Главная страница

«Мне жизнь всё как то коротка…»


Скачать 83.63 Kb.
Название «Мне жизнь всё как то коротка…»
Дата 24.02.2016
Размер 83.63 Kb.
Тип Сценарий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г.Гусь -Хрустальный

Сценарий литературного вечера ,посвящённого

200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

«Мне жизнь всё как – то коротка…»

Автор : учитель русского языка

и литературы

Высоких Алла Викторовна

2014

Пояснительная записка.

2014 год в России объявлен Годом Культуры. Именно сейчас важно понять , в чём выражена сила русского слова , кто является носителем истин- ного смысла русского духа. С этой целью мы обращаемся к лучшим образ- цам классической литературы. Прекрасным совпадением наших интересов явилось празднование 200- летия со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

Яркой кометой пронеслась жизнь поэта , но оставила глубокий след в сознании читателя. В чём загадка его судьбы? Как дар предвидения сказался на его творчестве? Какие тайны его гибели ещё предстоит нам открыть? Над этими вопросами и задумались ученики 6-11 классов, обращаясь к теме этого

литературного вечера.

Цель вечера: попытаться проанализировать и понять особенности художественного мира М.Ю.Лермонтова , прикоснуться к тайнам его судьбы и осознать значение его творчества для русской культуры.

Основным методом работы является принцип объединения в группы по интересам ребят разных возрастов от 11 до 17 лет:

- Исследователи собирали материалы к сценарию;

- Чтецы учили наизусть стихотворения;

- Декораторы занимались оформлением класса;

- Музыканты работали с фонограммой;

- Особая группа составляла презентацию;

- Актёры репетировали сцены;

- Костюмеры подбирали наряды.

Предполагаемые результаты:

- побуждение к чтению, формирование устойчивого интереса к изучению русской литературы; - развитие творческих способностей ;

-сплочение коллектива;- адаптация учеников разных возрастных и психологических групп в сообществе единомышленников.

Сценарий литературного праздника.

«Мне жизнь всё как-то коротка…»

( посвящённый 200-летию М. Ю .Лермонтова)

Часть 1 . / Восточная мелодия /

Чтец1 Славное место – эта долина! Со всех сторон горы неприступные , красноватые скалы , обвешанные плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами , а там высоко- высоко золотая бахрома снегов, а внизу – река , обнявшись с другой безымянной речкой , шумно вырывающейся из чёрного , полного мглой ущелья , тянется серебряной нитью и сверкает , как змея своей чешуёй…

В-1 Здесь , на Кавказе, 170 лет назад, 15 июля 1841 года , состоялась дуэль Лермонтова и Николая Мартынова .Местом дуэли было назначено подножие горы Машук недалеко от Пятигорска.

Чтец 1 День был знойный , удушливый , в воздухе чувствовалась гроза. На горизонте белая тучка росла и темнела. Подошва Машука устлана кустарниками и травой , вершина этой знаменитой горы высится над всей местностью. Далее поднимается пятиглавый Бештау, а налево от него величаво глядит седой Эльбрус , синея белизной своей снеговой вершины / музыка /

В-2 Дуэли не придавали серьёзного значения. Все были убеждены , что противники обме-

няются выстрелами , подадут друг другу руки и всё закончится весёлой пирушкой.

В-1 Кроме 4-х секундантов , Л. и М. , было ещё несколько лиц в качестве зрителей , спря- тавшихся за кустами. Доктора не было , потому что никто не хотел ехать , думая , что всё закончится миром . Экипажа на случай перевозки раненого тоже не было…/музыка, сцена дуэли : Л., М. , секунданты…/

В-2 Лермонтову было около 27 лет.

/музыка , сцена «Ангел»/ Романс « Выхожу один я на дорогу» / или чтец 2/

Часть 2 Чтец 2 Он был дитя, когда в тесовый гроб

Её , родную , с пеньем положили…

В-2 Память о матери глубоко запала в чуткую душу 3- летнего мальчика: как сквозь сон , слышался милый её голос , звуки её песни доводили его до слёз .Рядом с ним были всегда её альбом, куда он вносил свои рисунки , и её дневник.

Чтец 3 стихотв. О матери

В-1 Убитая горем Елизавета Алексеевна , бабушка Миши, приказала снести большой барский дом в Тарханах , свидетеля смерти мужа и дочери, воздвигнув на этом месте цер- ковь во имя Марии Египетской. Рядом построили небольшой дом с мезонином, где и поселились бабушка с внуком . С нежнейшего возраста он рос в атмосфере её бесконеч- ной любви .Она следила за его играми, её поражала ранняя тяга мальчика к созвучиям ре- чи. / Сцена « Первые рифмы» М : Баба , слушай : пол- стол, кошка – окошко, Солнце – оконце;

Б. : Молодец , Мишель./ мальчик рисует, пишет/

В-2 Рано уже любил мальчик часами глядеть на луну , следить за облаками, воображать в них рыцарей, волшебниц, замки, великанов, драконов. Впечатлительный , ранимы , бо- лезненный ребёнок обладал неимоверной тягой к природе и всему живописному,образном

/ раннее стихотворение/ М. будто отрывается от рисунка… на фоне

Музыки….М и Б. уходят

В-1 Только тонкий , чувствительный , музыкально одарённый человек мог создать такие замечательные стихотворения / композиция : музыка : «Горные вершины»/

В-1 Ст. «Г.В» - перевод « Ночной песни странника»немецкого поэта Гёте. « Какое ти- хое, успокоительное чувство ночи после знойного дня веет в этой маленькой пьесе Гёте, так грациозно переданной нашим поэтом»-, писал Белинский.

