Главная страница

Урок технологии в рамках реализации фгос иващенко Надежда Сергеевна


Название Урок технологии в рамках реализации фгос иващенко Надежда Сергеевна
Дата 06.03.2016
Размер 62 Kb.
Тип Урок

Современный урок технологии в рамках реализации ФГОС
Иващенко Надежда Сергеевна

Учитель технологии МБОУ Жердевской СОШ №2
Современный подход разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состоит в развитии функциональной технологической компетентности(грамотности) учащихся,  инвариантной  различным видам созидательной деятельности. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения. В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. В связи с этим необходимо менять технологию  работы учителя, т.к. требования  новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно - ориентированный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения.

Современный учитель технологии должен уметь варьировать содержание программы в зависимости от реальной  материально - технической базы школы по предмету, учитывая  склонности, способности,  потребности  учащихся;  находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработке большей части материала, а значит,  и более усваиваются учениками. При организации учебного процесса обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие универсальные учебные действия, такие как:

1. Системно - деятельностный (проблемное обучение)

2. Метапредметный (интегрированный)

3. Компетентностно - ориентированный

Урок является основной формой организации обучения образовательной области «Технология». Урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Задумываясь о месте своего урока в системе знаний, мы должны заботиться о том вкладе, который этот конкретный урок внесет в нравственное и умственное развитие обучающихся воспитанников.

Урок технологии во многом отличается от уроков по другим предметам, особенно гуманитарным.

В методике трудового обучения различают четыре группы методов:

1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция, устный и письменные инструктажи.

2. Наглядные методы: демонстрирование изучаемых объектов и их изображений (моделей, таблиц, схем, кинофильмов, компьютерных графиков и др.), трудового процесса и его компонентов.

3. Методы самостоятельной работы школьников: упражнения, лабораторно-практические работы, наблюдения, самостоятельная работа с учебно-технической литературой, конструирование и моделирование на компьютере и др.

4. Методы проверки знаний, навыков и умений: устный и письменный опрос, выполнение практических заданий.

В условиях существующих организационных форм обучения применяются различные методические средства. От формы организации обучения во многом зависит выбор тех или иных источников, из которых учащиеся получают знания, поэтому одной из важнейших задач методики является разработка форм организации обучения в единстве с раскрытием их методических возможностей.

Создание методического проекта любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, и далее определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель урока была достигнута.

Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса.

Структура урока может быть такова: 

1. Тема урока. 

2. Цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. 

3. Задачи урока: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др. 

4. Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование умений учащихся действовать по образцу; развитие творческой активности; формирование личностных ориентаций и т. п. 

5. Контроль качества знаний и их корректировка. 

Устный контроль: беседа, объяснение; чтение текста, карты, схемы. Зачет и устный экзамен – наиболее активная и обстоятельная проверка знаний. Письменный контроль: контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты. 

6.Самоанализ урока и постановка новых целей.

  • Общая структура урока. 

  • Реализация основной дидактической цели урока. 

  • Развитие учащихся в процессе обучения. 

  • Воспитание в процессе урока. 

  • Соблюдение основных принципов дидактики. 

  • Выбор методов обучения. 

  • Работа учителя на уроке. 

  • Работа учеников на уроке.

7. На протяжении всего урока мы оцениваем:

  • Организацию рабочего места;

  • Применение теоретических знаний на практике;

  • Самостоятельность выполнения операций;

  • Умение использовать конструкторско-технологическую документацию;

  • Качество выполненной работы (операции);

  • Соблюдение последовательности выполнения операций;

  • Время, которое затратил школьник на выполнение задания;

  • Соблюдение техники безопасности при выполнении любой операции.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель проводит его, используя свои творческие способности, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт учащихся.

Таким образом, современный урок складывается из понимания его, как целостной системы при учете типологии и требований к его подготовке и проведению.

Каким из общих требований должен отвечать качественный современный урок технологии? Каковы основные характерные черты этого урока?

Важнейшим требованием к уроку, является ясность учебной цели, неразрывная связь в решении основных образовательных, воспитательных и развивающих задач и четкое, последовательное их осуществление в ходе проводимого урока.

Продумав содержание и методику проведения урока, учитель выполняет разработку конспекта. В нем учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы, структурно - функционального анализа и своих размышлений над предстоящим уроком. Конспект отражает педагогический замысел урока и является его моделью, сценарием, раскрывая ход урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает организовать учебный материал, логическую последовательность его изложения, определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия.

Конспект включает наименование темы урока, цель, перечень оборудования, содержание учебного материала и методику его изучения.

Таким образом, уроку технологии присущи все требования, относящиеся к современному уроку, но, тем не менее, урок технологии - особый урок и это отражает предложенный материал.

Литература:

1. Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология».  Общая  пояснительная записка// Школа и производство. – 2010.

2. Проектирование деятельностной модели урока технологии  на основе  технологической карты.// Школа и производство. – 2013.

3. Примерные программы по учебным предметам. «Технология 5-9 классы» // Стандарты второго поколения// Просвещение.-2012.