речи. К сегодняшнему уроку вы пришли с большим багажом знаний. Наречие – последняя самостоятельная часть речи, которую мы изучаем в большом объёме. Нашу табличку можно дополнить присоединив к ней наречие.

Но вернёмся к нашему опорному конспекту, ещё раз посмотрите на случаи слитного и раздельного написания. На следующем уроке мы будем работать над темой «Буквы Е-И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий». Посмотрите в свои конспекты, когда пишется НЕ? Когда пишется НИ? Знакомо ли вам правило? Когда мы его изучали? (О правописании отрицательных местоимений)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Повторить «НЕ с наречиями», составить текст из 5-7 предложений, применяя изученное правило.