В-2 Простые и выразительные строки тонко и поэтично рисуют пейзаж , передают настро ение тихой просветлённой печали и философии жизни.----«На севере диком» , « Утёс»

В-1 Лёгкое, воздушное настроение легкомысленной тучки становится раздумьем поэта –изгнанника . о своей судьбе- « Тучи» - музыка/

В-2 Л. – один из самых музыкально одарённых поэтов. Песни матери ,обучение игре на скрипке , занятия музыкой в Благородном пансионе при Московском университете и в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков повлияли на создание таких произведений , как « Песня про купца Калашникова» и « Казачья колыбельная песня».

В-1 « Читая всякую строку , вышедшую из-под пера Л., будто слушаешь музыкальные ак корды и в то же время следишь взором за потрясёнными струнами ,с которых сорваны они рукой невидимой,»- писал Белинский. / фрагмент из « Казачьей…»/

В-2 Многие композиторы обращались к поэзии Л., находили в его стихах близкие, волну ющие их мотивы. Мятежный, романтический дух , стремительность, взволнованность сти- хотворения « Парус» сумел прекрасно передать композитор Варламов. /романс/

Часть3. Кавказ.

В-1 В голове мальчика , юноши бродило уже многое. Он многое хотел поймать, испытать схватить ,будто торопился жить .Чуткий ко всем явлениям жизни, он черпал в них вдохновение . Таким порывом впечатлений стал для Л. Кавказ. Бабушка , желая поправить здоровье внука, несколько раз возила его на Воды.

В-2 Кавказ открыл ему свои объятья , которые заменили ему и ласки рано умершей матери, и дружбу близких, и даже далёкую родину. И первая любовь посетила его на кавк. в 10-летнем возрасте. Ребёнок-девушка с белокурыми волосами и голубыми глазами лет девяти , и синее южное небо , и хребты гор , одетые причудливыми облаками , шум воды, и пышная зелень в блеске теплых лучей, и румяный закат долго потом вспоминал мальчик- поэт .Не в силах найти подходящую рифму, пишет он дифирамб стихотворной прозой. - / Чтец 1 : Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё, вы носили меня на своих одичалых хребтах : облаками меня одевали вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю о вас да о небе...

В-1 В 1830 г. он признался : «Люблю я Кавказ»

Чтец 2 «Люблю я Кавказ» / фон- акварели/

В-1 К . стал для Л. второй родиной .

Часть 4 « Русская душа».

В-1 Но первая родина-Россия, она звала , требовала внимания, любви. Удивительным было

время учёбы в Благородном пансионе при МУ и в школе гвардейских подпрапорщиков в Петербурге . Патриотический подъём , желание выполнить серьёзное дело охватывали студентов, среди которых известные всем И.А.Гончаров, А.И Герцен и др.

Сомнения, наполнившие душу поэта ,поставили его перед выбором : избрать военную карьеру или писать стихи , от которых он не мог отказаться. Писать и прятать ?

Может быть, попытаться совместить эти два важных для него дела?

В-2 Под влиянием романтизма, свойственного эпохе, молодой поэт обращается к твор- честву Ламартина , Пушкина, Шиллера, Байрона. В первую очередь, мрачная и призывная муза Байрона нашла отголосок в его поэзии. Но, подражая английскому поэту , он оста- вался самим собой , выбрав свой великий самобытный путь ./ Чтец : « Нет, я не Байрон..»/

В-1 « Русская душа» Л. была привязана к Москве, к МУ

/ тот же чтец : Москва, Москва, люблю тебя, как сын…/

Здесь он впервые осознал значение победы в 1812 году, проникся духом патриотизма. А стихотв. «Бородино» стало учебным пособием по истории для многих поколений русских людей. / композиция – фрагменты из ст .- 5 класс/.

В -2 Занятия Л. историей и стариной России внушили ему потребность написать поэму о русской жизни. В 1835 г. он создаёт поэму «Боярин Орша», переделывает её несколько раз. Центральным персонажем её является боярин времён Иоанна Грозного .В ней отразились жестокие нравы времени, когда запирали в комнате до конца жизни, предавая голодной смерти, закапывали заживо в землю, по-зверски пытали, убивали невинных.

В-1 Ещё 15- летним юношей Л. зачитывался русскими былинами , интересовался народными поверьями и сказаниями из сборника Кирши Данилова, впитывал дух и лад народной речи.

В-2 В творческом порыве работы над « Песней про купца К.» зимой 1836 г. он устраивает в Тарханах кулачные бои между крестьянами. Кул. бои были национальной потехой, проявлением удали молодецкой и ,часто, способом разрешения спора. Довольный виденным, поэт подарил крестьянам несколько участков леса , а сам написал удивительную поэму. В «Песни про купца К.» картина кулачного боя между Кирибеевичем и к.К за честь Алёны Дмитр. является ключевым эпизодом./ сценка, музыка/

В-1 Бой, поединок, дуэль странным роком преследовали Л. В 1837 г. роковая весть о дуэли Пушк. потрясли М.Ю. Он разразился тревожным стихотворением « На смерть поэта». Как известно, сначала Л. написал его без 16 заключит. строк, и оно было воспринято благожелательно .Сам Л. нервно больной, расстроенный, лежал дома, переживал эпопею 2,5 суток – с 27 по 29 янв. , и будто в горячке крикнул : « Если над ними нет закона и суда земного , если они палачи гения , так есть и божий суд.» Эта мысль почти дословно вошла в последний фрагмент стихотворения . / Чтец – последние 16 строк/

В-2 Ни одной строки этого стихотворения николаевский двор не простил Лермонтову. На экземпляре произведения , переданном царю, услужливой рукой было написано: « Воззвание к революции!»

В-2 Известность ст. Л «На смерть поэта» быстро разнеслась .Ни в одном из посвящений не звучало такой силы , и таланта, и любви , и негодований , ни одно из стихотворений так полно не выражало чувств всей России . В строках этого гневного вызова власти звучали и пророческие нотки собственной судьбы Л. Поэт в России был обречён на борьбу, свободу и раннюю смерть. / музыка/

В-1 Пылкость 22-летнего поэта была наказана.Он был арестован , 27 февраля 1937 г. последовало высочайшее «повеление , по коему лейб-гвардии Гусарского полка корнет Л.

переводится тем же чином в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.»

Часть 5

В-2 Опять Кавказ! Тамань. Чёрное море. Действующая армия. Горцы. Опасность. Всё это привлекало внимание поэта-офицера , обостряло чувства, воспоминания о бабушке, любимых девушках. В его воображении возникали чуть размытые лица 9-летней белокурой девочки. Двоюродной сестры Анны Столыпиной , Софьи Бахметьевой , Кати Сушко- вой , Вареньки Лопухиной. Их черты угадываются в образах героинь его произведений: кн. Лиговской, Бэлы, кн.Мери, Веры, Нины .

В-1 Друзья, сражения, странствия, поездки, возвращение в Петербург, потом – опять Кавказ. Юношеская весёлость всё чаще уступала припадкам меланхолии. В голове- множество замыслов : драма «Маскарад», р-н « Герой нашего времени», кавказские поэмы, стихи – и один и тот же сон : его труп в жаркой долине Кавказа , среди жёлтых вершин скал, труп с дымящейся в груди раной , труп одинокого , непонятого странника…

В-2 Ещё в 17 лет Л. написал: Мне жизнь всё как-то коротка,

И всё боюсь, что не успею я

Свершить чего-то…

Он спешил жить .За 4 года известности поэт стал и кумиром поколения , и предметом зависти , даже ненависти.

В-1 Людей, недостаточно знавших его, он скорее отталкивал, давая волю остроумию.

В то же время , он мог быть кроток и нежен, как ребёнок, в характере его преобладало задумчивое , грустное настроение.

Его ненавидели за резкость и остроту языка . « Тут высказалась , - говорили они ,- вся его армейская натура, показалось ослиное ушко из-за накинутой львиной шкуры.»

Предметом насмешек Л. становились многие , но в имени Николая Соломоновича Ма- ртынова мир узнал причину гибели поэта.

В-2 М. был красивый мол. офицер, блондин высокого роста. Он был всегда любезен, весел , пел под фортепьяно романсы, полон надежд на свою будущность, мечтал дослужиться до генеральского чина . Но в отставку ушёл всего лишь майором, без орденов .Из изящного молодого человека сделался каким-то дикарём с огромными бакенбардами , с огромным кинжалом . Этот кинжал на поясе Мартынова , Мартышки, как его назвал поэт , и послужил предметом насмешек , скорее шалостей Лермонтова.

Часть 6 Заключение.

В-1 / музыка/ Выстрел раздался , и Л. упал, как подкошенный, не успев схватиться за больное место. Секунданты подбежали… В правом боку дымилась рана , в левом- сочилась кровь…Неразряженный пистолет оставался в руке.

Чтец 1 Чёрная туча , медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели Вечную память новопреставленному рабу Михаилу.

В-2 Тело Л. лежало под проливным дождём. Так умирал истекающий кровью юноша-поэт.

Ему было около 27 лет.

Чтец-1 Гроза прошла .Стало совсем тихо. Полный месяц ярким сиянием осветил окрестность и вершины гор , спавших во тьме ночной . Небо и звёзды /чтец 2/Романс «Выхожу»